собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение
местоположения обьектов, движение элементарных частиц внутриатомные и
ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные и
оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции,
реакции,приводящие к образованию органических веществ, геологические
процессы и др. 3) БИОЛОГИЧЕСКАЯ Различные биологические процессы, явления и
состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, приспособляемость,
рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ
Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных
проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие —
это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния,
которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и
необратимостью.
19. Представления современной физики и астрономии о материи.(неполн)
Время и пространство - осн. формы существования материи. Ф-ю прежде всего
интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п.
реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании.
Философы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают
их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как
априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории
абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер в.
и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их
универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения
одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность
существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий
материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к
будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь в. и
п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п.
и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга.
Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в.,
говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в
отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно
независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими
взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели
вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда
и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равномерно. Совр.
физика отбросила старые представления о п. как пустом вместилище тел и о в.
как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности
Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не
сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной
взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны
единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что
течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и
что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)
изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля
тяготения. В создании совр, теории в. и п. большую роль сыграли идеи
Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии
опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопытных формах чувственного
восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей
обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы
материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи
простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших
представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их
объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое
познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное
представление об объективно-реальном в. и п.
20. Материя как субстанция. Ее атрибуты: движение, пространство, время.
Атрибуты – свойства, неотделимые от материи. Материя – единственно
существующая субстанция. Она вечна и бесконечна.
Свойства движения: 1) Движение – основное свойство материи. Нет движения
без материи, нет материи без движения. 2) Понимаем движение как всякое
изменение вообще. 3) Если материя абсолютна, то, очевидно, все эти
характеристики применимы и к движению, то есть оно абсолютно, неучтожимо,
несотворимо.
Через определенные изменения возникают и определенные формы движения
материи. Из неорганической материи возникает жизнь, а развитие организмов
ведет к развитию человеческого общества. 1 ) Источник движения и
самодвижения в самой материи, в её внутренних противоречиях. 2) Движение,
как и материя, многообразно, чем сложнее объект, тем сложнее движение. 3) В
сложных структурах и образованиях формы движения материи есть синтез
множества форм движения материи.
Формы движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная.
Классификация Канта: 1) Принцип от простого к сложному. 2) Специфический
материальный носитель движения. 3) Специфические закономерности, присущие
той или иной форме движения материи. 4) Высшая форма движения материи
включает в себя низшую, но к ней не сводится. 5) Границы между формами
движения материи носят не абсолютный, а относительный характер. Одна форма
материи плавно переходит в другую. На стыке этих форм могут появиться новые
науки. Свойства пространства и времени: 1) Возникновение от многочисленных
конкретных состояний материальных отношений (пространства) и мерой их
изменений (время). 2) Пространство связано с протяженностью предметов,
объектов. 3) Под пространством мы понимаем материальную структуру
предметов, объектов, систем материального мира, их протяженность. Также под
ним мы понимаем состояние отношений материальных тел друг к другу и кривые
их движения, которые дают качественную определенность движущимся объектам.
4) Время – это длительность существующего объекта, смена его состояний.
ОБЩЕЕ: 1) Носят объективный характер. 2) Движение материи всегда находится
в пространстве и времени. 3) Пространство, время и движущаяся материя
неотделимы. РАЗНОЕ: 1) Пространство трехмерно, время одномерно. 2)
Пространство обратимо, время нет (прошлое(будущее). 3) Пространство и время
носят относительный характер, так как зависят от состояния и движения
материи. 4) Пространство не может выступать независимо от времени, а время
от пространства.
Форма существующей материи: пространство-время ( мир выступает в 4-х
мерном измерении.
21. Происхождение и сущность сознания. Сознание и идеальное.
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же
возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет
собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры
о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,
другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть
себя идущим по улице. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и
материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и
исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения.
сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а
только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не
мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только
человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и
целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно
противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет.
За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть
самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно,
неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к
тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с
материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство
высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие,
и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее
свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны
по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - Псих
явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат субстрат, кот это свойство
принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны возникающие в созн псих
образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. Сущностью
созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл созн образы
не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных
процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как момент
практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного
формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего
способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их
посредством деятельности в реальные предметы.
Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом:
оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане
идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.
Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,
отнош сознания к мат миру. Идеальное и матер не разделены нероходимой
гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22