Рефераты. Философия (WinWord97/2000)






осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и

растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный

знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в

последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном

опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о

смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы

часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и

ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую

следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и

удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии

творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно

встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании.

Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы

оценки цели жизни.

38. Ф-я экзистенциализма. (см. шпарг.)

(Камю. “Миф и Сизифе. Эссе об абсурде”, Сартр. “Экзистенциализм - это

гуманизм”). Экзистенциализм - Ф-я существования. Иррационалистическая фил.

Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,

Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно. В Герм э. стал складываться после 1 мир

войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации

и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о

выборе и личной ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы

которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и

бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые

возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его

собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена

занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл

неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.

наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для

проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый

- это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как

таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и

невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”,

ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее

преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в

кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное

переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед

смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть

“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может

превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может

найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит

бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх

“человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -

страдание, борьба, смерть.

Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем

он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он

свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.

Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в

понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр

состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется

необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от

общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора

отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,

соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится

неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть

мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего

сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время

его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ

потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в

озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,

мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с

ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание

сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего

рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что

будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и

разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности

трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,

ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди

смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,

одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

Экзистенция –одно из основных понятий экзистенционализма, означающее способ

бытия человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро

человоеческого “Я”, благодаря к-му это последнее выступает не просто как

отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, т е нечто

всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность.

Э – это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно экзис-там,

нечто определенное заранее данное, а, напротив, “открытая возможность”.

Одно из важнейших определений Э – ее необъективируемость. Человек может

объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде

внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного

рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их

теоретически. Единственное, что ускользает от его практического, так и

теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, т.о., не

подвласно ему, - его Э. учение об Э. Учение об Э направлено как против

рационалистического понимания человека, усматривающего сущность последнего

в разуме, так и против марксисткого понимания этой сущности как

совокупности общ. Отношений.

В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для

этого необходимо чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е перед лицом

смерти. Человек внезапно "становится самим собой", но то, что он узнает о

себе, не пригодится другому. В результате перехода через "пограничную

ситуацию" человек приобретает новый взгляд на мир: он видит в предметах

символы трансцендентного, которое недоступно познанию, но чувствуется как

“экзистенциальный” страх. Человек шифрует (символизирует) свои

представления о трансцендентном в мифах, философских и религиозных

концепциях. Трансцендентное, в свою очередь, сходит к людям в виде шифров:

свободы, смерти, крушений в жизни и др. Человек, в жизни которого нет

пограничных ситуаций - это человек, погрязший в "обычном", "привычном", не

желающий ничего менять в себе. Обретая себя как Э человек впервые обретает

свободу. Согласно Э, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как

вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а

выбирал самого себя, формировал каждым своим действием и поступком.

Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не

оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины – это чувство свободного

человека. У Э – опора на интуитивное познание мира.

39. Понятие науки. Социокультурные функции науки.

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке,

систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной

деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными

задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв

знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности.

Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы,

осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.

Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др Востоке: Египет,

Вавилон, ИНдия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические

знания о природе и общ, возникают зачатки астрономии, математики, этики,

логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую

систему в Др Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся

наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций. С тех пор

до самой инд рев главной функцией науки было объяснение, а ее основной

задачей --- познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы,

частью которой явл сам чел. Но тем не менее длительное время научное знание

пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало

постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной

рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не

было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание

науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи

античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления] и

в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.