существования того или иного содержания. Причина-следствие. Качество -
целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его
связей и отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений,
предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-
в, выражаемая в величинах и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-
ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется
качественная определенность предмета. Скачок - переход количественных
измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в
другое (в рез-те превышения меры). Категории системного исследования:
система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой
и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент сложных предметов,
явлений, процессов; структура - относительно устойчивый способ (закон)
связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное характеризует
отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим
пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных
ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во
характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях,
принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы,
выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн.
предм., классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед.
представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства.
Этому посв. полемика ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что
общее не сущ. само по себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него.
Единичное же входит в тот или иной класс предм., заключ. в себе его общ.
черты. Общее мыслится не как голая абстракция, но в неразрыв. связи с
многообразием единичн предметов. Диал-ка общего и единичного отраж. в
языке, облад. мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт.
ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми
индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр. единичн. явл
(напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации, врем.
даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я
конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.
30. Понятие культуры, ее сущность, динамика, исторический характер.
Понятие «культура» (от латинского cultura — возделывание, обрабатывание)
изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры — это
человеческий труд вместе с его результатами. Культура — это совокупность
инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе
с их результатами, которая выражает сущностные силы человека. Различают
материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и
распределение материальных благ; вторая — духовное производство:
производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи,
моральные и правовые нормы и т.п. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (идеи, знания,
художественные образы, моральные и правовые нормы) МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
(материальное производство, обмен, распределение материальных благ).
Материальная культура — показатель уровня практического освоения человеком
природы. Духовная культура — это, прежде всего, сокровища всех богатств
человеческого духа и разума. Законом развития культуры, которая содержит в
себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное,
является преемственность, удержание всего положительного, что создано
предыдущими поколениями. Существует несколько различных подходов к
типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и
восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается
сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой
группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску
общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур,
что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.Кроме указанного
деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная
культура, субкультура, массовая культура). Совокупность матер. и дух.
ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для
прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет
культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и
создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня
развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути.
Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их
выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей -
понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения
между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не
противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства
окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и
действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения
(формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее
продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный
критерий социального развития общества. Многообразными способами включается
культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-
ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти.
Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы.
Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и
начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия,
которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-
технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы
различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли
вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе
социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено
человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом
историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным
причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не
была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе
обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны
культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и
то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.
31. Источники и детерминанты общественного развития. Общество как сложная
система.
Проблема источников и движущих сил развития всегда была одной из
центральных в ф-ии и обществознании в целом. Долгое время вопросы
определения источника движения и развития являлись объектом споров и
дискуссий. И только в конце XVIII — начале XIX в. проблема внутреннего
источника получила собственно диалектическое категориальное выражение в
классической немецкой ф-ии. Под ним понималось противоречие. Источниками
развития любого социального явления выступают те факторы, которые
тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, технологическое
разделение труда, наука, образование). Источник — это наиболее глубокая
причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго
говоря, источником выступает объективное противоречие и только оно. К
движущим же силам относятся факторы, направляющие процесс внутреннего
спонтанного развития общества. Само различие источников и движущих сил
органически связано с проблемой «раздвоения» причинности. Причины делятся
на непосредственные и опосредованные. Если непосредственная причина
является «делающей», то опосредованная действует как стимулятор,
ускоритель, мотив, цель, словом, выступает в роли движущей силы «делающей»
причины. Движущая сила охватывает собой и другие факторы, через которые
опосредствует действие источников. Противоречие служитодновременно и
источником, и самой главной движущей силой (особенно в процессе его
разрешения) развития, ибо дает первичный импульс движению и развитию.
Более того, роль противоречия не ограничивается таким импульсом, а
представляетсобой постоянно дeиcтвующую дeтepмйнaнту движeния и развития.
К движущим силам общественного развития относятся весьма разнообразные
общественные явления: социальные противоречия, производительные силы,
способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия
больших масс людей, классов, народов, классовая борьба, реводюции,
потребности и интересы, идеальные побудительные ,мотивы и др.
В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы,
как потребности, интересы и цели. Потребности — это нужда или недостаток в
чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма,
человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний
побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности.
Социальные потребности зависят от уровня развития общества, а также от
специфики условий деятельности людей. Они, являясь основой общественного
развития, объективны. Осознанные обществом, классами, группами или
индивидами, потребности выступают в качестве интересов (от лат. interest —
имеет значение, важно). Социальный интерес — реальная причина социальных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22