Рефераты. Философия (WinWord97/2000)






протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в

христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и ф-

ии, создать синтез религии и науки. Центральная идея его ф-ии – идея

всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и

высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение

к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой

всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми

божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип

всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство – это единство творца и

творения. Бог по С “космический разум”, “ особая организующая сила,

действующая в мире”. Окружающий мир по С не может рассматриваться как

совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного

божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол

распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных

причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти

элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и

колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые

проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея

обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев

был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак

всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования

непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как

мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет

собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не

самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает

мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта

идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы

заявить что мир – это не только творение бога. Основой мира является “душа

мира” – София – связующее звено м/у творцом и творением, придающая общность

богу, миру и человечеству. В гносеологическом аспекте принцип всеединства

реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой

неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического

(научного), рационального (ф-ого) и мистического (созерцательно-

религиозного). В качестве основопологающего принципа цельное знание

предполагает в существование абсолютного начала – Бога. Эмпир знание

раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности мышления.

Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию.

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-

государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии

под эгидой католического Рима.

17. Социально-философские идеи К. Маркса. Принципы материалистического

понимания истории. (см. шпарг.)

Общая ф-я - диалектический материализм, в рамках которого развита теория

исторического процесса - исторический материализм. Основными

системообразующими принципами являются следующие: - принцип единства и

целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все

формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление).

- принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по

отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; -

принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень

соответствия наших знаний объективной реальности, является практика; -

принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном

диалектическом развитии, источник которого --- возникновение и разрешение

противоречий; - принцип преобразования мира в целях достижения свободы

личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и

братства. Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание

не только на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости

и теория исторического процесса.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и

критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике

Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,

опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект --- это предмет

приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ,

гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения

человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка

природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей

людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь

является практической. Практика связала теорию исторического процесса с

гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение

в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека

есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей

практической деятельности. Исторический материализм. Идея внести

материализм в понимание общества есть основа всех общественных наук типа

социологии. Исходный пункт: основа любого человеческого общества ---

добывание средств к жизни. Отсюда базисом являются те отношения, в которые

люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой

- политико юридической, общественной и др. Каждая система произ отнош

возникает на определенном этапе развития производственных сил. когда есть

соответствие, то производственные силы имеют большие возможности для

развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда пр отн

отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка-совокупность

духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между

людьми- идеология и учреждений и организаций -суды, партии, церковь и

т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и

возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно

воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и кол перех в

кач, революционный переход о одной ощественно-экономической формации к

другой.

18. Материя как ф-ская категория. Основные формы движения материи.

Категория «материя» введена в ф-ю для обозначения объективной реальности.

Существует множество определений этой философской категории, в качестве

исходного: Материя — это объективная реальность, существующая независимо от

человеческого сознания и отображаемая им. На пути своего формирования

понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя

отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода

— у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе материя

отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит,

Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объективной реальностью (В. И. Ленин).

В философском понимании категории «материя» можно выделить и четвертый

этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих

атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее

трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление

о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных

этапах развития научного познания существовали различные модели материи.

Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (Демокрит); •

эфирная модель (Декарт); • вещественная модель (Гольбах).

Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира,

является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует

человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория

«материя» имеет под собой объективное основание: существование

многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека.

Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна,

несотворима и неуничтожима. Она есть causa sui, причина самой себя

(Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются

атрибутами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение,

пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и коли честно

и др. Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее

модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их

различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность и

электропроводность, получение или передача информации и т.п.). Материя

немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи.

Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по

себе», движение «ничего». «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле

слова т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне

присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной

изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» —

писал Ф.Энгельс.

Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай

движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует

вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь

обязательно нарушается. Движение существует в различных формах, которые

кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно

выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.