Рефераты. История философии (часть I)






Проблема практики. В трудах В. И. Ленина впервые подчеркнуто, что

практика не только абсолютна (в плане критики агностицизма), но и

относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.

е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может

служить критерием истины, а только такая, какая соотносима с уровнем

развития теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика

вообще, а только практика, взятая в ее историческом развитии.

Проблема всеобщего метода познания. В «Философских тетрадях» В. И. Ленина

выявлена структура («элементы») диалектики как теории и как всеобщего

метода. В диалектику оказались включенными категории, выступающие в

процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную

деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип каузальности и

др.). Он раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и

теории познания.

Проблема кризиса естествознания была особенно актуальна во времена

Ленина. В столкновение, в конфликт приходили материалистические по сути

установки естествоиспытателей с их идеалистическими выводами, которые они

делали после своих исследований. В. И. Ленин подробно проанализировал

кризис в физике, выявил его гносеологические, общеметодологические и

социальные основания и показал, что одним из важнейших средств его

преодоления является переход физиков на позиции сознательно применяемой

диалектики.

Проблема союза философии и естествознания. Эта проблема, развивавшаяся

многими философами прошлого, в том числе отечественными (особенно А. И.

Герценом), была не только теоретически разработана дальше В. И. Лениным, но

и поставлена как практическая, политическая задача. В работе «О значении

воинствующего материализма» (1922) он выдвинул положение о необходимости

установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-

некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже

естественниками, стоящими на позициях идеализма). В. И. Ленин как глава

государства много сделал для начала формирования этого союза сразу же после

Октябрьской революции.

6. ИРРАЦИОНАЛИЗМ

Вопрос№1

Философия жизни (Интуитивизм А.Бергсона)

Философия жизни развивалась не только в Германии.

Анри БЕРГСОН - представитель философии жизни - был наиболее известным и

влиятельным из всех французских философов первой половины XX века.

Движущей силой его рассуждений предстает контраст между "результатом"

познания - теориями и понятиями - и живой действительностью. Его

стратегической идеей является необходимость "дополнить теорию познания

теорией жизни".

"Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной

реальности. Он считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы

пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку

зачерпнуть воду решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна -

вот в чем Бергсон совершенно уверен.

Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью

интуиции, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять

непосредственно. Интуиция призвана ответить на все вопросы, традиционно

считавшиеся философскими.

Философию жизни Бергсона называют еще ИНТУИТИВИЗМОМ. Это течение

философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство

познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и

философским направлениям прошлого, как специфическое течение интуитивизм

возникает на рубеже XIX-XX веков, будучи разновидностью иррационализма.

Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, трактуя его как орудие

оперирования с "мертвыми вещами" - материальными, пространственными

объектами.

"Интеллект, - утверждает он, - характеризуется естественным непониманием

жизни". В физике, например, утверждает Бергсон, время - это не "настоящее"

время. Чувствуя это, мы должны обратиться к характеристикам "истинного"

времени. Анализу физического понятия времени Бергсон посвятил специальную

работу - "Длительность и одновременность", в которой он разбирает

физическое понятие времени как оно представлено в специальной теории

относительности.

Бергсон утверждает, что под научным понятием времени -

"опространствленным", "ненастоящим" - есть "реальная длительность", которая

"нами испытывается". Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона, в

соприкосновение с "истинной природой жизни". "Сущностью" мира для Бергсона

есть "время", но это "качественное", "живое" время радикально отличается от

механическо-физического времени.

Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им

"творческой эволюцией". Настаивая на том, что "настоящая" эволюция есть

"творчество", Бергсон как бы застывает на этой констатации, лишь украшая и

разнообразя ее терминологически - например, заменяя термин "творческая

эволюция" термином "длительность" или словосочетанием "жизненный порыв". Он

абсолютно прав, квалифицируя свою модель эволюции как ненаучную. Скорее

всего она является натурфилософской.

В своей последней крупной философской работе "Два источника морали и

религии" Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа

морали: ЗАКРЫТАЯ и ОТКРЫТАЯ.

"Замкнутое общество" - возникло на основе принуждения с целью сохранить

целостность и устойчивость существующей социальной структуры.

В отличие от "замкнутого общества", охватывающего отдельные замкнутые и

враждебные друг другу группы индивидов, "открытое общество" должно

объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии,

возникающей из "духовного порыва", раскрывающего перед избранными

личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм

"замкнутого общества".

Вопрос №1.1

Философия О. Шпенглера

О.Шпенглер - классик "философии жизни" первой половины XX века и один из

основоположников современной философии культуры, предложивший миру, сразу

после I-ой мировой войны, капитальный культур-философский труд "Закат

Европы" как живой отклик на происходящие события. Это произведение сразу

сделало Шпенглера европейской и даже мировой знаменитостью.

В своей философии Шпенглер взывает не к рассудку и не к разуму, к которым

традиционно обращались философы-академисты, а к эмоциональной, отзывчивой

сфере человека с целью мобилизации духа европейской культуры на осмысление

апокалипсиса

Европы.

Такая нетрадиционность вполне естественно вытекала из:

. Во-первых, мировоззренческих установок Шпенглера, который избегал

какие бы то ни было отношения с представителями академической

философии, не принимал и не признавал традиционные философские школы и

направления.

. Во-вторых, эмоциональность самого Шпенглера, его непосредственные

впечатления о происходящих событиях, заставили задуматься и навеяли

мысль о возможности мирового военного конфликта. Осмысление такой

возможности приводит к переориентации первоначального политико-

публицистического характера его основной работы в русло историологии и

философии культуры.

Шпенглера ставит перед философией в качестве главной задачи "понять мир как

историю". Для него всякое историческое исследование есть настоящая

философия.

Он развивает свои в рамках двух традиций - органицизма и иррационализма.

. Органисцизм. Центральная идея органицизма состоит в интерпретации

любого культурного явления, исторического процесса, события из жизни

отдельно взятого человека как биологического (органического), со всеми

присущими живому признаками и закономерностями.

. Иррационализм, весьма популярный в то время благодаря работам Ницше,

исходил из посылки, что культурное явление или событие из личной жизни

лежат за пределами рационального объяснения, недоступны мыслительному

анализу.

Шпенглер реализует указанные традиции в анализе и объяснении явлений

культуры. С одной стороны, он выстраивает концепцию морфологического

органицизма, представляющего культуру как организм, обладающий своим

строением (морфологией), с другой стороны, определяет основания культуры

иррациональные, выражающиеся в глубинных символах.

Шпенглер рассматривает историю как совокупность чередования циклов

различных культур, из которых каждая имеет свою „душу". Культуры — это

организмы. Они живут, совершая предназначенный им судьбой цикл рождения,

расцвета и упадка. Нынешняя западная культура, согласно Шпенглеру,

вступила в последнюю стадию этого процесса и близится к своей гибели. Этому

способствует преобладание рационализма, перенасыщенность техникой, рост

больших городов, демократия и т.д.

Таким образом центральная тема произведений Шпенглера - это история,

конкретизируемая в понятии культура.

Автор "Заката Европы" принципиально антинаучен и антитеоретичен. Он

исключает самою возможность научного рассмотрения тех вопросов, о которых

пишет. Мистическая интуиция, прозрение ясновидца - вот применяемые

Шпенглером средства для создания своей философии истории.

Исходным понятием для Шпенглера, как и для всей философии жизни,

является понятие - "жизни". В отличие от Дильтея, она отнюдь не сводится к

духовной жизни, но включает, как и у Бергсона, сильнейшую биологическую

тенденцию. Шпенглер принимает это некое творческое жизненное начало,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.