Рефераты. История философии (часть I)






предметность. Сознание предметно потому, что оно интенционально (intentio -

стремление), направлено на предмет. На каждом шагу сознание являет собой

непрерывный выход за свои собственные пределы - выход к предмету.

Интенциональность не наличествует, она функционирует. Интенциональность

сознания невозможно описать как нечто постоянное, как субстанцию. Сознание

формирует смысл о предмете.

В интенциональности сознания, т.е. смыслоформирующей направленности к

предмету, впервые возникает феномен сознания, в отличии от явления

сознания. В феномене сознания впервые появляется предмет-существующий. Для

феноменологически очищенного сознания предмет есть предмет-существующий, а

не предмет-функционирующий (в предметной деятельности). Предмет, о котором

сознание формирует смысл. В этом пункте Гуссерль анализирует понятие "нуль"

в математике.

Если есть какое-либо понятие, должен быть предмет, который обозначается

этим понятием: если есть понятие "студент", то должны существовать реальные

студенты - на лекции, в библиотеке или дома.

Что такое нуль в математике? Это - ничто. Если есть понятие "нуль", то

предмет нуля - это отсутствие предмета, это - несуществование.

Следовательно, понятие нуль отражает признаки небытия. Но сознание

схватывает что-то, когда оперирует понятием "нуль" (или понятием

"небытие"). Какой предмет схватывает сознание, если предмета не существует?

О чем мы мыслим и говорим, когда мыслим и говорим о небытии?

Гуссерль считает, что именно здесь-то и появляется чистое сознание

предмета, поскольку самого предмета нет. Появляется сознание как

смыслоформирование. (Здесь Гуссерль на время как бы забывает об

интенциональности, акцентируя внимание на процессе порождения смысла

предмета).

Итак, Гуссерль различил феномен сознания (или чистое сознание, сознание

как таковое) и явление сознания (или являющееся сознание, проявление).

Вслед за Гуссерлем можно различить, например, феномен добра (чистое добро,

добро как таковое) и явление добра (проявление добра в поступке); феномен

красоты (красота как таковая) и проявление красоты (искусстве, человеческом

поступке) и т.д.

Феноменологическая редукция помогла выявить два аспекта сознания:

сознание как ноэму (предметное содержание мысли) и сознание как ноэзис

(смыслоформирование предмета).

Вещь у Гуссерля преобразуется из ноэматической в ноэтическую, из вещи,

обладающей свойствами в процесс смыслопорождения вещи. Выдвижение на первый

план смысловой (смыслоформирующей) связи субъекта и предмета - вот итог

многолетних философских размышлений Гуссерля. В этом - смысл феноменологии,

различившей явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен

сознания (смыслоформирование, ноэзис).

Рассмотрим феноменологический метод на конкретном примере. Как

воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную

яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с

восприятиями от одной и той же яблони, поэтому синтезирование выступает как

идентирование, т.е. "схватывание" одинакового. Так субъект формирует

представление "об этой яблоне".

Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати

Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эйдос - это идея, не

потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу "яблоня"

субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том

числе и такие ее свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате

достигается эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-

либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний

соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание

обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь

указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания подлинные,

полновесные знаки, в которых человек выражает свое отношение к

происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и приумножить полноту бытия, которая

реализуется в динамике созерцаний, переживаний, их смыслов (эйдосов),

высказываний. Но благодаря чему удается совершить переход от созерцания

отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.

В первом томе "Логических исследований" Гуссерль разбирает традиционное

понимание сознания (т.е."явления сознания") и выявляет чистое сознание -

смыслоформирование. Во втором томе "Логических исследований" Гуссерль

исследует само чистое сознание и выявляет феноменологический аспект

смыслоформирования, в результате которого появляется феноменологическое "Я"

или «Я переживающее».

Другими словами, "Я", переживая мир, переживает по поводу собственных

переживаний. "Я", формируя смыслы относительно мира не останавливается на

этом этапе. "Я" продолжает формировать смыслы самой смыслопорождающей

деятельности сознания. Появляется иерархия переживаний.

Над сознанием, как потоком переживаний, "вторым ярусом" надстраивается

переживание этого потока и выявление субъекта переживаний. "Второй ярус"

переживаний - это сам акт переживания в отличии от сознания как содержания

переживаний.

Подведем некоторый итог. Гуссерль считает необходимым выделить из явления

сознания феномен сознания, т.е. сознание подвергается феноменологической

редукции и появляется чистое сознание, которое интерпретируется как

смыслообразование. Таким образом понимаемое сознание и конституирует

предмет науки.

Нефеноменологическое определение сознания: ноэма - содержание мысли,

т.е. ее предметность, совокупность признаков о предмете Феноменологическое

определение сознания: ноэзис - акт мышления, интенция, смыслообразование

Феноменолог берет предмет созерцания "в скобки", затем он обогащает

созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос (по сравнению с

идеями более конкретный, более жизненный, более смыслоемкий) возвращается

предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира.

8. ПОСТМОДЕРНИЗМ

Вопрос №1

Постмодернизм

Постмодернизм — сложное и неоднородное явление, возникшее в

западноевропейской философиии последней четверти XX века. Первые идеи

постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были

связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов

современной цивилизации. В буквальном смысле слова "постмодернизм" — это

то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с

осмыслением стилевых изменений в европейской философии. Но только в 80-х

годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус

общеупотребимого понятия.

В рамках постмодернизма сегодня работают многие философы, социологи,

лингвисты, филологи, искусствоведы. К наиболее известным представителям

данного направления следует отнести Жана-Франсуа Лиотара, Жана Бодрийара,

Жиля Делеза, Жана Дерриду, Феликса Гваттари и др.

Для становления постмодернистской проблематики большое значение имело

глубокое и разностороннее осмысление ницшеанства, марксизма, фрейдизма.

В строгом смысле философии постмодернизма не существует:

постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности

философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля

мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-

теоретической системы. Постмодернизм принципиально не претендует на

создание философской универсальной теории, уделяя пристальное внимание не

прояснению Всеобщего, а описанию игры Частностями. Он связан с осмыслением

ситуации "конца веков", для которой характерно сомнение в незыблемости мира

и культуры, убежденность в том, что то, с чем имеет дело человек, по сути —

иллюзия, а выбор, который он совершает, возможен лишь как предпочтение

плохого перед еще более худшим. Отсюда столь свойственные постмодернизму

пессимизм, "потеря субъекта", игра со стилями и смыслами предшествующих

эпох, стирание любых границ между определенностями, структурами,

институтами, формами.

Исследование "того, что сделано" и иллюзий с этим связанных, поставило в

центр постмодернистской проблематики осмысление того, "как это сделано",

что выдвинуло на первый план проблемы, требующие прояснения роли знака,

символа, языка и структуропорождающей деятельности.

При этом в онтологическом плане для постмодернизма характерен постепенный

переход от установки "познание мира с целью его переделки" к требованию

деконструкции мира Постмодернизм полностью отказывается от стремления

преобразовать мир на путях его рациональной организации, констатируя

глубинное "сопротивление вещей" этому процессу Осознание сопротивления мира

связано с дистанцированием от него, с требованием перехода на позицию

объекта, что приводит к полному отказу от позитивной онтологии и

рассмотрению ее как абсолютно исчерпанной Отказ от познания мира и,

следовательно, его преобразования ведет к игнорированию значимости истины,

к утверждению множественности и субъективности истин, к тезису о значении

"понимания", а не знания. В этом случае любая систематизация знания теряет

смысл, идеалом выступает "единство" предметных полей, уничтожение

спецификации и предметной определенности. Отсюда требование соединения

науки и искусства, философии и филологии, философии и религии и т. п.

Убежденность в том, что "события всегда опережают теорию", ведет к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.