Рефераты. История философии (часть I)






состояния в определенное. В ходе эволюции совершается перераспределение

движения.

Важнейшим проявлением усиления разнородности выступает дифференциация

частей единого целого и выполняемых ими в этих рамках функций.

Попробуем подвести некоторые итоги сказанному и изобразить эволюционную

шкалу графически:

[pic]

Спенсер был последовательным сторонником - органической аналогии при

рассмотрении тех или иных процессов. Вообще это неизбежно следовало из его

позитивистских позиций. Он исходит из того, что окружающие нас явления -

как в неживой, так и в живой и в социальной природе - подчиняются каким-то

объективным, независимым от воли и сознания людей законам. Людям не дано

вмешиваться в действие этих законов, изменять или переделывать их. Правда,

следует отметить, что вовсе это не означает фатального бессилия людей перед

действием законов. Наблюдая за природными социальными явлениями,

регистрируя и анализируя их последовательности и взаимосвязи, они могут шаг

за шагом открывать и понимать закономерности, а значит, в конечном счете

постепенно постигать смысл и механизмы действия этих законов. Такое

понимание позволяет во все большей степени приспосабливать свои поступки и

всю жизнь к действию этих законов, то есть вести себя более осмысленно и

целенаправленно.

Приложение:

Позитивизм.

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — широко разветвленное

течение в философии. Все его разновидности выступают с претензией подняться

«выше» материализма и идеализма, пытаются найти «третью линию» в философии.

Позитивисты объявляют все важнейшие проблемы, которыми на протяжении

столетий занималась философия (вопрос об отношении мышления к бытию и

др.), надуманными, бессмысленными. По их мнению, философия не должна

выходить за рамки «позитивного», положительного знания, т. е. опытных

данных науки. А науке, человеческому опыту, с их точки зрения, недоступна

сущность вещей. Наука может лишь описывать внешние связи между явлениями,

выяснять их внешнее сходство, последовательность, но не законы, управляющие

их изменением, развитием.

Таким образом, характерная черта позитивизма— агностицизм. Претендуя на

научность, он стремится установить пределы научному познанию. Под предлогом

преодоления односторонностей и материализма, и идеализма позитивизм на

самом деле в скрытом виде протаскивает субъективный идеализм, в духе

идеализма объясняет достижения науки. Идеалистический характер взглядов

позитивистов проявляется в истолковании ими понятия опыта. В опыте,

утверждают позитивисты, человек не может установить объективный характер

предметов, явлений, проникнуть в их сущность, ибо он имеет дело только со

своим внутренним миром, не выходит за пределы своих восприятий,

переживаний. В рамки субъективного опыта человека позитивизм стремится

заключить все научное познание.

Позитивизм возник во второй трети 19 в. Его основателем был Конт

(Франция). Большую роль в разработке позитивистских взглядов в этот период

сыграли также Милль, Спенсер (Англия). Дальнейшее развитие позитивизма

связано с именами Маха и Авенариуса (кон. 19в.) — основателями

эмпириокритицизма («второго» позитивизма). Если основоположники позитивизма

объявляли открытым вопрос о том, существует ли материя реально, то для

эмпириокритиков (махистов) материя — лишь связь ощущений. Третьим этапом в

истории позитивизма является неопозитивизм, возникший в 20—30-е гг. 20 в.

Его называют также логическим (лингвистическим) позитивизмом, т. к.

объектом философии он объявляет логическую структуру науки, ее язык.

7. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопрос№1

Философия экзистенциализма (Хайдеггер, Ясперс)

Экзистенциализм (от лат. existentia - существование) - философское

течение ХХ века, выдвигающее на передний план абсолютную уникальность

человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.

Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в.

Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего

бытия человека в мире. Поскольку предметное внешнее бытие выражает собой

"неподлинное существование", обретение экзистенции предполагает решающий

"экзистенциальный выбор", посредством которого человек переходит от

созерцательно-чувственного бытия, детерминированного внешними факторами

среды, к единственному и неповторимому "самому себе".

В ХХ в. экзистенциализм взрос на почве пессимистического взгляда на

технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых

войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмом стала эпохой расцвета

экзистенциализма. В своей основе экзистенциализм - это нонконформизм,

призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих

ценностей.

Экзистенциализм - это не академическая философия. Это скорее способ

фиксации определенных настроений, достаточно широко распространенных в

обществе. Категории экзистенциализма суть категории самовыражения, имеющие

в виду определенный душевный склад, эмоциональный комплекс личности. Они

существенно отличаются от категорий, с которыми обычно приходится иметь

дело при анализе готовых форм идеологии. Экзистенциализм не утруждает себя

применением научных орудий анализа и обычно выражает свои взгляды в

символически обобщенных образах человека - индивидуального субъекта

общественной жизни, в метафорическом пересказе его исторических и

социальных судеб.

Один из постулатов экзистенциалистской теории гласит: "Существование

предшествует сущности". Это означает, что у нас нет врожденной той

метафизической "сущности", или "эго", которая приписывается человеку в

большинстве философий. Прежде всего мы существуем и вынуждены делать свой

выбор. Пытаясь понять или описать наш экзистенциальный выбор, люди

приписывают нам те или иные "сущности", но эти "сущности" остаются не более

чем словами-ярлыками.

Таким образом, Экзистенциализм - это интеллектуальная реакция на кризис

гуманизма и острые социальные проблемы ХХ века. Позитивное значение этой

философии состоит в том, что она утверждает веру в силы и возможности

человека, в его способность устроить социальный мир "по-человечески".

Экзистенциализм - это гуманизм, философия доверия к человеку, философия

надежды на него. Основным в этом течении является идея ответственности

человека за мир, в котором он существует, страдает и борется. "Быть в пути"

- в этом и состоит подлинное, хотя и нелёгкое его призвание. Ни боль, ни

страх, ни отчаяние не должны увести человека от ответственности перед

Миром. Он может, а значит, и должен устроить свою жизнь разумно.

Хотя ныне положения экзистенциализма востребованы в основном в

художественных произведениях и трудах православных богословов, это не

умаляет глубокого влияния, которое он оказал на современные западные

цивилизации, на их политическую и культурную жизнь. Экзистенциализм обратил

внимание на человека, одинокого в мире тиранов и оружия массового

уничтожения.

Итак, Классиками экзистенциальной философии ХХ столетия принято считать

немецких философов М. Хайдеггера и К. Ясперса, а также французского

писателя Ж.П. Сартра.

Философия Хайдеггера

Философия М.Хайдеггера занимает особое место в экзистенциализме.

Идеи Хайдеггера самым серьезным образом повлияли на развитие философии II

половины ХХ века, на всю совокупность гуманитарного знания в целом. Ему

удалось нащупать "пульс времени" ХХ века, который обозначил центральные

проблемы философии - проблемы Духа и духовности, пропущенные сквозь призму

проблем бытия, культуры, цивилизации, мышления, истины, творчества,

личности.

Хайдеггера можно считать классиком экзистенциальной философии и философской

герменевтики, серьезный вклад он внес в учение феноменологии, даже

философского мистицизма,- на этой основе можно выделить четыре этапа его

творчества. И все-таки, прежде всего, Хайдеггер экзистенциалист. Он

исследует человека и его бытие.

Вслед за представителями "философии жизни", он развивает идею о

принципиальной недоступности для мысли, заключенной в традиционный

понятийный каркас, истинного бытия человека - экзистенции, а потому

отказывается от традиционного категориального аппарата философии, который

складывался со времен Ф.Бэкона и Р.Декарта.

Учение о сущности человека и понятие экзистенции

Человек, считает Хайдеггер, это "сущее, существующее способом

экзистенции... Только человек экзистирует". Скала, дерево, лошадь, ангел,

бог существуют, но они не экзистируют. Это не значит, продолжает Хайдеггер,

что человек - действительно сущее, а все остальное - недействительно.

Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет

представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном". Причем

специфика сознания человека состоит в том, что оно предполагает экзистенцию

в качестве сущности человека. Сущность человека понимается Хайдеггером как

"то, в качестве чего человек существует, пока он человек".

Человек - это редкое существо, если посмотреть его процентное соотношение с

биомассой, со всем живым на Земле. Но редкость человека не только в малом

удельном весе. Редкость заключается в том, что человек старается не думать

о том, почему он думает.

Хайдеггер описывает современную ситуацию: человек старается отмежеваться от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.