которым мы слиты не через посредство сознания, а в самом нашем бытии.
Отсюда в сознании познающего субъекта всегда присутствует два компонента:
актуально данное, например восприятие дома или дерева, и потенциально
имеющееся. Ограниченная область данного, т. е. известного, определенного,
окружена безграничным фоном неизвестного, неопределенного. Этот фон есть
бытие, как таковое, бытие, сплошь заполненное неизвестными нам, но в себе
самих определенными содержаниями. Мы не знаем, что конкретно наполняет эту
безграничность, но мы знаем, что они всегда заполнена, т. е. что область
данною не исчерпывает всей полноты сущего.
Проникновение в неизвестное, приписывание неопределенному определенного
содержания и составляет, по Франку, суть процесса познания. При этом
познанное конкретное содержание (А) будет содержанием именно предмета ( Х
), г. е. самого бытия. Потому и содержание знания. т. е. наше представление
о бытии, в конечном счете совпадает с содержанием самого предмета знания,
т. е. со свойствами бытия, как оно существует само по себе. Иными словами,
в форме бытия мы непосредственно обладаем тем, что в форме содержания
знания есть результат особого процесса познавания. В этой связи может
возникнуть вопрос: зачем вообще необходимо познание, если мы и так
потенциально способны обладать всем, что нам может встретиться в опыте?
В самой общей форме ответ Франка таков Потенциальное обладание
предметом знания не есть еще знание об этом предмете: это только
возможность знания, но не само знание. От познающего субъекта требуются
специальные усилия для того, чтобы потенциально имеющуюся у него информацию
в форме непосредственного переживания относительно предмета познания
превратить в содержание знания Это осуществляется, во-первых, с помощью
особой познавательной операции, которую Франк, следуя за Э. Гуссерлем,
называет интенциональностью сознания и познания, в основе которой лежит
концентрация внимания на том или ином непосредственно имеющемся нас в
данный момент переживании, которое возникает в результате контакта чувств и
сознания человека с тем или иным фрагментом бытия, выделение этого
переживания из всего потока переживаний. Во-вторых, выделенное из потока
переживаний конкретное переживание, например восприятие дома или какого-
нибудь предмета красного цвета, необходимо соотнести со всей остальной
совокупностью переживаний и тем самым определить его своеобразие в отличие
от всех других. В результате подобных познавательных операций «слепой поток
переживаний», в котором, по Франку, и состоит жизнь сознания и который
образует материал знания, потенциально всегда имеющийся у познающего
субъекта в силу его постоянной и неустранимой включенности в бытие, и
превращается в знание.
Таким образом, процесс познания изображается Франком как актуализация
потенциального — как прояснение того, что ранее уже присутствовало в
сознании, но в неявной, затемненной форме (форме «слепых переживаний»). как
переход от переживания бытия, которым мы непосредственно обладаем в силу
нашей включенности в это бытие, к знанию о бытии, т. е. к представлению его
(бытия) а познавательных формах, в которых потенциально имеющееся
содержание знания (материал знания) становится актуально наличным, более
или менее четко обозначенным и определенным. Сама же эта актуализация
потенциально сущего в нас бытия, как бы просветление этой смутной,
сумеречной сферы, непосредственно данной нам как поток переживаний, по
мнению Франка, может быть осуществлена в двух формах, соответственно этому
существует два основных типа знания.
Сознание может, во-первых, сосредоточиться на абстрактном единстве
бытия. При этом переживаемое преобразуется в противостоящий субъекту
предмет, а сознание суживается до простой направленности на этот предмет
(интенциональности), утрачивая свое существенное содержание как потока
переживаний. Этот способ актуализации потенциального составляет основание
отвлеченного рационально-рассудочного познания. Во-вторых, переход от
переживания к знанию, т. е. к актуальному обладанию бытием, может
совершаться не через отрешение от переживания, а через его расширение до
всей полноты бытия. В этом случае обладание бытием есть уже не
направленность сознания на предмет, а обладание в смысле слияния моего Я с
предметом, приобщения моей жизни к всеобщей жизни, т. е. к жизни
всеединства. Здесь уже имеет место более высокий тип знания — знание
интуитивное как переживание самого бытия, как единство переживания и
знания.
Обобщенно говоря, отличительную особенность отвлеченного (предметного)
знания Франк усматривает в том, что познаваемый предмет в нем
воспринимается и мыслится как нечто внешнее субъекту, лишенное собственной
значимости, постигаемое (хотя бы в принципе) в ясных, отчетливых и
общезначимых понятиях. Предметное знание дает нам трезвый. «рассудочный,
обмирщенный образ мира», единственным отношением к которому является
отношение трезвой ориентации в нем. Этот образ мира соответствует трезвой,
обыденной, рассудочной установке нашего духа, расчленяющий действительность
на совокупность отдельных, относительно обособленных определенностей,
противостоящих человеческому сознанию.
В интуитивном знании, в отличие от предметного знания, субъект и объект
познания не противостоят друг другу, а взаимопронизывают и взаимополагают
друг друга. Простейший пример — эстетическое восприятие Здесь предмет
перестает быть частью холодного, равнодушного мира, мы ощущаем его сродство
с нашим внутренним существом, мы как бы вступаем в контакт с чем-то близким
нам. Если в предметном познании объект ношения предстает как нечто внешнее,
пассивное, а активность исходит от субъекта, который, стремясь обнаружить
свойства объекта всеми имеющимися у него средствами (в актах внимания,
созерцания, логического вывода, сравнения и т. д.). преобразует данный в
интуиции материал знания, то в интуитивном знании эту функцию может взять
на себя только внутреннее переживание, живое общение, своеобразный диалог с
предметом познания, когда в ответ на наше заинтересованное, глубоко
личностное отношение объект так или иначе самовыражается, самораскрывается.
Этот гносеологический феномен, служащий предпосылкой познания
реальности, Франк называет откровением. «Откровение, — пишет он, — есть
всюду, где что-либо сущее (очевидно живое и обладающее сознанием) само,
собственной активностью, как бы по собственной инициативе, открывает себя
другому через воздействие на него». Чаше всего своеобразие этой
познавательной ситуации Франк иллюстрирует, обращаясь к внутреннему миру
человека. В то же время он подчеркивает, что этот феномен присущ реальности
как таковой, во всех ее проявлениях и формах существования, поскольку она
есть не что иное, как само себе открывающееся и само себя сознающее бытие.
В результате знание перестает быть безличным, чисто объективным и
превращается в знание-переживание, в знание-общение, дающее предмет в его
непосредственной целостности и собственной значимости. Пережить,
прочувствовать что-либо — значит знать предмет «изнутри», в общей жизни с
ним.
В интуитивном познании, по Франку, мы имеем дело не только с единством
субъекта и объекта, но и с их единством со средствами познания. Это значит,
что в конце концов сам человек в своей целостности является здесь основным
онтологическим «инструментом», «средством» познания. Лишь себя субъект
здесь может использовать в качестве средства познания, а именно дать в себе
же место для откровения другого; лишь изменяя себя самого, человек обретает
новый опыт. Главная задача, которая в этой связи встает перед человеком, —
преодолеть узкие рамки объективирующего, безличностного отношения к
окружающей действительности.
В предметном и интуитивном знании задействованы разные структуры
человеческого существа. В первом человек действует как чистый ум, во втором
— как личность, т. с. как воедино собранная совокупность всех его сил и
способностей. И в этом своем качестве он выступает как нечто индивидуальное
и уникальное, абсолютно незаменимое в совокупном бытии. Из этого следует,
что результаты интуитивного познания в решающей степени зависят от
духовного склада конкретной личности, от пережитого и накопленного ею
жизненного и духовного опыта. Это не значит, что тем самым интуитивное
познание становится чисто субъективным; оно сохраняет свойства
объективности, но на других путях и другими средствами, чем это достигается
в отвлеченном знании, — главным образом на путях «слияния моей
индивидуальной жизни с жизнью всеединства», формирования духовной общности
людей, вовлеченных в процесс познания.
Хотя, с точки зрения Франка, предметное, рационально-рассудочное знание
не может дать ответа на основные вопросы человеческого бытия, тем не менее
он признает его в качестве необходимой ступени развития познания. «Момент
рациональности, — пишет он, — ...остается для нас объективно реальным
элементом самого бытия, и потому опирающаяся на него установка трезвого
рационального миропонимания как таковая вполне оправданна и уместна. Более
того: отвлеченный иррационализм, отрицающий объективную значимость
рационального начала, есть направление еще более ложное и вредное, чем
отвлеченный рационализм».
Характеризуя свое мировоззрение в целом. Франк указывал на то, что
одним из важнейших мотивов его творческой деятельности всегда являлось
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23