Рефераты. Философия (WinWord97/2000)






представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в

абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное,

но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный

исторический процесс». Окружающая действительность выступает как нечто

конкретное в многообразии своих качеств и свойств. Внешняя ее сторона,

явление, отражается в чувственном восприятии. Раскрытие сущности, т. е.

того, что стоит за этим явлением, закономерных связей достигается

абстрактным мышлением, которое представляет собой некоторый отход от

непосредственно воспринимаемой действительности. Но этот «отход» является

диалектическим. Поняв сущность с помощью абстрактных построений, человек

мысленно воспроизводит конкретную действительность во всех ее связях.

Диалект. материализм учит, что ни один из методов научного познания нельзя

абсулютировать, противопоставлять всем другим, а нужно правильно сочетать

их в едином сложном и многостороннем процессе познания.

26. Единство и борьба противоположностей как принцип диалектики.

Одним из коренных вопр мировоззрения и общ методологии явл вопрос о том,

следует ли искать источник движ и развит мира вне его или в нем самом. Этот

источник нахлд в нем самомо, в порождаемых им противоречиях, что выр в

законе единства и борьбы противоположностей. кот гласит, что развитие

объект реальности и все формы чел деятельности осущ через раздвоение

единого на противопол составляющие, и взаимод этих противопол характеризует

опред систему как нечто единое, а с др стороны - составляет внутренний

импульс ее изменения, развития. Противоречие - это определенный тип

взаимодействия различных и противоречивых сторон, свойств, тенденций в

составе той или иной системы или между системами, процесс столконовения

противопол стремлений и сил. Предельный случай противоречия - конфликт.

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как внутри себя так и

между собой. Различие есть отношение нетождественности, еодинаковости

объекта и в самомо себе и с др. Различие имееет свои степени: оно мб несущ

и существенным. Предельный случай сущ различия - противоположность. Удачной

моделью противоп может служить магнит с его 2 полюсами. (его можно делить

сколько угодно). Противоп характеризуются как взаимообусловленные и

взаимодейств стороны диалект противоречия. Они противостоят друг другу в

рамках единого взаимоотношения : наличие одной предполагает бытие другой.

Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” - Гегель. Диал принцип

против отражает двойственные отношения внутри целого: единство прот и их

борьбу. Все полно потиворечий и живет в них. Противоп, не образующие

единства, не явл диалектическими, их нельзя считать движ силой развития

системы. Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не

явл частями целого и не содимпульса к развитию. Противоп могут приходить в

столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единоецелое в кот один

момент также необх как и другой. При этом сами противоп и их единство,

выраж устойчивость объекта, - относительны, борюба же, выраж бесконечность

проц развития,- абсолютна.

Противор буквально означает резкое рассогласование в речи,

высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассужд могут появляться пары

суждений, противор друг другу. Оба эти утверждения не могут быть истины.

Одновр утверждение и того и другого рассматрив в логике как необходимо-

ложное. Запрет противор, начиная с античности, счит одним из принципов лог

суждения. Такие противор считаются нарушением правил рассуждения. Их появл

- сигнал лог ошибки в рассужд, ложно принятой посылки или... Вывод

противоречия допускается лишь для вспомог целей, в частности в док от

противного в математике. Cпециф формой сущ диал против в познании явл

антиномии, кот служат формой теор воспризведения противор в научных теоиях.

Обнаруж антиномий и их решение - характ черта диал мышления. Поскольку

антин часто высказываются в форме противор высказываний, запрещаемых форм

логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диал и форм логики. Логика

и диал действуют совместно. А как же логш противор? В проц познания они

высту не как знание результат. (Бор и его принцип дополнительности- мы не

вправе приписывать физ реальности ни волновые ни корпуск свойства).

Антиномия -острая форма постановки проблемы, требующей своего решения.

Такие лог противор есть двтигатеьная сила научного познания.

“все существенные идеи в науке родились в драмат конфликте междц

реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. Диал противор в мысли

- это не противор самому себе, не отсутствие логики, а взаимод противопол

позиций, точек зрения, взглядов, понятий. Рекоменд формальной логики

помогают понять реакльные противоречия. В диал речь идет о потиворечиях в

самом объекте и об отражении этих противоречий в мышлении, где они сознат

фиксируются и решаются.

Диал - не метод награмождения противор. Без соблюд правил форм логики диал

превратилась бы в софстику.Дело диал - выявление и разреш противоречий

Основные типы противоречий. Характер противор зависит от специфики

противопол сторон и от условий в кот осуществляется их взаимод. И это

взаимод есть отношение или несовместимых и враждебных или дополняющих и

обогащ друг друга моментов и тендеций. Отсюда многообр противор. Различают

внутренние и внешние, основные и неосновн, антагонистические и неантагонист

противоречия. Взаимод противопол сторон внутри даной системы (наприм

внутри даного вида животных или организма) характеризует внутреннее

противоречие, выраж состояние сист как опред целостности. Каждая сист сущ в

рамках более сложных систем. Тогда очевидно, что внешнее противор являет

собой взаимод противопол, относящихся к разным системам.(между организмом и

средой, природой и обществом). Ясно, что понятия внешнего и внутр

противоречия относительны. Именно внутр противор принадлежит решающ роль в

развитии системы. Внешн противор могут послужить толчком, но прежде чем

стать истинной силой развития оно должно перейти во внутр стр-ру объекта.

(адаптация организма к вн среде (вн прот), должен выраб новое кач, кот

вступает в внутр прот с исходными кач) Т.о. внешнее всегда действует через

внутренее В ряду внутр прот вуделяются основные (главные) и неосновные

противоречия. Основное - это сущностное противор: ононсвяз с глубинными,

лежащиими в основании этой сист формами взаимод противоположностей, составл

ее структуру. (общество- прот между производством и потреблением. Нужно

производить чтобы жить, но произв порождает нов потребности).

Антагонистическте противоречия - взаимод между непримиримо враждебными

силами. Внутри эксплуататорских формаций, втч соврем империализма. Транснац

корпорации - национ -госуд формой общества. Импер - развив страны. Война и

мир. Неантагонист противоречия. Взаимод между соц группами, интересы кот

совпадают.

27. Диалектический принцип взаимного перехода количественных изменений в

качественные.

Этот закон показывает, как, каким путем возникает новое. Качество — это

определенность объекта, представляющая собой целостную и относительно

устойчивую совокупность его специфических признаков, характеристик черт

сходства с другими объектами. Возьмем, к примеру' песок, синий цвет,

легкомыслие. Изменения, которые оставляют песок песком, синее синим,

легкомыслие легкомыслием, суть изменения количественные. Но если песок

превращается в камень, синее в зеленое, а легкомыслие в преступление, то

такие изменения будут носить качественный характер. Благодаря своей

качественной определенности, каждая из форм движения материи обладает

особенностями, позволяющими отличать их от других форм движения; любая

конкретная наука имеет признаки, отличающие ее от других наук; любой

химический элемент имеет признаки, отличающие его от других элементов, В то

же время между элементами существует сходство (общность структуры атомов,

наличие в ядрах элементарных частиц и др.). Различают природные качества,

присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, а

также социальные, которые могут быть материальными и духовными

(экономические, моральные, эстетические и др.). Всегда важно выделить

высшее качество, присущее объекту, так как без этого не может быть раскрыта

его подлинная сущность. Например, человека можно рассматривать и как

биологическое и как социальное существо. Однако сущность человека

определяется не его биологической природой, а его социальной ролью. Можно

говорить о качественных изменениях как самой вещи (переход в новое

качество), так и ее состояния. Вещь, явление, процесс в ходе

диалектического развития и вступления в новые связи могут не только терять

свои качества, но и приобретать новые. Количество. Всякое качество имеет

бесконечно много количественных градаций. Например, оттенки цветов, степень

жесткости, мягкости, долговечности. Различие внутри одного качества есть

различие количественное. Количество есть всегда количество определенного

качества. Различные веши становятся количественно сравнимыми лишь после

того, как они сведены к одному и тому же единству. Чисто количественное

различие предполагается при одинаковости качества. Количество — это

характеристика различия внутри данного качества или одинаковых качеств.

Так, например, все планеты Солнечной системы имеют однородные свойства:

массу, объем, плотность, время вращения вокруг своих осей и Солнца и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.