Рефераты. История философии (часть I)






отрицанию всех претензий науки и философии на полноту и целостность

выстраиваемых ими картин мира. Можно сказать, что постмодернизм пытается

создать неклассическую онтологию, связанную с оперированием открытыми

динамическими системами, которые не могут и не должны быть описаны в рамках

понятий традиционной философии или науки.

В постмодернизме предпринимается попытка уйти от противопоставления

явления — миру, идеи — объекту, означаемого — означающему. Средством этого

становится "тотальный критицизм" и "контрфилософский дискурс" Понимание

философии как текста или акта говорения приводит к убеждению в том, что

философия и ее язык не могут выступать точной репрезентацией и результатом

канонических соглашений.

Такие посылки потребовали и новой трактовки субъекта: философствование

без субъекта.

Для постмодернизма характерно ощущение исчерпанности самой истории,

"проговоренности" всех смыслов, идей и ценностей. Постмодернизм нацелен на

асистемнocть, адогматичность, вариативность. Он утверждает значение

"присутствия", несамотождественности текста.

Постмодернизм интересует не данность и не заданность, которые определяют

мировоззренческую парадигму, лежащую в основе той или иной картины мира, а

"остаток от обозначаемого", непознаваемое, неопределяемое. Это способствует

снятию противоречий, свойственных языку "обозначающего субъекта" Познающий

субъект как центр гносеологической деятельности растворяется, открывая

"лицо мира". В результате реальность выступает как единый бесконечный

"текст", содержащий в себе метафоры, аллюзии, цитаты, проигранные смыслы.

На этом базируется требование множественности стилей философствования,

признание избыточности текста как условия поливариативности интерпретаций,

истин и ценностных иерархий.

Такая установка постмодернизма приводит к попытке создания новых методов

анализа "текстуальности". На первый план выступает так называемый

"понимающий микроанализ", сверхрационализм, трактуемый как единство

чувственного и рационального, эмоционального и рассудочного. Такая

переориентация в сочетании со специфической трактовкой творчества как

"воспроизводящей деятельности" привела к сознательному отказу

постмодернизма от дознания и переходу его к манипулированию артефактами.

Оговаривая, что постмодернизм представляет собой сложное и неоднородное

явление, можно, тем не менее, выделить общие для его представителей

установки:

1. Для постмодернизма характерно отношение к миру как к объекту

осознания, результаты которого фиксируются, прежде всего, в письменных

формах. Поэтому мир выступает как текст.

2. Самосознание личности также уподобляется "сумме текстов", вступающих

во взаимодействие с иными текстами, которые образуют культуру. "Ничто

не существует вне текста" (Ж. Деррида), поэтому все существует внутри

текста и определяется контекстуальными интерпретациями, которые

проясняются в результате специфической критической деятельности —

"различения".

3. В силу того, что мир понимается как бесконечный, безграничный текст,

средством моделирования "поля", в котором осуществляются

интерпретации, становится аллегория, выполняющая роль кода для

рефлексии современной культуры, ситуации.

4. Новый методологический подход - "деконструкция", направленная на

разрушение уверенности в том, что текст обладает единственным и

фиксированным значением. Итогом стал разрыв связи между значением и

текстом.

5. Стирание пространственно-временных границ сопряженное с потерей

значимости традиции. Вместо нее на первый план выходит "цитирование"

как игра с "уже бывшим". Авторитет и опыт превращаются в ничто. Мир

выступает как плюралистичное нечто, не сводимое ни к одному

объединяющему универсальному принципу.

6. История поэтому предстает лишенной всякого смысла и направления

"Стрела времени", колеблющаяся между полюсами. Время утрачивает модусы

и выступает как "прошлонастоящее". Форма теряет смысл, воцаряется

открытая антиформа, иерархия как принцип структурной организации

уступает место анархии; вместо углубления, традиции предлагается

ризома (специфическая форма хаотического развития).

Эти принципы, заложенные в основе постмодернисткого образа мира,

проявляются в понимании человека. Человек трактуется не как субъект" его

сущность сводится к коллективному "Я", "социальному и политическому

бессознательному". В постмодернизме обосновываются принципы универсального

гуманизма, направленного на все живое во Вселенной и сопряженного с

критической рефлексией понятий "власть" и "свобода".

Власть анализируется в постмодернизме на микроуровне, на уровне

повседневности, сопрягаясь с попыткой осмысления средств и способов

манипулирования человеком в контексте социальности. Ее анализ не связан с

социальными институтами, государством, персонифицированным авторитетом

"Власть через и посредством языка" — вот наиболее итересующая постмодернизм

проблема.

Тема власти сопряжена с неклассическим пониманием свободы, с принципом

антииерархичносги и с культурным релятивизмом, направленными на преодоление

кризиса нравственности и легитимности в современном обществе.

9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопрос №1

Общая характеристика и основные проблемы русской философии.

Исторические условия развития философии в России

Русская философия — сравнительно поздние образование нашей национальной

культуры, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь национальной (шире —

славянской) истории. Однако предпосылки (к ним мы отнесем прежде всего

историческое сознание и самосознание народа) еще не само явление, они лишь

подготавливают рождение и развитие его. Само же явление начинается с

обретения формы, адекватной своему содержанию.

Самостоятельное творчество в области философии, вернее - первые зачатки

его - мы находим в России лишь во второй половине XVIII века, в XIX же веке

начинается эпоха интенсивного, все более разгорающегося, философского

движения, которое определило пути философии в России. Было бы однако

большой ошибкой думать, что до второй половины XVIII в. философские запросы

были чужды русскому уму - в действительности они проявлялись достаточно

часто, но находили обычно свое разрешение в религиозном миросозерцании.

В этом отношении русская духовная культура до второй половины XVIII в.

очень близка по своему стилю к западному средневековью с его основной

религиозной установкой. Общим ведь фактом в истории философии (так было в

Индии, в Греции, в средние века в Европе), является рождение философии, как

самостоятельной и свободной формы духовного творчества из недр религиозного

мировоззрения. Религиозное сознание, наряду с сомнением также способно

порождать философское творчество. Философская мысль движется изначальными

интуициями, которые, хотя и уходят своими корнями в религиозное

миросозерцание, но несут в себе свои собственные мотивы и вдохновения.

Существенно здесь, однако, то, что философская мысль растет лишь в условиях

свободы исследования, - и свобода внутренняя здесь не менее важна, чем

свобода внешняя.

В Западной Европе к этим двум источникам философского творчества

присоединилось еще огромное философское наследство, полученное ею от

античного мира. Запад естественно сознавал себя наследником античной

философии - особенно благодаря тому, что латинский язык был языком церкви.

Совсем иное находим мы в путях России: когда в ней стала пробиваться

философская мысль, она нашла тогда рядом с собой напряженную и активную

философскую жизнь на Западе. Не одно богатое прошлое в этой жизни, но и

живая философская современность вставала перед русскими умами в таком

богатстве и силе, что это не только пробуждало философские интересы, но и

стесняло их, давило на них. Нужны были огромные усилия для того, чтобы

совместить в себе необходимое ученичество и свободное собственное

творчество.

В силу этого в истории русской философии сочетание указанных трех

элементов философского творчества: (религиозного миросозерцания, свободы

исследования и философского наследия) оказалось иным, чем это было на

Западе.

С одной стороны, русская мысль всегда осталась связанной со своей

религиозной стихией, религиозной почвой. С другой стороны, вдохновение

свободы всегда было дорого русскому уму. Оба начала, нужные для

философского творчества (религиозное мировоззрение и свобода ума),

наличествовали в России, когда она, переболев татарское иго, а позднее (в

начале XVII века) так называемое "Смутное время", стала выходить на путь

самостоятельного культурного действования. Но третий фактор - наличность на

Западе богатой и творческой философской жизни - имели как положительное,

так и отрицательное значение. С одной стороны, приобщаясь к философской

культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного

искания философской мысли, с другой они быстро входили в сложную

философскую проблематику своего времени.

Но в философии собственное творчество было все же очень стеснено в России

именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в

плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям;

Россия вообще отвечала живым эхо на то; что совершалось на Западе. Мощь же

ее собственного гения впервые проявилась лишь с ХIХ-го века. К этому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.