Рефераты. Философия (WinWord97/2000)






неравномерно. В развитых странах этот процесс идет довольно быстрыми

темпами. В развивающихся странах социальные преобразования осуществляются в

рамках «индустриального общества». В России пока закладывается лишь

предпосылки информационного общества, его становление сдерживается

охватившим нашу страну системным кризисом.

В информационном обществе интенсивно формируется новый правящий класс —

высшие чиновники и крупные бизнесмены, класс производственных и

непроизводственных работников (люди наемного труда, не имеющие

собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение

приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное

положение между двумя названными классами (мелкие предприниматели,

интеллигенция, работающая по найму, и др.).

Научно-технический прогресс не замыкается в своих собственных рамках; он

оказывает воздействие на всю совокупность общественных отношений. Это

воздействие может быть как конструктивными, так и деструктивным. Какая из

тенденций возобладает, во многом зависит от способностей человека направить

этот процесс в гуманистическое русло.

34. Общечеловеческая сущность морали. Основные категории этики.

Моральное сознание составляют взгляды общества на те или иные поступки

людей, выражающие их оценку с точки зрения добра и зла, справедливости и

несправедливости, честности или бесчестия. Мораль связана с правосознанием,

однако моральные нормы отличаются от правовых. Правосознание оценивает

поступки людей исходя из действующего права, закрепленного законом и

поддерживаемого государственным принуждением. Мораль же основывается на

внутреннем убеждении и охраняется общественным мнением. Она объединяет

совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем

поведении в семье, коллективе, в обществе в целом.

В содержание морали входят нравственные убеждения, чувства и привычки,

образующие в совокупности нравственное сознание личности. Основные

категории морали — добро, зло, совесть, долг, честь, счастье, достоинство.

Человек, воспитанный в духе определенной морали, сам осознает свой

моральный долг, оценивает свои поступки, морально осуждает себя за

неправильный выбор поступка, за нарушение своих обязанностей, своего долга.

Нравственное самосознание человека, чувство личной ответственности за

поведение и выбор поступков выражается в совести. Мораль не опирается

непосредственно на какие-то специальные учреждения, которые принуждали бы к

соблюдению моральных норм. За моралью стоят сила убеждения, примера,

общественного мнения, воспитания, традиций, нравственный авторитет

отдельных лиц, организаций или учреждений. Моральные нормы не так детально

разработаны, как, например, юридические или организационные нормы. Зато они

распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются

никакими государственными органами или общественными организациями (дружба,

товарищество, любовь и т. д.).

Мораль — понятие историческое. В истории развития общества можно выделить

следующие типы морали:

1) первобытно-общинного строя, основные принципы которой — коллективизм,

чувство собственного достоинства, дисциплина, однако наряду с ними

сосуществовали кровная месть и людоедство; 2) рабовладельческого строя, ее

основные принципы — индивидуализм, эгоизм, прямота, мужество, храбрость и

жестокость; 3) феодального общества, основные принципы которой —

религиозные убеждения, презрение к физическому труду, жестокость к

инакомыслящим, инквизиция, закрепощение женщины;

4) буржуазная, основными принципами которой являются бережливость,

скромность, воздержание, труд, честность (в начале становления

капитализма), индивидуализм, эгоизм, ханжество, лицемерие, двуличие; 5)

коммунистическая, ее основные принципы — коллективизм, солидарность,

оптимизм, гуманизм, интернационализм, сознательное отношение к труду.

Коммунистическая мораль выражает гуманистическую миссию рабочего класса и

передовых сил современного общества — осуществление на Земле подлинно

человеческих отношений между людьми.

Существуют ли в классовом обществе такие моральные нормы, которые

необходимы для всех людей? Да, такие нормы существуют. Это некоторые

принципы или правила человеческого общежития. Они призваны охранять

совместную жизнь людей от тех или иных нарушений общественного порядка (от

физического насилия, оскорбления), требуют элементарной честности в

повседневном общении. Однако, пока существует эксплуатация человека

человеком, эти простые нормы нравственности и справедливости неизбежно

нарушаются.

35. Религия и мораль. Религия и светская культуры - две концепции

духовности, их единство и существенные различия.

36. Ф-ская концепция человека. Диалектика биологического и социального в

человеке.(неполн)

1. Человек- часть природы и он характеризуется рядом биологических

признаков

а) Анотомические особенности как биологического вида:

Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую

обстановку, освобождает передние конечности

Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции

Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях

Большой мозг и сложная нервная система

Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи,

языка

Длительная зависимость детей от родителей

Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность

приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.

Б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам

Биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков

(животное, обезъяна-люди, гомениды, современный человек)

Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры,

которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих

особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг

и прямая походка)

2. С другой стороны, человек – социальное существо. Человек обладает

качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную

характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции,

воля.

3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные

параметры, например продолжительность жизни.

4. Включенность человека сразу в 2 мира – в мир общества и в мир

органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального

существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании

способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь

биологического и социального в человеке

Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия

между людьми и группами людей

5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке

высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:

Концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими

(натуралистическими) сторонники которых абсолютизируют роль естественных,

биологических начал в человеке (например расизм – в главном природа

человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм – попытка

объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)

Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего

лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение

(марксизм)

37. Назначение человека и смысл его жизни.

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования

материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От

всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на

протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей"

жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое

адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта

неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не

заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача

каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере

возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его

культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она

реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества

в целом.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда

больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу.

Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и

назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть.

Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь

после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек

механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать

максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен -

руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф.

существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл

проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда

он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а

если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо которое

осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.