Рефераты. История философии (часть I)






связанной с заблуждениями. Разум, пребывающий в состоянии «ученого

незнания» и противостоящий гордыне рассудка, бесконечно приближается к

истине. Центральный герой ряда его диалогов, «простец», противостоящий

схоластической «учености», выступал у Николая Кузанского как персонификация

разума.

Вопрос №3

Натурфилософия эпохи Возрождения. Философия Д. Бруно.

Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая

философская область - философия природы (Натурфилософия) Ее приход был

подготовлен всем предшествующим развитием гуманистической философии и

культуры Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые

горизонты, приходит к убеждению своего прочного, творческого и свободного

закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный

характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности и достоинства

человека, идеалы свободы являются духовным климатом, в котором рождается и

новая философия природы.

Натурфилософия Ренессанса исходила из античного наследия - платонизма,

стоического пантеизма, ионической философии. Она обращается к

неортодоксальным традициям средневекового философского мышления,

аверроистским и неоплатонистским направлениям. Характерным для философии

природы в период Ренессанса является прежде всего отвращение к

схоластике. Схоластическое учение о природе в сущности никогда не

переходило границ теоретических спекуляций. В противоположность этому

философы Возрождения на первый план выдвигают опыт, исследование природы

в целостности, умозрительное ее истолкование.

Новые тенденции в натурфилософии получили отражение в творчестве ее

наиболее знаменитого представителя - Джордано Бруно(1548-1600). Он еще

более углубил тенденцию, характерную для Николая Кузанского мыслить

высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и

бесконечного).

Бруно создал последовательно пантеистическое учение, враждебное

средневековому теизму. Он опирался не только на Николая Кузанского, но и

на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает

важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с

ним и представление о конечности космоса. Коперник считает, что

Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной

бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли но сравнению

с размерами Вселенной очень малы.

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и

бесконечный космос.

Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и

традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому

активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала

беспредельного, а потому пассивного, с другой.

Таким образом, Бруно не только передает самой природе то, что в средние

века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс, он

идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало

жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось

присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».

Взгляды Бруно прокладывали путь к материалистическому пониманию природы.

Неудивительно, что его учение было осуждено церковью как еретическое.

Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения.

Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году был сожжен на

костре.

Новое соотношение между материей и формой, новое понимание

материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание,

существенно отличное от античного.

Если для древнегреческого философа предел выше

беспредельного, завершенное и целое прекраснее

незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность

богаче актуальности; движение и становление предпочтительнее

неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо

притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной

бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского

и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII

века, как Галилей и Кавальери.

4. Философия Нового времени

Вопрос №1

Эмпиризм Нового Времени, Ф. Бэкон

Одним из крупнейших философов Нового времени был Фрэнсис Бэкон (1561—1626).

В разработке своей философии он опирался на достижения прежней

натурфилософии и результаты опытных наук. Ф. Бэкон увидел противоречие

между схоластикой и методологическим основанием развивающегося

естествознания.

Если Декарт был представителем рационализма в новой философии и выдвинул в

качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, то Бэкон – явился

родоначальником другого направления, а именно эмпиризма[2], требующего

исходить из опыта. Чтобы получить истинное знание о природе, необходимо, по

мнению Бэкона, в корне изменить научные методы исследования.

Не отвергая значения дедукции в получении нового знания, Ф. Бэкон выдвигал

на передний план индуктивный метод научного познания, от изучения единичных

фактов к общим положениям с опорой на результаты эксперимента.

Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная

индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается

присущее им свойство.

Пытаясь сделать метод индукции по возможности более строгим и тем самым

создать "истинную индукцию", Бэкон считает необходимым искать не только

факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его.

По мнению Ф. Бэкона, исследованию природы и развитию философии мешают

заблуждения, предрассудки, познавательные «идолы». Он называл "идолами" -

различного рода предрассудки, или предрасположения, которыми обременено

сознание человека. Существуют, по Бэкону, «идолы» четырех родов:

. идолы рода - они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и

особенно в разуме человека, и освободиться от них всего труднее. Бэкон

уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, изогнутость которого

искажает все то, что отражается в нем. Примером такой "изогнутости"

Бэкон считает стремление человека истолковывать природу по аналогии с

самим собой, откуда рождается самое скверное из заблуждений.

. идолы пещеры, - обусловлены индивидуальным жизненным опытом узостью

(«пещерностью») этого опыта; В этом смысле каждый человек смотрит на

мир как бы из своей пещеры, и это приводит к субъективному искажению

картины мира.

. идолы площади- возникают в результате принятия слов «толпой», при

«взаимной связанности» людей, когда слова либо имеют разный смысл,

либо обозначают несуществующие вещи; включаясь в язык исследователя,

они мешают достижению истины.

. идолы театра, источник которых - вера в авторитеты, мешающая людям без

предубеждения самим исследовать природу. Это — те или иные философские

творения, гипотезы ученых, многие начала и аксиомы наук; они созданы

как бы для театрального представления.

Необходимо уметь распознавать все эти «идолы» и преодолевать их. Построение

понятий «через истинную индукцию, - утверждал Ф. Бэкон, -есть, несомненно,

подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать идолы» .

Предметом философии, по Бэкону, являются:

. бог

. природа

. человек.

Философия - концентрирует внимание на природе (богословие, с его точки

зрения, остается за пределами науки); задача «естественной философии»

—познать единство природы, дать «копию Вселенной».

Философы делятся на три группы:

Одних можно сравнить с пауками, которые ткут паутину своей системы лишь из

индивидуального сознания; их представления и утверждения не подтверждаются

опытом.

Вторые могут быть уподоблены муравьям, они собирают в свой философский

муравейник все, что встречается им на пути; это грубые эмпирики.

Истинный философ подобен пчеле, которая облетает цветы, собирает различные

соки и перерабатывает их в мед; иначе говоря, подлинный философ должен

перерабатывать в своем мышлении данные опыта и восходить к предельным

обобщениям.

Однако при всем влиянии Бэкона нельзя не отметить, что английский философ

сделал несколько односторонний акцент на эмпирических методах исследования,

недооценив при этом роль рационального начала в познании и прежде всего -

математики. Поэтому развитие нового естествознания в XVII в. пошло не

совсем по тому пути, какой ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как

бы тщательно он ни был отработан, все же не мог дать всеобщего и

необходимого знания, к какому стремится наука. И хотя бэконовский призыв

обратиться к опыту был услышан и поддержан, экспериментально-математическое

естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который

мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.

Вопрос №2

Рационализм Философии Просвещения

XVII и XVIII столетия характеризуются широкой разработкой

методологической стороны философии и наук о природе. Это направление

научной и философской мысли представлено основателем новейшего рационализма

в философии Р. Декартом (1596—1650). Результатом новых методологических

установок, а также возникающих в данный период взглядов на природу является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.