Рефераты. Философия (WinWord97/2000)






собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение

местоположения обьектов, движение элементарных частиц внутриатомные и

ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные и

оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции,

реакции,приводящие к образованию органических веществ, геологические

процессы и др. 3) БИОЛОГИЧЕСКАЯ Различные биологические процессы, явления и

состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, приспособляемость,

рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ

Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных

проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие —

это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния,

которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и

необратимостью.

19. Представления современной физики и астрономии о материи.(неполн)

Время и пространство - осн. формы существования материи. Ф-ю прежде всего

интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п.

реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании.

Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают

их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как

априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории

абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.

и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их

универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения

одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность

существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий

материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к

будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и

п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.

и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга.

Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в.,

говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в

отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно

независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими

взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели

вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда

и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр.

физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в.

как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности

Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не

сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной

взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны

единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что

течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и

что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)

изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля

тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи

Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии

опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного

восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей

обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы

материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи

простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших

представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их

объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое

познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное

представление об объективно-реальном в. и п.

20. Материя как субстанция. Ее атрибуты: движение, пространство, время.

Атрибуты – свойства, неотделимые от материи. Материя – единственно

существующая субстанция. Она вечна и бесконечна.

Свойства движения: 1) Движение – основное свойство материи. Нет движения

без материи, нет материи без движения. 2) Понимаем движение как всякое

изменение вообще. 3) Если материя абсолютна, то, очевидно, все эти

характеристики применимы и к движению, то есть оно абсолютно, неучтожимо,

несотворимо.

Через определенные изменения возникают и определенные формы движения

материи. Из неорганической материи возникает жизнь, а развитие организмов

ведет к развитию человеческого общества. 1 ) Источник движения и

самодвижения в самой материи, в её внутренних противоречиях. 2) Движение,

как и материя, многообразно, чем сложнее объект, тем сложнее движение. 3) В

сложных структурах и образованиях формы движения материи есть синтез

множества форм движения материи.

Формы движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная.

Классификация Канта: 1) Принцип от простого к сложному. 2) Специфический

материальный носитель движения. 3) Специфические закономерности, присущие

той или иной форме движения материи. 4) Высшая форма движения материи

включает в себя низшую, но к ней не сводится. 5) Границы между формами

движения материи носят не абсолютный, а относительный характер. Одна форма

материи плавно переходит в другую. На стыке этих форм могут появиться новые

науки. Свойства пространства и времени: 1) Возникновение от многочисленных

конкретных состояний материальных отношений (пространства) и мерой их

изменений (время). 2) Пространство связано с протяженностью предметов,

объектов. 3) Под пространством мы понимаем материальную структуру

предметов, объектов, систем материального мира, их протяженность. Также под

ним мы понимаем состояние отношений материальных тел друг к другу и кривые

их движения, которые дают качественную определенность движущимся объектам.

4) Время – это длительность существующего объекта, смена его состояний.

ОБЩЕЕ: 1) Носят объективный характер. 2) Движение материи всегда находится

в пространстве и времени. 3) Пространство, время и движущаяся материя

неотделимы. РАЗНОЕ: 1) Пространство трехмерно, время одномерно. 2)

Пространство обратимо, время нет (прошлое(будущее). 3) Пространство и время

носят относительный характер, так как зависят от состояния и движения

материи. 4) Пространство не может выступать независимо от времени, а время

от пространства.

Форма существующей материи: пространство-время ( мир выступает в 4-х

мерном измерении.

21. Происхождение и сущность сознания. Сознание и идеальное.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и

материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и

исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения.

сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а

только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не

мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только

человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и

целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно

противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет.

За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть

самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно,

неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к

тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с

материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство

высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие,

и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее

свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны

по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих

явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство

принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих

образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью

созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы

не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных

процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как момент

практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного

формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего

способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их

посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом:

оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,

отнош сознания к мат миру. Идеальное и матер не разделены нероходимой

гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.