Рефераты. Философия (WinWord97/2000)






Однако они имеют количественные различия. Известно, что Земля имеет один

спутник — Луну, Юпитер — 12 спутников. Или: если Меркурий делает оборот

вокруг Солнца за 88 земных суток, то самая дальняя планета Плутон — за 90

700 суток. В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только

качественной или количественной стороной. Для полной характеристики любого

предмета недостаточно знания одних только количественных или качественных

характеристик. Диалектическое понимание категорий качества и количества не

только имеет теоретико-познавательное значение, но и может выступать как

руководство для практического решения задач. Мера. Мера — это интервал, в

котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю

связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия

внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных

случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще

древние. Особо важное методологическое значение имеет диалектическое

представление о мере при познании исторического развития человечества.

Экономисты знают, что не всякая произвольная сумма денег или величина

стоимости может быть превращена в капитал, что, напротив, предпосылкой

такого превращения является определенный минимум денег или меновых

стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров. Этот факт

подтверждает закон перехода количественных, изменений в качественные.

Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные

характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы

познания мира. Закон перехода количества в качество и обратно. Качественные

изменения могут происходить лишь путем количественного убавления или

увеличения материи или движения. Это закон. Накопление кол-венных изменений

в предмете, объекте приводит к скачкообразному качественному изменению, а

возникшие новые качества оказывают в свою очередь обратное воздействие на

протекание соответствующих количественных изменений. Закон перехода

количественных изменений в качественные характеризует процесс развития с

его внутренней стороны, показывает, каким образом происходит изменение и

его механизм. Процесс перехода количественных изменений в качественные

служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и

прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно. Скачок — это

момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение,

прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений. Любой

скачок характеризует переходный момент в развитии. В своей природе он

всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о

сопротивлении старого. Существует множество конкретных скачков, характер

которых зависит от условий развития предметов и явлений. При всем

многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и

интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко.

Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество

изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой,

крутой ломкой и т. д. В процессе изучения скачкообразного характера

развития, перехода количественных изменений в качественные и наоборот,

важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

28. Принцип диалектического отрицания.

Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его

сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе

единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных

этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер

развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени

развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида

отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В

обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения

утверждающего или отрицающего характера. Например, «Мирное сосуществование

— условие развития современного общества»; «Чины людьми даются, а люди

могут ошибнуться» (А. Грибоедов); «Планеты не являются самосветящимися

небесными телами»; «Нет, не тебя так пылко я люблю» (М. Ю. Лермонтов); «Ни

разу не вспомнил я ту, что любил, потому что ни разу ее не забыл» (Р.

Гамзатов). Эти предложения, суждения не отражают процесс развития. Они

пример формально-логического отрицания. Материалистическую диалектику

интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые служат

условием и моментом развития. В этой связи несостоятельным является

метафизическое понимание отрицания. В рамках метафизики отрицание

представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или

существовало (смена эпох теорий и т. д.). Гносеологические корни такого

понимания отрицания кроются в непризнании наличия внутренних противоречий у

предметов. Причины их развития или не рассматриваются, или сводятся к

действию внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания

являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же

время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося

нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и

разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития,

не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских

школ, смена формаций, создание новых научных теорий — все это свидетельства

диалектического отрицания. Характерные его признаки - объективность,

имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле

определенности способа отрицания и в смысле единства противоположностей —

уничтожения и сохранения), результативность — должно возникнуть что-то

новое. Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение

связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком

диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой

формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного

в нем, переход на высшую ступень развития. Отрицание отрицания прежде всего

предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному

положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную

завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к

движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое

качество отрицается вторым, а второе — третьим, то, следовательно, у

первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его

от среднего. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания. Внутренний

механизм процесса диалектического отрицания включает следующие компоненты:

две стороны антагонизма — положительную и отрицательную; нарастание

отрицательной противоположности; преобладание отрицательной тенденции над

положительной; отрицание старого новым, возникновение нового качества.

Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще

остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе, и в

общественной жизни. Спиралевидность развития предполагает цикличность.

Развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на

более высокой ступени, в иных условиях и среде. Поступательное движение не

тождественно движению по прямой. По выражению Н. Г. Чернышевского,

«исторический путь — не тротуар Невского проспекта». Закон отрицания

отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и

мышлении. Правда, его проявление везде своеобразно. Из интегрального

характера этого закона вытекает важное методологическое требование:

необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся

действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом

развитии.

29. Основные категории диалектики и их роль в познании.

Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии

бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего

мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия

закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку

форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая

связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей

исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центр.

проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в

пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи

бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких,

противореч. унив. связей бытия служат категории диалектики. Для Д. хар-но

формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений,

процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ.

понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет.,

взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать

подвижность и противор-я бытия.(Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая,

относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса,

определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,

наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного

предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их

взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного

предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.