Рефераты. История философии (часть I)






Ограниченность этого русла , иссякание его плодоносности достаточно рано

ощутились ему . Но в тоже время , отказ следовать в этом русле не был

разочарованием во всеединстве и его отбрасыванием . Ибо для Лосева оно с

самого начала было чем-то иным и большим , нежели чисто теоретическим

предметом , идеей , философемой . Будучи не просто “ философом” , но

глубоко философскою натурой , будучи историком философии , историком мысли

,- если угодно ,художником мысли - он явственно обладал неким

художественным чувством , художественным и эмоциональным переживанием

всеединства . Оно было для него символом , знаменованием непостижимого ,

апорийного бытийного идеала , а мысль о нем , тяготение и устремление к

нему , эрос и пафос всеединства , были неким особым философским чувством ,

жизненным нервом философствования .

Вопрос №1.2

Философия русского космизма.

Космизм - это совокупность течений философской и религиозной мысли,

ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства

всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств.

Русский космизм является философским направлением с большими

традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также

учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени

своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие

русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого

философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.

Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский

смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр

воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском

творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры

динамичной цивилизации.

Основные течения в философии русского космизма

Русский космизм П.А.Флоренского

П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции

"русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и

человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно

древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос

(космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде

"образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.

Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты

личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И

мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут

рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир

биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его

хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его". В этом

заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство). Такой

дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней

действительность одухотворяется, освящается, обоживается". "Обоживание"

является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека,

которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет

конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства". У

Флоренского картина бытия - статична: динамические процессы, эволюция,

история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся

история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон,

растягивающийся в века". Т.о. философия Флоренского - это космизм без

эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки отдельных церковных

очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную деятельность человека).

Христианский космос В.С.Соловьёва

Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате

"Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для

разума является действительность окружающего мира. "Эта задача ...

сводится к выведению условного из безусловного, ... случайной реальности из

абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. ...

связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек

совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к

одной великой противоположности между безусловным и условным, между

абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью.

Человек есть вместе и божество, и ничтожество". Следовательно, для человека

необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего.

Соловьёв видит в божественном существе двуединство: "действующее, или

производящее, единство божественного творчества Слова (Логоса), и единство

произведённое, осуществленное..., - единство органического тела" . Иначе

говоря, первое единство - это Бог (Логос), второе единство (произведённое

единство, София) - "начало человечества, ... идеальный или нормальный

человек.

Вечность Бога как Логоса предполагает вечность человечества, но не

природного, которое возникает на Земле в определённый период, а человека

умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе

всех людей. "Каждый из нас, каждое человеческое существо существенно и

действительно коренится и участвует в универсальном и абсолютном человеке".

Он - всечеловеческий организм, вечное тело Божие и вечная душа мира, София.

Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в абсолютном

целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин: человеческой

свободы и человеческого бессмертия.

Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической

жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен

всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является

отражением всеединой идеи и существования обособленного, разделённого,

разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа

зла. Её посредствующее положение между Богом и природным миром заключает

возможность обретения самостоятельности, соблазн обладания "всем" от себя,

а не от Бога и тем самым нарушается единство мироздания. Идеальное

всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение

божественного начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а

второе - пассивная сила, которая воспринимает идеальное и снабжает его

материей для развития, оболочкой для его полного обнаружения.

"В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом

в сознании как чистой форме всеединства... В человеке природа перерастает

саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного. Воспринимая

и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по

фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с

природой внешнего мира, человек является естественным посредником между

Богом и материальным бытиём, проводником всеединящего божественного начала

в стихийную множественность, - устроителем и организатором вселенной" .

Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и

причастны к нему лишь подчинением внешнему естественному закону.

Таким образом можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:

. Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего

мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала

бытие - это хаос).

. Тайна сопричастности человека космосу в его (человека)

божественной природе (человек являясь посредником между Богом и

материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную

множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.

. В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы

(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых

моментов его эволюции и бытия.

. Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как

гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое

мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем

самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало,

подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического

созерцания.

Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова

В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров

провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного

выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для

Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй;

победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод

военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то

катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней

"эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. "Мы

виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле,

которое происходит по нашему бездействию". Бездействие человека содействует

приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума:

стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос".

Как раз эту задачу и ставит разработанный в "Философии общего дела"

проект "регуляции природы" . Он включает некоторые конкретные предложения,

в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.