Рефераты. История философии (часть I)






особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и

движущим мотором ее является противоречие. Гегель потребовал переосмыслить

природу понятия. А именно он, отождествлял чистое понятие ("Понятие" с

большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных

понятий, которые существуют в человеческой голове.

Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество

противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики.

Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя

мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба

противоположностей.

Диалектика развития "чистого понятия" составляет общий закон развития

как природы, так и человеческого мышления.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по принципу триады: тезис-

антитезис-синтез, выступая сперва в виде чистых логических сущностей затем

в форме инобытия, идеи или природы, и, наконец, в различных формах

конкретного духа. В синтезе как бы примиряются между собой тезис и

антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не

следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых:

гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и

сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем,

гармонизующем единстве.

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и

духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл

развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового

утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на

более высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший

синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем:

"Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что

она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок

признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо

цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и

вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их

в то же время моментами органического единства, в котором они не только не

противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только

эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".

Таким образом, в основе диалектики Гегеля, как особой модели

философского подхода к миру лежат 3 основных закона:

. «закон отрицания отрицания»,

. «закон перехода количества в качество»,

. «закон единства и борьбы противоположностей».

Эти законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий

диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не

допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать

последний как развивающийся объект.

В учении о бытии Гегель началом движения всех логических категорий

выделял чистое бытие. Это самая пустая абстракция, совершенно лишённая

определений и потому равная своей противоположности, т.е. ничто. Речь

здесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета равно его отсутствию

- утверждать подобное бессмысленно; Гегель рассматривает не бытие того или

иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна,

что совпадает с мыслью о небытии. Бытие по Гегелю лишено всяких

определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно ничто,

ибо ничто есть то же самое отсутствие определений.

Человек размышляя, приходит к мысли, что нужно найти для бытия твёрдое

определение, благодаря которому можно было бы отличить его от ничто. Но все

такие дальнейшие и более конкретные определения уже не оставляют бытие

чистым бытием, каково оно есть непосредственно вначале. Такое стремление

находить в бытии или в ничто устойчивое значение, Гегель определяет как ту

самую необходимость, которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и

сообщает им истинное, т.е. конкретное значение. Развивая свою мысль дальше,

Гегель находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении

исчезновения друг в друге, или в становлении.

Таким образом, имеются три необходимых момента бытия:

. бытие – тезис,

. ничто – антитезис,

. становление – их синтез.

Продолжая следовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом

становления есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это

ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как

бытие с некой определённостью, т.е односторонность и конечность наличного

бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая определённость, которая

тождественна с бытием. Гегель придает большое значение категории качества.

Это связано с тем, что философ стремится отмежеваться от механицизма,

игнорировавшего качественные изменения в мире.

Завершающей категорией учения Гегеля о бытии выступает мера. По его

мнению, мера есть истина количества и качества. Эти две категории суть

единого целого, меры, представляющей собой завершённое бытие. Всё налично

сущее имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах

которых предмет остаётся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры

приводит к появлению нового качества.

В своих рассуждениях о сущности в «Науке Логики» Гегель довольно

чётко говорит о том, каким образом категория меры переходит в сущность.

Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Этот субстрат, лежащий в

основе изменений, есть сущность, которая просвечивает через пёструю игру

изменений, или видимость, и в которую переходит бытие.

В результате Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с

уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью

которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем

естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках,

приближённых к практике технико-экономической деятельности, метод развития

ещё не выступал в сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан.

Произведения Гегеля с самого начала выполняли важнейшую задачу –

сформулировать парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме.

Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной

культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс

становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло

человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к

общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа.

На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия,

после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.

Вопрос №2

Общая характеристика философии марксизма.

В условиях становления и развития промышленной цивилизации, когда

провозглашаемые идеи свободы, равенства и братства, социального равенства и

социальной справедливости не нашли своей практической реализации на основе

идеалистических воззрений, особое значение приобрели проблемы общественного

развития и попытки их осмысления на материалистическое течение. Наиболее

видными его представителями являлись К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-

1895), Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ленин (1870-1924)

Философско-социологическое наследие Маркса, Энгельса, Плеханова,

Ленина очень велико. Особое место в разработке материалистических взглядов

на природу и общество занимают такие работы как «Капитал»(Маркса),

«Диалектика природы» (Энгельс), «К вопросу о развитии монистического

взгляда на историю» (Плеханова), «Материализм и эмпириокритицизм»,

«Государство и революция» (Ленина).

Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование

освобождения порабощённого человечества. Марксизм доказывает неизбежность

уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и зависимости людей. В

философии этот высший смысл исторического процесса оценивается путём

исследования всеобщего практического и духовного опыта человеческого. Такой

обобщённый, всемирно-исторический подход рассмотрения действительности не

всегда соотносим с конкретными прагматическими задачами.

Маркс развивает идеи Гегеля и Фейербаха по проблеме отчуждения

человека, каковыми является экономическое отчуждение, или отчуждённый труд.

Показывая, что в условиях отчуждения теряют свою человеческую сущность не

только рабочий, но и капиталист, он раскрывает процесс устранения

отчуждения, в результате которого можно достичь всемирно-исторической цели

- идеального философского образа универсального человека.

Маркс ведёт острую полемику с теми, кто считает, что уничтожение

частной собственности есть средство для достижения полного общественного

равенства. Распространение «социального равенства» в том виде как его

понимали теоретики глубокоуравнительного коммунизма (равенство труда и его

оплаты или «все общее») приведёт к снижению заинтересованности в труде и

другим негативным последствиям. Уравниловка, по его мнению, приведёт к

тому, что вместо частной собственности капиталистов возникнет всеобщая

частная собственность или «община как всеобщий капиталист» (то есть

казарменный коммунизм). Распределение по труду - вот основной экономический

принцип, который должен лежать в основе первой фазы коммунистической

формации - социализма.

Сердцевиной философии марксизма являются фундаментальные классические

проблемы: отношение человека к миру и мира к человеку, отношения людей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.