Рефераты. Философия (WinWord97/2000)






Как только мы узнаем причину явл, оно перестает быть случ. Однако та случ,

причина кот познана, не перестает от этого быть случ, наличие причины

необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно

обусловлены, но это е значит, что случ нет. Наиболеее ярко детерминизм

сформулирован у Лапласса - возможно в одной мат формуле выразить все

параметры, характеризующие мгновенное сост всех частей природы и всех сил,

все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие

времена.

Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему

свою судьбу.Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует

случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, кот

обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления

причинами. Сл - это субъективно неожид, объективно привходящие явления,

то,что в данных усл м.б., а может и не быть.

Сл м.б. внешней и внутреней. Внешняя сл находится за пределами власти

данной необходимости. Она определ привходящими обстоятельствами. Чел

наступил на корку и упал. (падение не вытекает из логики поступков

упавшего)

Внутр сл вытекают из самой природы объекта. Сл рассм как внур, если

ситуация рожд сл явления описывается изнутри какого-то одного причинного

ряда, а совок действие др прич последовательностей описыв

посредствомпонятия объект условия осущ основного причиного ряда.

Выделяются сл субъективные, связанные с наличием у чел свободы воли,

когда он соверш поступок вопреки объект необходимости, и случ объективные.

Итак случайное - это возможное при соотв условиях. Оно противостоит

закономерному акк необходимому при соотв условиях. Необходимость - это

закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутреней

основой и совокупностью сущ условий их возникновения, существования и

развития.

Необх м.б. внешней и внутреней, т.е. порожденной собственной прир

объекта илистечением внешних обстоятельств. Необход м.б. динамической и

статистической.

Необх и сл выступ как соотносит категории, в кот выражается ф

осмысление характ взаимозависимости явлений, степени детерминированности их

возникнов и сущ. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное.

Почему же необход может проявл только через случайное? Потаму что она

реализуется только через елиничное. Случ оказывают влияние на ход необхо

процесса. Более того, случ в ходе развития могут превращаться в

необходимость. Так законом. признаки одного биол вида появились как случ

отклонение от признаков др вида.

Основная цель познания - выявить закономерное. Но, чтобы его понять

необход выявить опред порядок. А для этого надо проанализ те конкретные

формы случ, в кот проявляется необходимое. А вот предсказ общ событий,

например, предполаг учеь и того и другого. В истории, как и в повед людей ,

немало иррационального. Движ истории в сильной степени зависит от субъект

факторов.

В истории общества в большей мере, чем в природе, проявл случай, ибо

тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и страстями. Логика истории,

действие в ей необходимости как результирующая своб деятельности множ людей

была названа Гегелем хитростью истор разума. Вне случайности история была

бы фатальной. Однако и абсолютизировать волюнтаризм не надо.

Волюнтаризм - абсолютиз внутр аспект свободы, доводя его до

произвола. Фатализм - рассм каждый чел поступок как неотвратимую реализацию

изначального предопределения, исключ своб выбор. Однако если бы чел

действовал только под влиянием вн сил, то его постигла бы учась “буриданова

осла” (2 охапки сена). Такая трактовка свободу воли, точнее несвободы,

унижает чел достоинство с 1 стороны , а с др снимает с него всякую

ответственность и не позволяет по достоинству оценить его заслуги.

Законом ход истор событий реализ не помимо, а посредством воли людей,

их созн действий. Что же такое своб воли? Своб воли - это способность чел

принимать решения и совершать поступки в соотв со своиим интересами,

целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельости,

основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом

связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел есть

сплав своб и необход. => Свобода личности, общества закл не в воображ

независим от объект хаконов, а в способности выбирать, принимать решеия.

Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности,

субъекту кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств

предполагает с 1 стороны осознание должного, а с др - возм своб выбора

путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: “Мера свободы

входит в понятие человека”. Мера своб как творческого самовоплощения чел

определ уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степ

познания и овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы

явл мерой общ прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди

располаг в своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью

своей своб, выражающейся в свободе выбора из совокупности возм,

предоставляемых ей обществом.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор своб

присутствует в необход, т.е. необход реализуется только через свободу, в

виде бескон цепи выбора в деятельности людей, кот, однажды начавшись,

привела к данному общ состоянию. Это означает, что в истор процессе необход

не только сознается, но и создается. С др стороны необход содержиться в

своб в виде объективно даных истор обстоятельств, объек условий деят людей.

В общем свобода есь осознанная необходимость.

Для того чтобы выявление законом и случ, своб и необходимого в целях

прогнозиров будущего было максимально приближено к конкретной практике и

свободно от субъект оценок, необхо использовать и такую чрезвычайно важную

пару категорий диалектики как возможность и действительность, т.к.

необходимоть, случайность и свобода явл различными способами превращ

возможного в действительное, ибо чел осущ свою свободу в меру своих

возможностей.

44. Учение об истине. Критерии истины. Абсолютность и относительность

истины. (см. шпарг)

Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго

чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и

характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как

субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания

определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта

познания.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.

Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А

будущее - может ли оно быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную

идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится

на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако

замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм

истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим

субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе,

вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в

динамике ее резвия. Это придает ей особ ценность, связанную с

прогностическим измерением. Истиные знания дают людям возможность разумно

организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и

заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее

реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда

односторонне, объективн действительность, имеют реальный источик. В любом

вымысле содержатся нити реальности.

Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но

их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь

- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то

в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное

сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное

мышлеие.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений,

убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в

ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел

стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ нуках в частности в истории. Тут и

доступность источников и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь

призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством

свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень

познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания

поэтому нсят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и

вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект

не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть

ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты

событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания,

кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.