Рефераты. История философии (часть I)






вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам

утоления этой жажды. Государство так же создается не ради того, чтобы жить

вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а

совершенством гражданина в свою очередь — совершенность государства. При

этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая

идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством

общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей,

должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных

граждан, должен создать совершенное государство.

Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает

рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в

силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к

подчинению, другие же — к властвованию. Это общий закон природы — ему

подчинены все одушевленные существа.

Если экономический индивидуализм берет верх и ставит под угрозу

интересы целого, государство должно вмешаться в эту область. Аристотель,

анализируя проблемы экономики, показал роль денег в процессе обмена и

вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в

политическую экономию.

Он выделял такие формы государственного правления, как:

Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии —

олигархию, от политии - демократию. В основе всех общественных потрясений

лежит имущественное неравенство.

По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязание на власть

в государстве на том, что имущественное благосостояние — удел немногих, а

свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих

классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Аристотель

подчеркивал, что отношение между бедными и богатыми — отношение не просто

различия, а противоположности.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через

посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду

«средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший

строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет

большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. При всякого

рода государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни

одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою

политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за

правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в

источник личного обогащения.

3. Философия возрождения

Вопрос №1

Общая характеристика Гуманизма и антропоцентризма 1 периода философии

возрождения.

В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода:

. Первый (14 в.) — период размежевания со средневековой философией и

рождения гуманизма.

. Второй период (15 — нач. 16 вв.) — это этап созревания альтернативных

мировозренческих моделей, вынужденных до определенного времени

сосуществовать вместе и искать компромисса.

. Третий, последний период философии Возрождения (16- нач. 17 вв.)

знаменуется началом общеевропейской религиозной революции –

Реформации, которая стимулировала ряд дискуссий с далеко идущими для

европейской философии последствиями.

Итак, подробнее остановимся на первом этапе философии возрождения. В этот

исторический период меняется общая ориентация философии и сам стиль

философствования. На первый план выходит проблема человека, определившая

гуманистическую направленность развития философской мысли.

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи.

Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского

humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в

ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной

премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и

самосовершенствование.

Гуманизм связан с такими именами, как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо

Балла, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и др. Это время отвержения

догматической схоластики и обоснования идеи возрождения человека из духа

античности. Гуманистическое течение представлено философами и поэтами Данте

Алигьери и Франческо Петрарка.

Как в своих поэтических произведениях, так и в философских трактатах

мыслители проводят идею ценности земной жизни, критического отношения к

официальной религии и ее представителям, а главное они — постулируют новое

отношение к человеку, его чувствам, его месту в мире.

Эти взгляды становятся в оппозицию к религии и университетам,

придерживающимся схоластических традиций.

Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец

самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Это, в

свою очередь, приводит к изменению морально-этических построений, которыми

должен руководствоваться человек. В основе - принцип равенства всех людей,

а доблести человека оказываются важнее происхождения. Утверждаются

антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и

наслаждения человека.

Господство антропологизма, т.е. философской концепции, усматривающей в

понятии человек основную категорию и исходящее из нее в объяснении природы,

общества и мышления, сказывается и в искусстве. Именно здесь человек

уподобляется Богу и творит. Т.о. в центре возрожденческого восприятия

оказывается уже не Космос античности, не Бог средневековья, а человек.

Проблема духовного творчества, которая, охватывая все сферы бытия,

бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым

богом» или «как бы богом». Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и

житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-

итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть»). Натуроподобно

отражая эти идеалы, Возрождение придает воспитательным чаяниям эпохи

убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие),

Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и

Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре

своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного

диалога.

Вопрос №2

Философия Николая Кузанского (Платонизм и Неоплатонизм).

Для характеристики тех изменений, которые происходили в философии,

можно в качестве примера рассмотреть творчество одного из наиболее

последовательных и глубоких мыслителей эпохи Возрождения Николая Кузанского

(1401—1464), с именем которого связывают переход от средневекового к

ренессансному стилю мышления.

Николай Кузанский (наст. имя и фам. Николай Кребс) являлся философом,

теологом, ученым, а также церковно-политическим деятелем. В 1440 выходит

его первая и самая известная философская книга «Об ученом незнании». Нужно

отметить, что Кузанский являлся автором множества философских трудов, среди

которых особенно выделяются сочинения: «Об искании бога», «О даре Отца

светов», «О становлении»; «Книги простеца»: «Простец о мудрости», «Простец

об уме» и др. В них он синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма,

интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей Возрождения.

Главные проблемы философии Кузанского это:

. Отношение Бога к миру,

. Место и роль человека в мире,

. Природа познания.

Как диалектик, Николай Кузанский разработал важнейший методологический

принцип: совпадение противоположностей в едином предмете. Это приводит его

к антитеологической трактовке Бога. Кузанский сблизил бесконечного Бога и

конечный мир, преодолевая присущий теизму разрыв между творцом и его

творением.

Бог — «абсолютный» или «бесконечный максимум», мир — это проявление Бога,

«ограниченный максимум», «абсолютный минимум» или потенциальная

бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой

ничтожной вещи. Соответственно этому понятие бесконечного становится мерой

всего сущего. Мир у Кузанского не бесконечен, так как в центре его

находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя

мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут.

Принцип о том, когда единое становится всем, Кузанский развил в

оригинальный вывод о том, что единое не имеет противоположностей, а значит,

тождественно беспредельному и бесконечному.

Николай Кузанский возродил античный взгляд на человека как на микрокосмос -

своеобразное подобие природы и Бога. Человек – существо, соединяющее в себе

божественное и земное, он воспроизводит в себе окружающий мир, подобен ему.

Особенно примечательны гносеологические принципы философа. Познание

осуществляется, по Николаю Кузанскому, благодаря взаимодействию чувств,

рассудка и разума.

Чувственное познание, которым обладают и животные, является ограниченной

способностью ума.

Рассудок, опираясь на материал, поставленный чувствами, образует общие,

абстрактные понятия. Он самоуверенно и догматически исходит из нерушимости

своих установлений.

На самой высокой ступени познания расположен разум, который преодолевает

ограниченность чувственного познания и рассудка. Именно разум (интеллект) —

является главным отличием человека от животных.

Николай Кузанский диалектично подходил к истине, видя ее неотделимо

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.