сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...
значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форм/е
было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему
диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как
философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее
общие закономерности развития объективной действительности. В особенности
же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы
диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.
Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель
сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории
диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего
объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до
определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона
диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных
отношений в качественные (при изменении количественных отношений после
определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание -
нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.
Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта -
воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить
зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание.
Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы
противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и
реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это
присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.
Тождество - различие - противоположность. Противоположности
взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное
уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Исходя из
диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг
кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет
никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно -
действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм
Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии
развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный
дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях. Всю
мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную
и германскую.
14. Антропологический материализм фейербаха
Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).
Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности,
Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о
сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш
вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о
чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,
реальное решение. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое
выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф
указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Существенным
содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное
истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел.
Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие
пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы
общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания.
Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной
реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает
себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и
уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в
пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и
движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ.
материи, на их взаимопереходу. Целесообразность в жив и раст мире
представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а
следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в
жив природе, он прав указывает на ее относительность. Т.о ф. учение о
природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Ф признает важную
познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого
познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать
различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать,
обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление
носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл
объектом непосредств восприятия.
15. Ф-ская мысль в России в 19 и начале 20 века: Герцен, Чернышевский,
Бердяев.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р
фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов,
происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в
становлении рус. фил мысли.
Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),
Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-
1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев
демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.
После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не
без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали
принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,
идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -
мозга.
В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь
разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот
и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постояной эволюции
общественной истории. Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно
изменяются, они течение, прелив, движение, причем движ происходит
посредством борьбы 2 противопол тенденций: возникновения и разрушения.
Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием
отжившего нарождающимся.В русск. космизме – 3 теч.: ест.-научное (Верн.,
Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский,
Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса,
место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев
бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др.
Бердяев Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл
творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзист. диал-ка
божественного и чел-ского". В центре --- проблема человека. исходный пункт
--- примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть
самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом.
Онтология Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект,
воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все,
что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в простр.
Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет дуалистически: 2
обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Бытие проявляется
и раскрывается в человеке и
через человека. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому
он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во
природное и ограниченное.Ч-к --- пересечение высшего и низшего мира. Отсюда
отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид ---
натуралистически- биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б.
поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина
мира и духа. Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если
человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В
богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к
Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в
царстве Божьем. В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания.
Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн.
формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил.
антропология - в центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание
ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке
идет не от социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство,
спасение чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр.
надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир
- зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею
самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр. идей общего
блага, интересов коллектива. Проявление чел сущности может быть понято
только в ее отношении к Богу.
16. Философские взгляды В.Соловьева. (см. шпарг.)
В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы
русской религиозной ф-ии. Он пытался создать целостную мировозренческую
систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни
человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно стать
христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за
объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22