Рефераты. Философия (WinWord97/2000)






включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные

действия, движения, акты, предмет, на кот направлена деятельность, средства

достиж цели и р-т деятельности.

Общ практика находится в диалект единстве с познавательной

деятельностью, с теорией. По отнош к познанию она выполн. троякую роль. Во-

первых, явл источником, основой познанияч, его движ силой, дает ему необход

фактический материал. Во-вторых, практ явл способом приложения знаний, и в

этом смысле она цель познания. Конечной целью познан являются незнания сами

по себе, а практ преобразование действит для удовлетворения матер и

духовных потребностей общества. В-третьих, практ служит критерием

истинности рез познания.

Основными видами практ явл материально-произв деят людей и социально-

преобразующая деятельность масс. (социальная, духовная, политическая

сферы). Естественнонаучный эксперимент - это особый вид практики. Н. теория

и практ составл такое единство противопол, в кот практике изначально

принадлежит реш. роль. Но теория не ограничивается простым обобщением

практики, а перераб эмпирический материал и тем самым открывает новые

перспективы для развив практики. По отнош к ней теория играет

програмирующую роль. Если практ предшествует теор в плане происхождения

познания, то на уровне уже развитого н. мышления в знач степени возрастает

возможность и необход внутритеоретического, содержательного оперирования

идеальными моделями вещей, их свойств и отношеий, не обращаясь

непосредственно к практике., что открывает путь выходу теорет мышления из

под власти непосредств опыта.

История познания свидетельствует о том, что вслед за применением

какого-либо открытия начинается бурное развитие соотв области теории.

Естеств и обществ науки, выходя на арену практ применения, создают механизм

обратной связи между теорией и практикой. Этот мех позволяет осущ

взаимокорректировку теорет и практ деятельноси, кот и обеспечивает практике

ее функцию быть критерием истины. Тесное взаимоувязывание теор и практ,

четкость действия мех обратной связи особенно ощутимы на соврем этапе

развития общества.

Пон практики в истории фил трактовалось по разному. Идеализм

трактовал ее как деятельность духа. Гегель - практ есть волевая

деятельность идеи”. Субъект идеалисты поним под пр. деятельность

обусловленную волей, интуицией или подсозн началом., например “религиозный

опыт”.

Поскольку практ деятельность носит осознанный хар-р, постольку дух

начало, безусловно, составл ее необходимый момент. И нельзя разрывать

единую целостную деятельность на 2 ипостаси и тем более противопоставлять

их.

47. Позитивизм и постпозитивизм как направления западной ф-ии.

Понятие “позитивизм” обозначает призывк философам отказаться от

метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции. Родоначальником

этого течения явл-ся О. Конт. Он сформулировал закон о трех

последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека:

теологической, метафизической и позитианой. На первой, теолог-ой стадии все

явления объяснфбтся на основе религиозных представлений, вторая -

метафизическая заменяет сверхестественные факторы в объяснении природы

сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью - позитивную

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере

науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К которым Конт

относил претензии науки на раскрытие причин явлений и проникновение в их

сущность. Он утверждал, что наука не объясняет дейст-ть, а лишь описывает

явления. Отрицая прежнюю “ метафизическую” ф-ю, Конт не отказывается от ф-

ии как таковой. Он полагает, что для адекватного познания дейст-ти

отдельных частных наук недостаточно.

Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. Данная стадия

сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного

знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с

засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как

“субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х

г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический

позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки,

что предметом ф-ии не может быть и теория познания, поскольку ее решения

вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно

наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их

мнению, ф-я вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся

содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-

ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как

совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Следует

согласиться с неопозивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания

становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о.,

неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. На

этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области

гуманитарного знания.

Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот

лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл

предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир

фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог

следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут

быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не

содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для

формального преобраз уже имеющегося знания)

Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация Суть

в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий, при кот

оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения

“значение предложения закл в методе его проверки” Фактическая истина

состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа “душа чел

бесссмертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены.

Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену

неопозитивизму. Сторонники различных постпозитивистских концепций во многом

не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления

неопозитивизма, но сохраняют по отношению к нему преемственность. Как и

неопозитивисты, постпозитивисты уделяют основное внимание рациональным

методам познания. Одним из самых видных постпозитивистов считается

современный английский философ Карл Поппер.Для Поппера неудачи концепции

верификации (проверяемости) научных предложений отнюдь не случайны.

Методология верификации строится на убеждении, что знание может быть

абсолютно истинным. Это иллюзорное представление. Рано или поздно на смену

старой теории приходит новая, то, что казалось истинным, признается

заблуждением. Поэтому задача эпистемологии, т.е. ф-ии научного познания,

состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост

знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно

выступает критикой существующего знания. Поэтому свою ф-ю Поппер называет

критическим рационализмом.

Но какова логика научного открытия? Вопреки мнению индуктивистов Поппер

считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теориям, а

переходя от гипотез к единичным высказываниям. Ученые пользуются гипотетико-

дедуктив-ным методом. Из гипотез общего характера выводятся предложения,

которые сравниваются непосредственно с протокольными предложениями. Если

относительно теории и протокольных предложений, а также их совпадения

ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной. Так

как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она, по

определению, имеет гипотетический характер, т.е. ее образуют не законы, а

правдоподобные утверждения. Всякая теория ненадежна, подвержена ошибкам

(принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее

можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она

противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту.

Фальсифицированная теория заменяется новой, на которую обрушивается новый

залп рациональной критики. Научной теорией признается лишь та концепция,

которая поддается сопоставлению с опытными данными, и, следовательно, в

любой момент она может оказаться фальсифицированной. В отличие от науки ф-я

не поддается фальсификации, т.е. ф-я не имеет научного характера. Но, не

обладая научным статусом, ф-я обладает смыслом, без нее не обойтись. Так

Поппер разрешает проблему демаркации (разграничения) науки и ф-ии. Ф-я

выступает у него как осмысление роста научного знания и включает, в

частности, принципы рационально-критической дискуссии, фаллибализма,

фальсификацио-низма.

Попперу удалось выразить многие тонкости роста научного знания. Но его

концепция также подвергается критике. В основном за то, что Поппер свел

рост научного знания к дуэли гипотез, фактов наблюдений; практически он

игнорирует представление об истине, вся проблематика которой заменена

рассуждениями о правдоподобных гипотезах. Но кроме гипотез и фактов

наблюдений есть еще социальный и технический миры, совокупность многих

других фактов, которые также влияют на рост научного знания. Взять,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.