Однако они имеют количественные различия. Известно, что Земля имеет один
спутник — Луну, Юпитер — 12 спутников. Или: если Меркурий делает оборот
вокруг Солнца за 88 земных суток, то самая дальняя планета Плутон — за 90
700 суток. В мире нет ни одного предмета, который обладал бы только
качественной или количественной стороной. Для полной характеристики любого
предмета недостаточно знания одних только количественных или качественных
характеристик. Диалектическое понимание категорий качества и количества не
только имеет теоретико-познавательное значение, но и может выступать как
руководство для практического решения задач. Мера. Мера — это интервал, в
котором данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю
связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия
внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных
случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще
древние. Особо важное методологическое значение имеет диалектическое
представление о мере при познании исторического развития человечества.
Экономисты знают, что не всякая произвольная сумма денег или величина
стоимости может быть превращена в капитал, что, напротив, предпосылкой
такого превращения является определенный минимум денег или меновых
стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров. Этот факт
подтверждает закон перехода количественных, изменений в качественные.
Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные
характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы
познания мира. Закон перехода количества в качество и обратно. Качественные
изменения могут происходить лишь путем количественного убавления или
увеличения материи или движения. Это закон. Накопление кол-венных изменений
в предмете, объекте приводит к скачкообразному качественному изменению, а
возникшие новые качества оказывают в свою очередь обратное воздействие на
протекание соответствующих количественных изменений. Закон перехода
количественных изменений в качественные характеризует процесс развития с
его внутренней стороны, показывает, каким образом происходит изменение и
его механизм. Процесс перехода количественных изменений в качественные
служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и
прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно. Скачок — это
момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение,
прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений. Любой
скачок характеризует переходный момент в развитии. В своей природе он
всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о
сопротивлении старого. Существует множество конкретных скачков, характер
которых зависит от условий развития предметов и явлений. При всем
многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и
интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко.
Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество
изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой,
крутой ломкой и т. д. В процессе изучения скачкообразного характера
развития, перехода количественных изменений в качественные и наоборот,
важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.
28. Принцип диалектического отрицания.
Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его
сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе
единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных
этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер
развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени
развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида
отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. В
обыденной жизни и в своей деятельности мы употребляем предложения
утверждающего или отрицающего характера. Например, «Мирное сосуществование
— условие развития современного общества»; «Чины людьми даются, а люди
могут ошибнуться» (А. Грибоедов); «Планеты не являются самосветящимися
небесными телами»; «Нет, не тебя так пылко я люблю» (М. Ю. Лермонтов); «Ни
разу не вспомнил я ту, что любил, потому что ни разу ее не забыл» (Р.
Гамзатов). Эти предложения, суждения не отражают процесс развития. Они
пример формально-логического отрицания. Материалистическую диалектику
интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые служат
условием и моментом развития. В этой связи несостоятельным является
метафизическое понимание отрицания. В рамках метафизики отрицание
представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или
существовало (смена эпох теорий и т. д.). Гносеологические корни такого
понимания отрицания кроются в непризнании наличия внутренних противоречий у
предметов. Причины их развития или не рассматриваются, или сводятся к
действию внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания
являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же
время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося
нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и
разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития,
не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских
школ, смена формаций, создание новых научных теорий — все это свидетельства
диалектического отрицания. Характерные его признаки - объективность,
имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле
определенности способа отрицания и в смысле единства противоположностей —
уничтожения и сохранения), результативность — должно возникнуть что-то
новое. Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение
связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком
диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой
формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного
в нем, переход на высшую ступень развития. Отрицание отрицания прежде всего
предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному
положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную
завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к
движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое
качество отрицается вторым, а второе — третьим, то, следовательно, у
первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его
от среднего. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания. Внутренний
механизм процесса диалектического отрицания включает следующие компоненты:
две стороны антагонизма — положительную и отрицательную; нарастание
отрицательной противоположности; преобладание отрицательной тенденции над
положительной; отрицание старого новым, возникновение нового качества.
Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще
остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе, и в
общественной жизни. Спиралевидность развития предполагает цикличность.
Развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на
более высокой ступени, в иных условиях и среде. Поступательное движение не
тождественно движению по прямой. По выражению Н. Г. Чернышевского,
«исторический путь — не тротуар Невского проспекта». Закон отрицания
отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и
мышлении. Правда, его проявление везде своеобразно. Из интегрального
характера этого закона вытекает важное методологическое требование:
необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся
действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом
развитии.
29. Основные категории диалектики и их роль в познании.
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии
бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего
мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия
закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Через диал-ку
форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. - всеобщая
связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей
исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центр.
проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в
пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи
бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких,
противореч. унив. связей бытия служат категории диалектики. Для Д. хар-но
формирование парных категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений,
процессов. Диал. хар-р отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ.
понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет.,
взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать
подвижность и противор-я бытия.(Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая,
относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса,
определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явление - внешние,
наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного
предмета. Содержание - совокупность различных элементов и их
взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного
предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22