осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и
растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный
знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в
последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном
опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о
смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы
часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и
ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую
следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и
удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии
творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно
встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании.
Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы
оценки цели жизни.
38. Ф-я экзистенциализма. (см. шпарг.)
(Камю. “Миф и Сизифе. Эссе об абсурде”, Сартр. “Экзистенциализм - это
гуманизм”). Экзистенциализм - Ф-я существования. Иррационалистическая фил.
Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,
Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно. В Герм э. стал складываться после 1 мир
войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации
и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о
выборе и личной ответственности.
Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы
которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и
бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые
возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его
собственное сущ и его движение к небытию.
Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена
занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл
неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.
наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для
проникновения в него.
Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый
- это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как
таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и
невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”,
ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.
Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее
преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в
кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное
переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед
смертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть
“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может
превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может
найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит
бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх
“человек есть его страх”.
Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -
страдание, борьба, смерть.
Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем
он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел, проект. Он
свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.
Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.
Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в
понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр
состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется
необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от
общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора
отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,
соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится
неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть
мучительная необходимость.
Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего
сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время
его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ
потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в
озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,
мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с
ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание
сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего
рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что
будет после моей смерти бессмыслено.
Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и
разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности
трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,
ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди
смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,
одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.
Экзистенция –одно из основных понятий экзистенционализма, означающее способ
бытия человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро
человоеческого “Я”, благодаря к-му это последнее выступает не просто как
отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, т е нечто
всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность.
Э – это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно экзис-там,
нечто определенное заранее данное, а, напротив, “открытая возможность”.
Одно из важнейших определений Э – ее необъективируемость. Человек может
объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде
внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного
рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их
теоретически. Единственное, что ускользает от его практического, так и
теоретического объективирования, а тем самым и от познания и что, т.о., не
подвласно ему, - его Э. учение об Э. Учение об Э направлено как против
рационалистического понимания человека, усматривающего сущность последнего
в разуме, так и против марксисткого понимания этой сущности как
совокупности общ. Отношений.
В обыденной жизни человек не всегда осознает себя как экзистенцию, для
этого необходимо чтобы он оказался в пограничной ситуации, т.е перед лицом
смерти. Человек внезапно "становится самим собой", но то, что он узнает о
себе, не пригодится другому. В результате перехода через "пограничную
ситуацию" человек приобретает новый взгляд на мир: он видит в предметах
символы трансцендентного, которое недоступно познанию, но чувствуется как
“экзистенциальный” страх. Человек шифрует (символизирует) свои
представления о трансцендентном в мифах, философских и религиозных
концепциях. Трансцендентное, в свою очередь, сходит к людям в виде шифров:
свободы, смерти, крушений в жизни и др. Человек, в жизни которого нет
пограничных ситуаций - это человек, погрязший в "обычном", "привычном", не
желающий ничего менять в себе. Обретая себя как Э человек впервые обретает
свободу. Согласно Э, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как
вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а
выбирал самого себя, формировал каждым своим действием и поступком.
Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не
оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины – это чувство свободного
человека. У Э – опора на интуитивное познание мира.
39. Понятие науки. Социокультурные функции науки.
В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке,
систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной
деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными
задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв
знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности.
Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы,
осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.
Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др Востоке: Египет,
Вавилон, ИНдия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические
знания о природе и общ, возникают зачатки астрономии, математики, этики,
логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую
систему в Др Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся
наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций. С тех пор
до самой инд рев главной функцией науки было объяснение, а ее основной
задачей --- познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы,
частью которой явл сам чел. Но тем не менее длительное время научное знание
пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало
постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной
рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не
было ни в эпоху античности, ни в средневековье, когда вообще все содержание
науки было сохранено только благодаря монастырям, хранившим рукописи
античности. Ситуация изменилась к 16-17 в, в Новое время формы мышления] и
в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22