Ограниченность этого русла , иссякание его плодоносности достаточно рано
ощутились ему . Но в тоже время , отказ следовать в этом русле не был
разочарованием во всеединстве и его отбрасыванием . Ибо для Лосева оно с
самого начала было чем-то иным и большим , нежели чисто теоретическим
предметом , идеей , философемой . Будучи не просто “ философом” , но
глубоко философскою натурой , будучи историком философии , историком мысли
,- если угодно ,художником мысли - он явственно обладал неким
художественным чувством , художественным и эмоциональным переживанием
всеединства . Оно было для него символом , знаменованием непостижимого ,
апорийного бытийного идеала , а мысль о нем , тяготение и устремление к
нему , эрос и пафос всеединства , были неким особым философским чувством ,
жизненным нервом философствования .
Вопрос №1.2
Философия русского космизма.
Космизм - это совокупность течений философской и религиозной мысли,
ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства
всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств.
Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени
своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие
русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого
философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры.
Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский
смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр
воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском
творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры
динамичной цивилизации.
Основные течения в философии русского космизма
Русский космизм П.А.Флоренского
П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции
"русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и
человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос
(космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде
"образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.
Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты
личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И
мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут
рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир
биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его
хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его". В этом
заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство). Такой
дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней
действительность одухотворяется, освящается, обоживается". "Обоживание"
является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека,
которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет
конфликт человека и мира, это и есть "космическая сторона христианства". У
Флоренского картина бытия - статична: динамические процессы, эволюция,
история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся
история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон,
растягивающийся в века". Т.о. философия Флоренского - это космизм без
эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки отдельных церковных
очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную деятельность человека).
Христианский космос В.С.Соловьёва
Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате
"Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для
разума является действительность окружающего мира. "Эта задача ...
сводится к выведению условного из безусловного, ... случайной реальности из
абсолютной идеи, природного мира явлений из мира божественной сущности. ...
связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек
совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к
одной великой противоположности между безусловным и условным, между
абсолютной и вечной сущностью и преходящим явлением, или видимостью.
Человек есть вместе и божество, и ничтожество". Следовательно, для человека
необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего.
Соловьёв видит в божественном существе двуединство: "действующее, или
производящее, единство божественного творчества Слова (Логоса), и единство
произведённое, осуществленное..., - единство органического тела" . Иначе
говоря, первое единство - это Бог (Логос), второе единство (произведённое
единство, София) - "начало человечества, ... идеальный или нормальный
человек.
Вечность Бога как Логоса предполагает вечность человечества, но не
природного, которое возникает на Земле в определённый период, а человека
умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе
всех людей. "Каждый из нас, каждое человеческое существо существенно и
действительно коренится и участвует в универсальном и абсолютном человеке".
Он - всечеловеческий организм, вечное тело Божие и вечная душа мира, София.
Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в абсолютном
целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин: человеческой
свободы и человеческого бессмертия.
Исключительное самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической
жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен
всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является
отражением всеединой идеи и существования обособленного, разделённого,
разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа
зла. Её посредствующее положение между Богом и природным миром заключает
возможность обретения самостоятельности, соблазн обладания "всем" от себя,
а не от Бога и тем самым нарушается единство мироздания. Идеальное
всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение
божественного начала с душой мира, где первое - образующий элемент, а
второе - пассивная сила, которая воспринимает идеальное и снабжает его
материей для развития, оболочкой для его полного обнаружения.
"В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом
в сознании как чистой форме всеединства... В человеке природа перерастает
саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного. Воспринимая
и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем по
фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с
природой внешнего мира, человек является естественным посредником между
Богом и материальным бытиём, проводником всеединящего божественного начала
в стихийную множественность, - устроителем и организатором вселенной" .
Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и
причастны к нему лишь подчинением внешнему естественному закону.
Таким образом можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:
. Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего
мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала
бытие - это хаос).
. Тайна сопричастности человека космосу в его (человека)
божественной природе (человек являясь посредником между Богом и
материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную
множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.
. В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы
(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых
моментов его эволюции и бытия.
. Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как
гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое
мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем
самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало,
подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического
созерцания.
Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова
В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров
провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного
выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для
Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй;
победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод
военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то
катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней
"эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. "Мы
виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле,
которое происходит по нашему бездействию". Бездействие человека содействует
приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума:
стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос".
Как раз эту задачу и ставит разработанный в "Философии общего дела"
проект "регуляции природы" . Он включает некоторые конкретные предложения,
в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23