Проблема практики. В трудах В. И. Ленина впервые подчеркнуто, что
практика не только абсолютна (в плане критики агностицизма), но и
относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.
е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может
служить критерием истины, а только такая, какая соотносима с уровнем
развития теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика
вообще, а только практика, взятая в ее историческом развитии.
Проблема всеобщего метода познания. В «Философских тетрадях» В. И. Ленина
выявлена структура («элементы») диалектики как теории и как всеобщего
метода. В диалектику оказались включенными категории, выступающие в
процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную
деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип каузальности и
др.). Он раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и
теории познания.
Проблема кризиса естествознания была особенно актуальна во времена
Ленина. В столкновение, в конфликт приходили материалистические по сути
установки естествоиспытателей с их идеалистическими выводами, которые они
делали после своих исследований. В. И. Ленин подробно проанализировал
кризис в физике, выявил его гносеологические, общеметодологические и
социальные основания и показал, что одним из важнейших средств его
преодоления является переход физиков на позиции сознательно применяемой
диалектики.
Проблема союза философии и естествознания. Эта проблема, развивавшаяся
многими философами прошлого, в том числе отечественными (особенно А. И.
Герценом), была не только теоретически разработана дальше В. И. Лениным, но
и поставлена как практическая, политическая задача. В работе «О значении
воинствующего материализма» (1922) он выдвинул положение о необходимости
установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-
некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже
естественниками, стоящими на позициях идеализма). В. И. Ленин как глава
государства много сделал для начала формирования этого союза сразу же после
Октябрьской революции.
6. ИРРАЦИОНАЛИЗМ
Вопрос№1
Философия жизни (Интуитивизм А.Бергсона)
Философия жизни развивалась не только в Германии.
Анри БЕРГСОН - представитель философии жизни - был наиболее известным и
влиятельным из всех французских философов первой половины XX века.
Движущей силой его рассуждений предстает контраст между "результатом"
познания - теориями и понятиями - и живой действительностью. Его
стратегической идеей является необходимость "дополнить теорию познания
теорией жизни".
"Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной
реальности. Он считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы
пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку
зачерпнуть воду решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна -
вот в чем Бергсон совершенно уверен.
Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью
интуиции, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять
непосредственно. Интуиция призвана ответить на все вопросы, традиционно
считавшиеся философскими.
Философию жизни Бергсона называют еще ИНТУИТИВИЗМОМ. Это течение
философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство
познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и
философским направлениям прошлого, как специфическое течение интуитивизм
возникает на рубеже XIX-XX веков, будучи разновидностью иррационализма.
Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, трактуя его как орудие
оперирования с "мертвыми вещами" - материальными, пространственными
объектами.
"Интеллект, - утверждает он, - характеризуется естественным непониманием
жизни". В физике, например, утверждает Бергсон, время - это не "настоящее"
время. Чувствуя это, мы должны обратиться к характеристикам "истинного"
времени. Анализу физического понятия времени Бергсон посвятил специальную
работу - "Длительность и одновременность", в которой он разбирает
физическое понятие времени как оно представлено в специальной теории
относительности.
Бергсон утверждает, что под научным понятием времени -
"опространствленным", "ненастоящим" - есть "реальная длительность", которая
"нами испытывается". Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона, в
соприкосновение с "истинной природой жизни". "Сущностью" мира для Бергсона
есть "время", но это "качественное", "живое" время радикально отличается от
механическо-физического времени.
Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им
"творческой эволюцией". Настаивая на том, что "настоящая" эволюция есть
"творчество", Бергсон как бы застывает на этой констатации, лишь украшая и
разнообразя ее терминологически - например, заменяя термин "творческая
эволюция" термином "длительность" или словосочетанием "жизненный порыв". Он
абсолютно прав, квалифицируя свою модель эволюции как ненаучную. Скорее
всего она является натурфилософской.
В своей последней крупной философской работе "Два источника морали и
религии" Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа
морали: ЗАКРЫТАЯ и ОТКРЫТАЯ.
"Замкнутое общество" - возникло на основе принуждения с целью сохранить
целостность и устойчивость существующей социальной структуры.
В отличие от "замкнутого общества", охватывающего отдельные замкнутые и
враждебные друг другу группы индивидов, "открытое общество" должно
объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии,
возникающей из "духовного порыва", раскрывающего перед избранными
личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм
"замкнутого общества".
Вопрос №1.1
Философия О. Шпенглера
О.Шпенглер - классик "философии жизни" первой половины XX века и один из
основоположников современной философии культуры, предложивший миру, сразу
после I-ой мировой войны, капитальный культур-философский труд "Закат
Европы" как живой отклик на происходящие события. Это произведение сразу
сделало Шпенглера европейской и даже мировой знаменитостью.
В своей философии Шпенглер взывает не к рассудку и не к разуму, к которым
традиционно обращались философы-академисты, а к эмоциональной, отзывчивой
сфере человека с целью мобилизации духа европейской культуры на осмысление
апокалипсиса
Европы.
Такая нетрадиционность вполне естественно вытекала из:
. Во-первых, мировоззренческих установок Шпенглера, который избегал
какие бы то ни было отношения с представителями академической
философии, не принимал и не признавал традиционные философские школы и
направления.
. Во-вторых, эмоциональность самого Шпенглера, его непосредственные
впечатления о происходящих событиях, заставили задуматься и навеяли
мысль о возможности мирового военного конфликта. Осмысление такой
возможности приводит к переориентации первоначального политико-
публицистического характера его основной работы в русло историологии и
философии культуры.
Шпенглера ставит перед философией в качестве главной задачи "понять мир как
историю". Для него всякое историческое исследование есть настоящая
философия.
Он развивает свои в рамках двух традиций - органицизма и иррационализма.
. Органисцизм. Центральная идея органицизма состоит в интерпретации
любого культурного явления, исторического процесса, события из жизни
отдельно взятого человека как биологического (органического), со всеми
присущими живому признаками и закономерностями.
. Иррационализм, весьма популярный в то время благодаря работам Ницше,
исходил из посылки, что культурное явление или событие из личной жизни
лежат за пределами рационального объяснения, недоступны мыслительному
анализу.
Шпенглер реализует указанные традиции в анализе и объяснении явлений
культуры. С одной стороны, он выстраивает концепцию морфологического
органицизма, представляющего культуру как организм, обладающий своим
строением (морфологией), с другой стороны, определяет основания культуры
иррациональные, выражающиеся в глубинных символах.
Шпенглер рассматривает историю как совокупность чередования циклов
различных культур, из которых каждая имеет свою „душу". Культуры — это
организмы. Они живут, совершая предназначенный им судьбой цикл рождения,
расцвета и упадка. Нынешняя западная культура, согласно Шпенглеру,
вступила в последнюю стадию этого процесса и близится к своей гибели. Этому
способствует преобладание рационализма, перенасыщенность техникой, рост
больших городов, демократия и т.д.
Таким образом центральная тема произведений Шпенглера - это история,
конкретизируемая в понятии культура.
Автор "Заката Европы" принципиально антинаучен и антитеоретичен. Он
исключает самою возможность научного рассмотрения тех вопросов, о которых
пишет. Мистическая интуиция, прозрение ясновидца - вот применяемые
Шпенглером средства для создания своей философии истории.
Исходным понятием для Шпенглера, как и для всей философии жизни,
является понятие - "жизни". В отличие от Дильтея, она отнюдь не сводится к
духовной жизни, но включает, как и у Бергсона, сильнейшую биологическую
тенденцию. Шпенглер принимает это некое творческое жизненное начало,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23