же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство , а образуют
особый полифонический строй . Но это описание , включающее формально
противоречивый тезис о тождестве части целому , не есть законченная
дефинизация . Более того , такой дефинизации и не может быть , поскольку
всеединство - категория особого рода , не допускающая исчерпывающего
дискуссионного выражения , а имеющая скорей характер интуитивно -
символического указания на некий специфический способ или строй бытия ,
который никогда не удается раскрыть до конца в понятиях.
Истоки подобного статуса всеединства кроются в том, что его философское
продумывание с необходимостью выходит в сферу коренных проблем онтологии,
связанных с апориями единого, бытия и иного, Вследствие этого, философский
вопрос: “как возможно всеединство “ не может иметь одного исчерпывающего
ответа, Заключенная в нем проблема дескрипции внутреннего механизма
всеединства допускает лишь, собственно, не ответ, а только все новые
переформулировки и переосмысливания, которые всякий раз по-новому
демонстрируют апорийность, присущую природе всеединства, однако отнюдь не
дают законченной экспликации этой природы. В итоге, в каждую эпоху жизни
философской традиции постижение всеединства заново оказывается проблемой -
так что всеединство выступает как некий топос философского мышления,
одновременно - предмет философствования и неиссякающее побуждение к нему,
один из вечных источников философского “удивления”.
Русские “ системы всеединства ” далеко не единообразны и вовсе не
составляют одной узкой школы. Но они самым тесным образом связаны с
предшествующей метафизикой всеединства на Западе и , как правило , для
каждой из них несложно увидеть , к какому конкретно учению - или иному
корню - восходит принятое в ней понимание всеединства.
Итак, русская метафизика всеединства включает в себя философские учения ,
где концепция всеединства опирается на
- мифологему Софии Премудрости Божией : Вл. Соловьев, П.А.Флоренский (
раннее учение ) , С.Н. Булгаков , Е.Н. Трубецкой ;
- учение Н.Кузанского : С.Л.Франк , Л.П.Карсавин ;
- монадологию Лейбница : Н.О. Лосский , отчасти Л.П. Карсавин ;
-идеи античного символизма : П.А. Флоренский (позднее учение ) , А.Ф. Лосев
.
С первых же шагов философского становления Соловьева , всеединство - его
девиз , его формула Высшего Начала .Уже в своем произведении “
Мифологический процесс в древнем язычестве” (1873) , он пишет о том , что
языческие боги “ лишь разнообразные выражения всеединого - to pan ” . А
вскоре , всеединство для него уже главное орудие построения всеохватной
философской системы, универсальный, конструктивный принцип . Подобная роль
всеединства , как и в целом его трактовка в философии Соловьева, тесно
связаны с основным рабочим методом этой философии - методом “ критики
отвлеченных начал”.
В частности, по Соловьеву, и бытие, когда оно отождествляется с
Абсолютным, выступает как отвлеченное начало ; его должный статус -
предикат сущего, ибо “ бытие есть отношение между сущим как таким и его
сущностью” . Абсолютное , Бог - это не бытие , а сущее ; а так как
Абсолютное является всеединыем , то истинное его имя - Всеединое Сущее .
Всеединство же как таковое - это Его сущность , которая сверхбытийна .
Когда же всеединство трактуется как бытийный принцип , оно также
становится отвлеченным началом ; в этом случае оно есть “ отрицательное
всеединство” или же “ чистое бытие , равному ничто ... принцип , с которым
нельзя ничего начать и из которого ничего нельзя вывести” . По Соловьеву ,
именно это бесплодное всеединство - исходное начало гегелевской логики , “
принцип Гегеля ” .
Философия Соловьева словно разрушила какой-то барьер. долгое время
мешавший самовыражению русской мысли в развернутой философской форме. Она
положила начало активнейшему философскому движению, в русле которого за
короткий срок возникает обширный ряд религиозно-философских систем .
Ядро учения Трубецкого - концепция Абсолютного (Всеединого) Сознания
-формируется как сочетание , скрещивание соловьевской концепции Абсолютного
как всеединства с неокантианским подходом , утверждающим примат
гносеологических установок и категорий над онтологическими .
Абсолютное Сознание у Трубецкого - собрание всех истин , относящихся ко
всему сущему в мире , а также к Абсолютному как таковому .Истина же
трактуется им гносеологически - как определение содержания знания ,
познающего предмет , истинное суждение о предмете. Наконец , концепции
всеединства и софийного первообраза отчасти конкретизируются и раскрываются
у Трубецкого с помощью идеи преображения , одной из коренных идей русского
религиозного сознания. Замысел Божий о вещи - не отвлеченное понятие , но
сама эта вещь по преображении своей эмпирической природы ; и он является не
чуждым чувственному облику вещи , но преображенно чувственным , духовно-
чувственным .Поэтому “ чувственное не исключено из Абсолютного Сознания , а
наоборот , в нем положено и насквозь пронизано мыслью . Оно не есть ни
только мысль , ни только чувственность , но абсолютный синтез того и
другого ”.
Много внимания уделяет всеединству Флоренский . Правда , относясь
критически к мысли Вл. Соловьева , своего прямого предшественника. Но
,вопреки всем его расхождениям с Соловьевым , в истоке философствования у
них обоих лежала одна и та же глубинная интуиция о бытии , и этою
интуицией было именно всеединство . Ядром всей метафизики “ Столпа и
утверждения Истины” служит тщательное продумывание всеединства в его
существе, как принципа внутренней формы совершенного бытия . Здесь налицо
отличие от Соловьева - основной образ , модель всеединства подчерпывается
из христианских представлений о Церкви . Этот образ всеединства есть
собрание, сообщество личностей, связуемых любовью и силою этой связи
образующих также единою личность - которая и есть София . Раннее учение
Флоренского строится , таким образом , как единство и тождество софиологии
, экклезиологии и метафизики любви . Любовь здесь выступает как закон ,
внутренний принцип всеединства , как сила , созидающая и скрепляющая его .
Утверждаемая Флоренским - и, несомненно, вполне отвечающая духу
новозаветного умозрения - связь всеединства с метафизикой любви, с идеями
самоотдачи, жертвы, была подхвачена в философии Карсавина. Отметим лишь
вкратце то новое , что приносит эта теория . Существенна , прежде всего ,
ее прочная принадлежность руслу христианского “ геоцентрического
персонализма”. В отличие от других систем всеединства, Карсавин прямо
связывает свою онтологию с догматом троичности, вводя онтологическую
структуру триединства - триаду “первоединство-саморазьединение -
самовоссоединение ”, и принимая постулат о тождестве трех начал: Бог-
Триединство-Личность .Всеединство появляется в этой схеме как принцип,
подчиненный, интегрированный в Триединство. Последнее описывает бытийный
процесс, субъектом которого служит Единство ; всеединство же - принцип
статический, а не динамический, принцип структуры, формы, организации, но
не принцип движения процесса. Поэтому у Карсавина всеединство - статический
аспект триединства , “ покой и остановка ” его , принцип строения ,
внутренней организации разъединяющегося-воссоединяющегося Единства .
Интуитивизм, или идеал - реализм, Лосского - другая из систем
всеединства , обладающих гносеологическим уклоном . Но интуитивистская
гносеология носит особый характер , принадлежа к разряду учений , которые
часто именуют “онологической гносеологией” : в них анализ акта познания
направлен , прежде всего , к тому , чтобы установить зависимость
гносеологии от онтологии , открыв онтологические предпосылки познания .
Первый очерк своей системы Лосский дал в небольшой книге “ Мир как
органическое целое ” . Здесь всеединство возникает в рамках онтологии ,
которая представляет бытие как мир “ субстанциальных деятелей ” ,
суверенных конкретно - идеальных сущностей. Сообщество субстанциальных
деятелей образует иерархический мир, между деятелями “ обеспечивается
возможность интуиции, любви , симпатии ” , устанавливается их единодушие ,
а все собрание их приобретает сходство с Софией по описанию “ Столпа и
утверждения Истины ” .
Сфера всеединства отождествляется здесь с Царствием Божиим ; предикат
сверхвременности субстанциальных деятелей приводит к концепции
перевоплощения ; а иерархизм монад , дополненный персоналистской трактовкой
субстанциальных деятелей , рождает идею о личном бытии , присущем
микрочастям мира в их нисходящей иерархии , вплоть до электрона . в
большинстве своем , эти идеи также близки лейбницевой монадологии , хотя и
были в ней не столь акцентированы .
Историю всеединства в России заключают два учения, созданные почти
одновременно, уже после Октябрьского переворота - Опыты философского
символизма Флоренского и Лосева . Они обладают заметным внутренним родством
- как между собой , так и со всем руслом московского православного
умозрения Серебряного Века , неся отпечаток атмосферы , тем и идей , что
жили и развивались в кругах Религиозно-философского общества .
Для Лосева всеединство - тема , сопровождавшая его всю жизнь . Как в
теме музыкальной , тут была сложность , было сплетение противоположных
мотивов . Он не стал строить собственной философии как метафизики
всеединства , еще одной в только что нами рассмотренном ряду .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23