Рефераты. История философии (часть I)






которым мы слиты не через посредство сознания, а в самом нашем бытии.

Отсюда в сознании познающего субъекта всегда присутствует два компонента:

актуально данное, например восприятие дома или дерева, и потенциально

имеющееся. Ограниченная область данного, т. е. известного, определенного,

окружена безграничным фоном неизвестного, неопределенного. Этот фон есть

бытие, как таковое, бытие, сплошь заполненное неизвестными нам, но в себе

самих определенными содержаниями. Мы не знаем, что конкретно наполняет эту

безграничность, но мы знаем, что они всегда заполнена, т. е. что область

данною не исчерпывает всей полноты сущего.

Проникновение в неизвестное, приписывание неопределенному определенного

содержания и составляет, по Франку, суть процесса познания. При этом

познанное конкретное содержание (А) будет содержанием именно предмета ( Х

), г. е. самого бытия. Потому и содержание знания. т. е. наше представление

о бытии, в конечном счете совпадает с содержанием самого предмета знания,

т. е. со свойствами бытия, как оно существует само по себе. Иными словами,

в форме бытия мы непосредственно обладаем тем, что в форме содержания

знания есть результат особого процесса познавания. В этой связи может

возникнуть вопрос: зачем вообще необходимо познание, если мы и так

потенциально способны обладать всем, что нам может встретиться в опыте?

В самой общей форме ответ Франка таков Потенциальное обладание

предметом знания не есть еще знание об этом предмете: это только

возможность знания, но не само знание. От познающего субъекта требуются

специальные усилия для того, чтобы потенциально имеющуюся у него информацию

в форме непосредственного переживания относительно предмета познания

превратить в содержание знания Это осуществляется, во-первых, с помощью

особой познавательной операции, которую Франк, следуя за Э. Гуссерлем,

называет интенциональностью сознания и познания, в основе которой лежит

концентрация внимания на том или ином непосредственно имеющемся нас в

данный момент переживании, которое возникает в результате контакта чувств и

сознания человека с тем или иным фрагментом бытия, выделение этого

переживания из всего потока переживаний. Во-вторых, выделенное из потока

переживаний конкретное переживание, например восприятие дома или какого-

нибудь предмета красного цвета, необходимо соотнести со всей остальной

совокупностью переживаний и тем самым определить его своеобразие в отличие

от всех других. В результате подобных познавательных операций «слепой поток

переживаний», в котором, по Франку, и состоит жизнь сознания и который

образует материал знания, потенциально всегда имеющийся у познающего

субъекта в силу его постоянной и неустранимой включенности в бытие, и

превращается в знание.

Таким образом, процесс познания изображается Франком как актуализация

потенциального — как прояснение того, что ранее уже присутствовало в

сознании, но в неявной, затемненной форме (форме «слепых переживаний»). как

переход от переживания бытия, которым мы непосредственно обладаем в силу

нашей включенности в это бытие, к знанию о бытии, т. е. к представлению его

(бытия) а познавательных формах, в которых потенциально имеющееся

содержание знания (материал знания) становится актуально наличным, более

или менее четко обозначенным и определенным. Сама же эта актуализация

потенциально сущего в нас бытия, как бы просветление этой смутной,

сумеречной сферы, непосредственно данной нам как поток переживаний, по

мнению Франка, может быть осуществлена в двух формах, соответственно этому

существует два основных типа знания.

Сознание может, во-первых, сосредоточиться на абстрактном единстве

бытия. При этом переживаемое преобразуется в противостоящий субъекту

предмет, а сознание суживается до простой направленности на этот предмет

(интенциональности), утрачивая свое существенное содержание как потока

переживаний. Этот способ актуализации потенциального составляет основание

отвлеченного рационально-рассудочного познания. Во-вторых, переход от

переживания к знанию, т. е. к актуальному обладанию бытием, может

совершаться не через отрешение от переживания, а через его расширение до

всей полноты бытия. В этом случае обладание бытием есть уже не

направленность сознания на предмет, а обладание в смысле слияния моего Я с

предметом, приобщения моей жизни к всеобщей жизни, т. е. к жизни

всеединства. Здесь уже имеет место более высокий тип знания — знание

интуитивное как переживание самого бытия, как единство переживания и

знания.

Обобщенно говоря, отличительную особенность отвлеченного (предметного)

знания Франк усматривает в том, что познаваемый предмет в нем

воспринимается и мыслится как нечто внешнее субъекту, лишенное собственной

значимости, постигаемое (хотя бы в принципе) в ясных, отчетливых и

общезначимых понятиях. Предметное знание дает нам трезвый. «рассудочный,

обмирщенный образ мира», единственным отношением к которому является

отношение трезвой ориентации в нем. Этот образ мира соответствует трезвой,

обыденной, рассудочной установке нашего духа, расчленяющий действительность

на совокупность отдельных, относительно обособленных определенностей,

противостоящих человеческому сознанию.

В интуитивном знании, в отличие от предметного знания, субъект и объект

познания не противостоят друг другу, а взаимопронизывают и взаимополагают

друг друга. Простейший пример — эстетическое восприятие Здесь предмет

перестает быть частью холодного, равнодушного мира, мы ощущаем его сродство

с нашим внутренним существом, мы как бы вступаем в контакт с чем-то близким

нам. Если в предметном познании объект ношения предстает как нечто внешнее,

пассивное, а активность исходит от субъекта, который, стремясь обнаружить

свойства объекта всеми имеющимися у него средствами (в актах внимания,

созерцания, логического вывода, сравнения и т. д.). преобразует данный в

интуиции материал знания, то в интуитивном знании эту функцию может взять

на себя только внутреннее переживание, живое общение, своеобразный диалог с

предметом познания, когда в ответ на наше заинтересованное, глубоко

личностное отношение объект так или иначе самовыражается, самораскрывается.

Этот гносеологический феномен, служащий предпосылкой познания

реальности, Франк называет откровением. «Откровение, — пишет он, — есть

всюду, где что-либо сущее (очевидно живое и обладающее сознанием) само,

собственной активностью, как бы по собственной инициативе, открывает себя

другому через воздействие на него». Чаше всего своеобразие этой

познавательной ситуации Франк иллюстрирует, обращаясь к внутреннему миру

человека. В то же время он подчеркивает, что этот феномен присущ реальности

как таковой, во всех ее проявлениях и формах существования, поскольку она

есть не что иное, как само себе открывающееся и само себя сознающее бытие.

В результате знание перестает быть безличным, чисто объективным и

превращается в знание-переживание, в знание-общение, дающее предмет в его

непосредственной целостности и собственной значимости. Пережить,

прочувствовать что-либо — значит знать предмет «изнутри», в общей жизни с

ним.

В интуитивном познании, по Франку, мы имеем дело не только с единством

субъекта и объекта, но и с их единством со средствами познания. Это значит,

что в конце концов сам человек в своей целостности является здесь основным

онтологическим «инструментом», «средством» познания. Лишь себя субъект

здесь может использовать в качестве средства познания, а именно дать в себе

же место для откровения другого; лишь изменяя себя самого, человек обретает

новый опыт. Главная задача, которая в этой связи встает перед человеком, —

преодолеть узкие рамки объективирующего, безличностного отношения к

окружающей действительности.

В предметном и интуитивном знании задействованы разные структуры

человеческого существа. В первом человек действует как чистый ум, во втором

— как личность, т. с. как воедино собранная совокупность всех его сил и

способностей. И в этом своем качестве он выступает как нечто индивидуальное

и уникальное, абсолютно незаменимое в совокупном бытии. Из этого следует,

что результаты интуитивного познания в решающей степени зависят от

духовного склада конкретной личности, от пережитого и накопленного ею

жизненного и духовного опыта. Это не значит, что тем самым интуитивное

познание становится чисто субъективным; оно сохраняет свойства

объективности, но на других путях и другими средствами, чем это достигается

в отвлеченном знании, — главным образом на путях «слияния моей

индивидуальной жизни с жизнью всеединства», формирования духовной общности

людей, вовлеченных в процесс познания.

Хотя, с точки зрения Франка, предметное, рационально-рассудочное знание

не может дать ответа на основные вопросы человеческого бытия, тем не менее

он признает его в качестве необходимой ступени развития познания. «Момент

рациональности, — пишет он, — ...остается для нас объективно реальным

элементом самого бытия, и потому опирающаяся на него установка трезвого

рационального миропонимания как таковая вполне оправданна и уместна. Более

того: отвлеченный иррационализм, отрицающий объективную значимость

рационального начала, есть направление еще более ложное и вредное, чем

отвлеченный рационализм».

Характеризуя свое мировоззрение в целом. Франк указывал на то, что

одним из важнейших мотивов его творческой деятельности всегда являлось

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.