Рефераты. История философии (часть I)






заявляет, что истина - это Сообщаемость, а истинно то, что можно сообщить

другому, - точнее то, сообщение чего другому объединяет меня с ним, что

служит средством единения. Наука не может дать нам всю истину, говорит

Ясперс, ибо она не может выйти за пределы предметного бытия.

Общезначимость, по Ясперсу, не есть характеристика подлинной истины: истина

носит личный характер и потому для каждого человека своя. Ясперс вводит

принцип множественности истин.

Однако если общезначимость не есть признак истины, то как же тогда отличить

истину от иллюзии, от субъективного произвольного фантазирования?

Средством, позволяющим отличить истину от иллюзий, является опять-таки

коммуникация: если я могу сообщить свою истину другому (а не всему), если

она в принципе сообщаема, то это и является критерием ее истинности.

Таким образом, по Ясперсу, истина впервые обретается в коммуникации.

Коммуникация - не средство распространения истины, сообщения ее, а средство

ее обретения. Сама сообщаемость есть конститутивный момент истины. Наука,

по Ясперсу, предполагает разделение субъекта и объекта, и поэтому именно в

ней истина понимается как соответствие объективному положению вещей.

Подлинная истина, по Ясперсу, может быть определена только через

коммуникацию как сообщаемость.

Коммуникативный характер истины Ясперс непосредственно связывает с ее

историчностью, которая как и коммуникация, является важным моментом

экзистенции. Историчность существования выражается в том, что индивид

всегда оказывается в ситуации. С точки зрения выявления экзистенции

особенно важны, по Ясперсу, так называемые пограничные ситуации: смерть,

страдания, борьба, вина....

В историчности экзистенции выражается, по Ясперсу, нечто неповторимо

однократное. Он пишет так: "Если мы будем рассматривать историю с точки

зрения всеобщих законов,.. то мы никогда не соприкоснемся с самой историей.

Ибо история есть нечто индивидуальное, однократное... "

Ясперс считает исследования истории различными науками правомерными. Но до

тех пор, пока они не берутся окончательно решить вопрос о природе

исторической реальности, а тем самым и ответить на вопрос, что такое

человек. Здесь, по Ясперсу, пролегает граница всякого познания, и ни

биология, ни физиология, ни социология, ни историческая наука никогда не

смогут дать ответа на вопрос о сущности человека. Здесь кончаются

"проблемы" и начинаются "тайны".

По Ясперсу, "философия существования" не может быть систематичной: она

скорее "философствование", чем "философия". Но нужно отметить, что

"философствование" Ясперса все-таки представляет собой вполне

определенную систему.

Вопрос№2

Философия герменевтики (Гадамер, Дильтей)

Х.-Г.Гадамер является основоположником философской герменевтики.

Герменевтика сложилась как теория о предпосылках, возможностях и

особенностях процесса понимания. Название "герменевтика" восходит к

древнегреческому "hermeneia" - "толкование" и находится в символической

связи с Олимпийским богом Гермесом, который вошел в мифологию как

изобретатель языка и письменности, а также вестник богов; Гермес выполнял

посредническую функцию между богами и людьми, между живыми и мертвыми,

воплощая собой звено опосредования противоположностей.

Традиции герменевтики были заложены еще в средние века при истолковании

библейских текстов и способствовали разъяснению и истолкованию текстов, и

лежали в основе перевода текстов с языка одной эпохи на язык другой эпохи.

Основы герменевтики как общей теории понимания были заложены

Ф.Шлейермахером (1768-1834), который выделил в тексте предметно-

содержательный и индивидуально-личностный аспекты. Содержание текста, т.е.

то, что описывалось, было противопоставлено выражению текста, т.е. тому,

как описывалось событие, особенностям стиля изложения, проставлению

акцентов в тексте и т.д. Главное в герменевтике, как считал Шлейермахер,

понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих мыслящих

индивидов, создавших тот или иной текст. Последний аспект получил названия

выразительного и долгие годы был собственным предметом понимания и

толкования.

В настоящее время в герменевтике понятие "текст" рассматривается предельно

широко: от письменной формы в рамках естественного языка до записи текста в

любой знаковой системе, от формы живого высказывания до выражения чувств и

эмоций, выраженных в форме восклицаний (междометий).

Герменевтику интересует человек, живущий не столько в объективном

мире, сколько в пространстве истории и культуры, в мире социально-

исторических ценностей и личностных смыслов. Чтобы понять человека,

необходимо понять условия его жизни и его обычаи, мысли и полученные

знания, искусства, к которым стремится человек и глубинные основания его

желаний и стремлений; необходимо отыскать индивидуальное в смысловом поле

социально-исторических установок и ценностей конкретной культуры.

Спецификой герменевтики является установление связи и определенных

отношений - понимания - между двумя субъектами понимания: интерпретатора и

интерпретируемого, принадлежащих, как правило, к разным культурам, а если к

той же самой культуре, то имеющих различные личностные ориентации и

установки. Сегодня является признанным, что особенностью герменевтических

феноменов является их принципиальная ненаблюдаемость. Герменевтические

феномены можно квалифицировать как фундаментальные основания жизни

отдельных индивидов, трудноуловимые глубинные основания культуры в целом.

Выделение герменевтических феноменов в особую область исследования

позволяет увидеть генетические и функциональные связи духовного опыта

человека, базовые механизмы формирования личности и культуры в целом.

Выделение философской герменевтики в особую область научного

исследования, ставшее возможным благодаря работам Ф.Д.Э.Шлейермахера,

В.Дильтея, и особенно Х.-Г.Гадамера - классика герменевтики ХХ века,

позволило подойти к решению проблем научного моделирования поведения и

деятельности человека, игровых способов организации действий, построения

типологии коммуникативных связей и отношений, социокультурной реальности в

целом. Герменевтические феномены рассматриваются в качестве "органов

понимания", "организатора" жизни и деятельности чело

века, основания аксиоматизации собственной жизни.

Человек живет в мире переизбытка информации, схем и концептуализаций в

связи с чем резко возрастает потребность в поиске соответствующего языка

понимания, достоверной интерпретации контекста и подтекста высказываний.

Возникает желание человека понять самого себя,- с этих и подобных вопросов

зародилась герменевтика.

Дильтей и становление философии герменевтики

Дильтей (1833—1911), расширил понятие герменевтики до ее понимания как

особой философской дисциплины, выступающей своеобразной методологией наук о

духе. Однако, в отличие от предшествующих авторов, он занимает нечисто

объективистско-рационалистическую позицию, а пытается объединить в этой

науке психологические и объективные методы.

Методика понимания, наряду с ее логическими характеристиками и

особенностями дополняется в его трудах еще двумя компонентами проявления

жизни.

Это, во-первых, поступки, совершая которые человек исходит не только из

знания, но и иных мотивов.

И, во-вторых, переживания, которые определяют глубину восприятия

человеком мира, других людей и т.д. Переживание лежит в основе

художественных форм самовыражения человека (искусство), где истинность в

объективированном смысле недостижима, а оценка осуществляется с помощью

иных категорий, например правды, лжи, эстетических оценок.

Дильтей расширяет область действия герменевтики, рассматривая ее не

только как методику понимания объективированных структур духовной жизни

(тексты), но как более общий метод понимания всех проявлений человеческой

духовности (поступки, жесты, мимика и пр.).

Собственно говоря, понимать мы можем все, что позволяет нам выявлять

духовные самовыражения исследуемого объекта. Общей базой, позволяющей нам

объективировать способы понимания, выступает язык, точнее, язык данной

культуры, который влияет на восприятие и ретрансляцию информации о внешнем

и духовном мире. Поэтому люди одной культуры, одного этноса могут понимать

то, что для людей иной культуры требует дополнительного истолкования.

Постепенно, на базе идей Дильтея, особенно ее субъективно-

психологической части, развивается современная герменевтика, которая

реализуется уже как прямая антисциентистская мировоззренческая позиция.

Гадамер

Классическим выражением герменевтики становятся идеи немецкого философа

Х.-Г. Гадамера(р 1900), указывающего на два основных направления, которые

взаимосвязаны постановкой задач, но различаются по методам их реализации.

С одной стороны, герменевтика рассматривается как «историческая

реконструкция» произведений искусства (Шлейермахер), т. е. это прежде всего

метод эстетического анализа. Его цель — воссоздать культурный контекст, в

котором было создано произведение, так как именно это позволит понять его

истинный смысл. Однако такой подход таит в себе опасность, которая присуща

всякой реконструкции прошлого, а именно опасность излишней модернизации,

когда смысл произведения детерминируется современными взглядами и

потребностями.

С другой стороны, герменевтика трактуется не как некая реконструктивная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.