Рефераты. Философия (WinWord97/2000)






сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форм/е

было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему

диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как

философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее

общие закономерности развития объективной действительности. В особенности

же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы

диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.

Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель

сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории

диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего

объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до

определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона

диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных

отношений в качественные (при изменении количественных отношений после

определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание -

нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.

Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта -

воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить

зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание.

Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы

противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и

реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это

присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.

Тождество - различие - противоположность. Противоположности

взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное

уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Исходя из

диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг

кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет

никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно -

действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм

Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии

развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный

дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях. Всю

мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную

и германскую.

14. Антропологический материализм фейербаха

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).

Осуждая идеалист толкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности,

Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о

сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш

вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о

чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,

реальное решение. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое

выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф

указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Существенным

содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное

истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел.

Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие

пережив индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы

общ сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной

реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает

себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и

уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в

пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и

движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ.

материи, на их взаимопереходу. Целесообразность в жив и раст мире

представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а

следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в

жив природе, он прав указывает на ее относительность. Т.о ф. учение о

природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Ф признает важную

познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого

познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать

различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать,

обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление

носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл

объектом непосредств восприятия.

15. Ф-ская мысль в России в 19 и начале 20 века: Герцен, Чернышевский,

Бердяев.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р

фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),

Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-

1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не

без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали

принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,

идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -

мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот

и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постояной эволюции

общественной истории. Герцен: природа и челов история вечно и непрерывно

изменяются, они течение, прелив, движение, причем движ происходит

посредством борьбы 2 противопол тенденций: возникновения и разрушения.

Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием

отжившего нарождающимся.В русск. космизме – 3 теч.: ест.-научное (Верн.,

Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский,

Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса,

место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев

бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др.

Бердяев Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл

творчества", "Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзист. диал-ка

божественного и чел-ского". В центре --- проблема человека. исходный пункт

--- примат свободы над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть

самодовлеющий характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом.

Онтология Б. строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект,

воплощ. в себе свободу, творч. начало, дух. Дух - это Бог, Природа - все,

что не находится в духе, что объективно, множественно и делимо в простр.

Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б. определяет дуалистически: 2

обособл. мира, имеющие общий источник, первичн. принцип. Бытие проявляется

и раскрывается в человеке и

через человека. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому

он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во

природное и ограниченное.Ч-к --- пересечение высшего и низшего мира. Отсюда

отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид ---

натуралистически- биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б.

поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина

мира и духа. Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если

человек сам есть Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В

богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к

Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в

царстве Божьем. В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания.

Объ. фил. познания - мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн.

формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил.

антропология - в центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание

ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке

идет не от социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство,

спасение чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр.

надежду на восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир

- зло, ч-к должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею

самоценности конкр. личности. Ценность личности выше абстр. идей общего

блага, интересов коллектива. Проявление чел сущности может быть понято

только в ее отношении к Богу.

16. Философские взгляды В.Соловьева. (см. шпарг.)

В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы

русской религиозной ф-ии. Он пытался создать целостную мировозренческую

систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни

человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно стать

христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за

объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.