Рефераты. Философия (WinWord97/2000)






голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное

производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития

материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все

мат образования. Отраж - это изменение одного явления под воздействием

другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения - отпечатки

, следы…

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и

состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика

охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные

процессы.

22. Сознание и самосознание (относительно сознания см. 21 вопрос)

САМОСОЗНАНИЕ — выделение человеком себя из объективного мира, осознание

своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий,

мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно своей

жизнедеятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т.

е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение

к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий

труда. Благодаря труду он выделяется из непосредственной природной свяая: в

процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и

учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам.

Создавая в процессе труда продукты, человек как бы удваивается и в предмете

своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля

от предметов своей деятельности. Но т.к. труд всегда носит общественный

характер, то человек начинает сознавать себя как человека, принадлежащего

данной исторической системе, лишь относясь к др. человеку как к себе

подобному. Важную роль в формировании «С» играет язык. с. возникает

одновременно с сознанием как производное от него, но проявляется на

значительно более высокой ступени развития человечества. Вначале человек

отличает себя от объекта, сознает объект своей деятельности и самого себя

как субъект лишь в процессе практического действованяя е вещами. Затем С.

проявляется как родовое, коллективное: человек еще поглощен родом, к-рый

выступает носителем и средоточием человеческой сущности. С гибелью родового

строя, появлением цивилизации и обособлением индивида возникаем

собственно С. личности. С. в истории ф-ии выступало как деиственный

принцип, и этим часто исчерпывалось понимание практической. деятельности

человека (Фихте, Гегель, младогегельянцы). При этом ,С. рассматривалось

нередко как начало, творящее и сам объективный мир. В действительности С.,

будучи действенным принципом, может быть понято в решающей мере лишь как

результат практической общественно-производственной деятельности человека.

Прогрессируя на основе и в итоге социального прогресса, С. человека

достигает своего высшего развития в условиях об-ва, свободного от всякого

социального гнета и создающего все возможности для полного проявления

жизнедеятельности индивида.

23. Бытие как ф-ская категория. Основные сферы бытия.

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле

слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о

существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на

вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -

Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,

организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве

мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа,

чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр.

единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что

мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр.

логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд.

индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а

более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-

вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в

мире. Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б.,

например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и

становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни

продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную

форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть

уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей

(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.

природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.

человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.

духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.

(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.

отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной

формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы

Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей

субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,

целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее

отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для

прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием

только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

24. Принцип детерминизма. Критики индетерминизма.

Д и И протовиположные ф-ские концепции по вопросу о месте и роли

причинности.Детерминизм и индетеминизм. Детерминизм - методолог принцип,

согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и прич

обусловлено, следует возм познания и предсказания событий, имеющих как

однозначно определ, так и вероятностную природу. Механический детерминизм -

однозначная прич обусловленность=> абсол строгое предсказание.

Индетерминизм - методолог позиция, в кот отрицается как объективность прич

связей, так и ценность причиных объяснений в науке. Г.Риккерт: “Причинное

объясн действительно лишь в пределах наук о прир и неприменимо к наукам о

духе, т.е. наукам общественым”. Чел воля (или в телеологии - воля

божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, своб в

своих проявлеиях от всякой причинности и необходимости, т.е ничем не

обусловленая. Индетерм трактуют принцип объективн необходимости как

фатализм. Стройная организация всего сущего. Телеология - определяется

изначальным целевым устремлениям природы. Стихийно действ причина рассм как

действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е как цель. Цель

ставится творцом. Гейне: “деревья зелены потому, что зел цвет полезен для

глаз. Бог создал быков так как гов бульен полезен для чел; ослов для

сравнения, а самого чел, чтобы он ел гов бульен и не был ослом”.

Естественный отбор - вот истинная причина совершенства орган мира, причина

объективной целесообразности природы. Однако сознательная цель явл одним из

атрибутов в сфере челов деятельности. В науке часто применяется целевой

подход, т.е. подчинение процесса иследования его целевой, конечной стадии.

25. Принцип историзма в познании. Единство исторического и логического в

теоретическом мышлении.

Исторический и логический методы познания относятся к методам

теоретического уровня. Сущность исторического метода состоит в том, что

история изучаемого объекта воспроизводится во всем своем многообразии, с

учетом мельчайших зигзагов и случайностей. Области его применения — прежде

всего человеческая история, а также различные явления живой и неживой

природы (возникновение жизни на Земле, образование полезных ископаемых —

нефти, урана и др.). Этот метод позволяет получить представления о движении

и развитии того или иного объекта, процесса. Логический метод исследования

— это метод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося объекта в

форме определенной теории. При логическом исследовании объекта мы

отвлекаемся от всех исторических случайностей, несущественных фактов,

зигзагов и даже попятных движений, вызванных теми или иными случайными

событиями. Из истории вычленяется самое главное, существенное, определяющее

общую направленность развития. Логическое воспроизведение истории должно в

общем и целом соответствовать действительной истории.

Принцип единства логического и исторического отвергает произвольные

спекуляции, домыслы, всякого рода вымышленные конструкции. Он требует,

чтобы логика мысли следовала за историческим процессом. Но при этом

мышление не должно быть пассивным. Активно вычленяя из истории

существенное, необходимое, человеческое познание обнажает саму суть

исторического процесса. Оно позволяет глубже понять действительные события.

По этому поводу Ф. Энгельс писал: «С чего начинается история, с того же

должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.