Рефераты. Философия (WinWord97/2000)






существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество -

целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его

связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений,

предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-

в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-

ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется

качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных

измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в

другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования:

система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой

и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов,

явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон)

связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует

отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим

пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных

ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во

характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях,

принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы,

выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн.

предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед.

представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства.

Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что

общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него.

Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ.

черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с

многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в

языке, облад. мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт.

ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми

индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл

(напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем.

даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я

конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.

30. Понятие культуры, ее сущность, динамика, исторический характер.

Понятие «культура» (от латинского cultura — возделывание, обрабатывание)

изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры — это

человеческий труд вместе с его результатами. Культура — это совокупность

инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе

с их результатами, которая выражает сущностные силы человека. Различают

материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и

распределение материальных благ; вторая — духовное производство:

производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи,

моральные и правовые нормы и т.п. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (идеи, знания,

художественные образы, моральные и правовые нормы) МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

(материальное производство, обмен, распределение материальных благ).

Материальная культура — показатель уровня практического освоения человеком

природы. Духовная культура — это, прежде всего, сокровища всех богатств

человеческого духа и разума. Законом развития культуры, которая содержит в

себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное,

является преемственность, удержание всего положительного, что создано

предыдущими поколениями. Существует несколько различных подходов к

типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и

восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается

сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой

группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску

общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур,

что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.Кроме указанного

деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная

культура, субкультура, массовая культура). Совокупность матер. и дух.

ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для

прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет

культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и

создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня

развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути.

Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их

выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей -

понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения

между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не

противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства

окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и

действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения

(формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее

продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный

критерий социального развития общества. Многообразными способами включается

культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-

ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти.

Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы.

Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и

начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия,

которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-

технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы

различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли

вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе

социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено

человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом

историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным

причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не

была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе

обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны

культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и

то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

31. Источники и детерминанты общественного развития. Общество как сложная

система.

Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из

центральных в ф-ии и обществознании в целом. Долгое время вопросы

определения источника движения и развития являлись объектом споров и

дискуссий. И только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутреннего

источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в

классической немецкой ф-ии. Под ним понималось противоречие. Источниками

развития любого социального явления выступают те факторы, которые

тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, технологическое

разделение труда, наука, образование). Источник — это наиболее глубокая

причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго

говоря, источником выступает объективное противоречие и только оно. К

движущим же силам относятся факторы, направляющие процесс внутреннего

спонтанного развития общества. Само различие источников и движущих сил

органически связано с проблемой «раздвоения» причинности. Причины делятся

на непосредственные и опосредованные. Если непосредственная причина

является «делающей», то опосредованная действует как стимулятор,

ускоритель, мотив, цель, словом, выступает в роли движущей силы «делающей»

причины. Движущая сила охватывает собой и другие факторы, через которые

опосредствует действие источников. Противоречие служитодновременно и

источником, и самой главной движущей силой (особенно в процессе его

разрешения) развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию.

Более того, роль противоречия не ограничивается таким импульсом, а

представляетсобой постоянно дeиcтвующую дeтepмйнaнту движeния и развития.

К движущим силам общественного развития относятся весьма разнообразные

общественные явления: социальные противоречия, производительные силы,

способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия

больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, реводюции,

потребности и интересы, идеальные побудительные ,мотивы и др.

В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы,

как потребности, интересы и цели. Потребности — это нужда или недостаток в

чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма,

человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний

побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности.

Социальные потребности зависят от уровня развития общества, а также от

специфики условий деятельности людей. Они, являясь основой общественного

развития, объективны. Осознанные обществом, классами, группами или

индивидами, потребности выступают в качестве интересов (от лат. interest —

имеет значение, важно). Социальный интерес — реальная причина социальных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.