особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и
движущим мотором ее является противоречие. Гегель потребовал переосмыслить
природу понятия. А именно он, отождествлял чистое понятие ("Понятие" с
большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных
понятий, которые существуют в человеческой голове.
Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество
противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики.
Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя
мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба
противоположностей.
Диалектика развития "чистого понятия" составляет общий закон развития
как природы, так и человеческого мышления.
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по принципу триады: тезис-
антитезис-синтез, выступая сперва в виде чистых логических сущностей затем
в форме инобытия, идеи или природы, и, наконец, в различных формах
конкретного духа. В синтезе как бы примиряются между собой тезис и
антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не
следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых:
гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и
сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем,
гармонизующем единстве.
Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и
духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл
развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового
утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на
более высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший
синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем:
"Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что
она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок
признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо
цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и
вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их
в то же время моментами органического единства, в котором они не только не
противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только
эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого".
Таким образом, в основе диалектики Гегеля, как особой модели
философского подхода к миру лежат 3 основных закона:
. «закон отрицания отрицания»,
. «закон перехода количества в качество»,
. «закон единства и борьбы противоположностей».
Эти законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий
диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не
допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать
последний как развивающийся объект.
В учении о бытии Гегель началом движения всех логических категорий
выделял чистое бытие. Это самая пустая абстракция, совершенно лишённая
определений и потому равная своей противоположности, т.е. ничто. Речь
здесь идёт, разумеется, не о том, что наличие предмета равно его отсутствию
- утверждать подобное бессмысленно; Гегель рассматривает не бытие того или
иного предмета, а бытие вообще, мысль о котором настолько бессодержательна,
что совпадает с мыслью о небытии. Бытие по Гегелю лишено всяких
определений, представляет собой чистую отвлечённость и потому равно ничто,
ибо ничто есть то же самое отсутствие определений.
Человек размышляя, приходит к мысли, что нужно найти для бытия твёрдое
определение, благодаря которому можно было бы отличить его от ничто. Но все
такие дальнейшие и более конкретные определения уже не оставляют бытие
чистым бытием, каково оно есть непосредственно вначале. Такое стремление
находить в бытии или в ничто устойчивое значение, Гегель определяет как ту
самую необходимость, которая заставляет бытие и ничто двигаться дальше и
сообщает им истинное, т.е. конкретное значение. Развивая свою мысль дальше,
Гегель находит истину бытия и ничто в их взаимопереходе, в движении
исчезновения друг в друге, или в становлении.
Таким образом, имеются три необходимых момента бытия:
. бытие – тезис,
. ничто – антитезис,
. становление – их синтез.
Продолжая следовать ходу мысли Гегеля, мы видим, что результатом
становления есть ставшее, т.е. спокойное единство бытия и ничто. Это
ставшее Гегель называет наличным бытием. Наличное бытие выступает уже как
бытие с некой определённостью, т.е односторонность и конечность наличного
бытия есть качество. Качество, по Гегелю, это такая определённость, которая
тождественна с бытием. Гегель придает большое значение категории качества.
Это связано с тем, что философ стремится отмежеваться от механицизма,
игнорировавшего качественные изменения в мире.
Завершающей категорией учения Гегеля о бытии выступает мера. По его
мнению, мера есть истина количества и качества. Эти две категории суть
единого целого, меры, представляющей собой завершённое бытие. Всё налично
сущее имеет свою меру. Мера обозначает количественные границы, в пределах
которых предмет остаётся предметом, т.е. самим собой. Нарушение меры
приводит к появлению нового качества.
В своих рассуждениях о сущности в «Науке Логики» Гегель довольно
чётко говорит о том, каким образом категория меры переходит в сущность.
Здесь он вводит понятие субстрата изменений. Этот субстрат, лежащий в
основе изменений, есть сущность, которая просвечивает через пёструю игру
изменений, или видимость, и в которую переходит бытие.
В результате Анализируя философскую систему Гегеля, мы можем с
уверенностью сказать, что Гегель совершил попытку создать метод, целью
которого является анализ развития. При этом, следует заметить, в тогдашнем
естествознании, в теоретических и технических дисциплинах и разработках,
приближённых к практике технико-экономической деятельности, метод развития
ещё не выступал в сколько-нибудь чёткой форме, не был глубоко основан.
Произведения Гегеля с самого начала выполняли важнейшую задачу –
сформулировать парадигму теории развития, выразить её в обобщённой форме.
Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной
культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс
становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло
человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к
общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа.
На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия,
после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.
Вопрос №2
Общая характеристика философии марксизма.
В условиях становления и развития промышленной цивилизации, когда
провозглашаемые идеи свободы, равенства и братства, социального равенства и
социальной справедливости не нашли своей практической реализации на основе
идеалистических воззрений, особое значение приобрели проблемы общественного
развития и попытки их осмысления на материалистическое течение. Наиболее
видными его представителями являлись К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-
1895), Г.В. Плеханов (1856-1918), В.И. Ленин (1870-1924)
Философско-социологическое наследие Маркса, Энгельса, Плеханова,
Ленина очень велико. Особое место в разработке материалистических взглядов
на природу и общество занимают такие работы как «Капитал»(Маркса),
«Диалектика природы» (Энгельс), «К вопросу о развитии монистического
взгляда на историю» (Плеханова), «Материализм и эмпириокритицизм»,
«Государство и революция» (Ленина).
Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование
освобождения порабощённого человечества. Марксизм доказывает неизбежность
уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и зависимости людей. В
философии этот высший смысл исторического процесса оценивается путём
исследования всеобщего практического и духовного опыта человеческого. Такой
обобщённый, всемирно-исторический подход рассмотрения действительности не
всегда соотносим с конкретными прагматическими задачами.
Маркс развивает идеи Гегеля и Фейербаха по проблеме отчуждения
человека, каковыми является экономическое отчуждение, или отчуждённый труд.
Показывая, что в условиях отчуждения теряют свою человеческую сущность не
только рабочий, но и капиталист, он раскрывает процесс устранения
отчуждения, в результате которого можно достичь всемирно-исторической цели
- идеального философского образа универсального человека.
Маркс ведёт острую полемику с теми, кто считает, что уничтожение
частной собственности есть средство для достижения полного общественного
равенства. Распространение «социального равенства» в том виде как его
понимали теоретики глубокоуравнительного коммунизма (равенство труда и его
оплаты или «все общее») приведёт к снижению заинтересованности в труде и
другим негативным последствиям. Уравниловка, по его мнению, приведёт к
тому, что вместо частной собственности капиталистов возникнет всеобщая
частная собственность или «община как всеобщий капиталист» (то есть
казарменный коммунизм). Распределение по труду - вот основной экономический
принцип, который должен лежать в основе первой фазы коммунистической
формации - социализма.
Сердцевиной философии марксизма являются фундаментальные классические
проблемы: отношение человека к миру и мира к человеку, отношения людей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23