Рефераты. Философия






ноосферы. Соз-дание потенциального (а в нек-рых пунктах и актуаль-ного)

превосходства общества над П. постепенно, хотя и не безболезненно, рождает

новый подход, основанный на идее единого, сбалансированного и ответств.

управ-ления социальными и природными процессами и условиями. Во 2-й пол. 20

в. этот подход начинает получать распространение и выступать в качестве

основы регулирования деятельности и всей системы практич. отношений

общества и П., в т. ч. мероприятий по охране природы и защите окружающей

среды.

В практич. плане, однако, реализация такого подхода затруднена, т. к. она

предполагает весьма основат. из-менеинс установок обществ, сознания, отказ

от укоренив-михея стереотипов потребительского отношения к П.и кардинальную

перестройку мн. совр. пром. и с.-х. техно-логии. Кризисные ситуации во

взаимодспстпии оощества и П. носят не только локальный и региональный, но и

глобальный, общепланетарный характер. На этом фоне во мн. странах мира

значит, политпч. силой становятся массовые движения, к-рые ведут борьбу за

сохранение П. Их действия и программы оказывают серьёзное влияние на

обществ. сознание, а также на развитие пром-сти, техники и технологии. В

целом сохранение природной среды превращается в одну из важных сфер

деятельности общества, охватывающую экономич., политич., правовые,

воспитат. задачи.

Для решения глобальных проблем требуется конструктивное междунар.

сотрудничество. Новое политич. мышление утверждает приоритет общечеловеч.

ценностей, включающих и охрану естеств. условий существования самого

человечества. См. также статьи Экология социальная, Глобальныепроблемы.

1.6 Эволюция понятия материи в класичкской западноевропейской философии.

Современные естественно научные представления о материи.

Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее

понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia -

вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в

физике.

Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм.

Началом форм понятия материи явился переход от качеств разнообразия сущ

вещей к понятию единой, объемлющей это кач разнообразие основы мира -

первоматерии. Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все кач разнообр

миравыводилось из какого-либо одного тоже качеств определенного, эмпир

воспринимаемого эл-та. (огонь, вода...) Но уже Демокрит заметил, что с пом.

одного кач определ. в-ва невозможно объяснить происхожд другого, так как он

не содержит принципа своего превращения. Дальнейшее развитие мысли привело

к атомистике.

Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего.

Так зародилась дискретная картина мира. Она была очень плодотворной для фил

и науки в целом. С этой теорией связаны многие открытия в физике (тяжесть,

теор теплоты, сохранение в-ва...). Механика Ньютона позволяла объяснять

большую часть явл и событий мира на основе взаимодействия атомов. Казалось

еще чуть-чуть и физ. картина мира получит полную завершенность. Г Лиргоф:

“Разве осталось еще что-нибудь открывать?”

Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом

оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие электромагн полей и

ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле - принципиально отличное от в-ва

состояние материи.

Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство,

для каждой точки кот можно определить величину и направл силы

взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но

затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоят

реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является

непрерывность.

Все это привело к фил кризису - “Материя исчезла” Этот кризис связан с

утратой представл о материи как о веществе. Изменение массы электр при

измен условий поля или скорости, ядерные реакции - превращение в-ва в

энергию. Ужас...

Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила

обратиться к матем моделям. Некоторые предали при этом материю забвению =

идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с

механически-вещественным пониманием материи.

Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\

Но сатана недолго ждал реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\

Диалектико-материалист понятие материи. Необходимо было освободить

категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием в-ва. Ленин

замечал, что исчезла не материя, а метафиз представление о ней.

Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью, существовать

вне нашего сознания.” Короче “материя есть фил категория для обозначения

объективной реальности, кот дана чел-ку в ощущениях ег, кот копируется,

фотографируется, отображается нашими ощущениями (как непосредственно так и

опосредовано), существуя независимо от них” - Гольбах.

Строение материи - физич вопрос. А вопр об отнош нашего познания к миру -

это фил проблема. Поэтому нельзя дать определения центр категории теории

познания как тоько через ее соотнесение с др, столь же шир категорией -

сознанием и определением того, что из них берется за первичное. Причем

противопол мат и созн имеет абсол значение только в пределах очень огранич

области: исключительно в пределах основного гносеолог вопроса о том, что

признать превичным. За этими пределами относительность данного

противоположения несомненна”.

1.7 Концепция «Человек-Природа» в свете идеи глобального эволюционизма.

Аксиологический аспект современной эволюционной пародигмы.

Возникновение общества. История чело общества в опред смысле являет

картину его изменяющегося взаимод с природой. Однако общество не сущ

изначально. История его возникнов не отделима от истории становления самого

человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения

формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел

из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В

силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к

сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально

значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое

закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного

стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне

действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ

способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот

человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и

контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд - та главная

мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой

жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования

языка., кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.

Прир Среда - естественное условие жизни общества. История Земли и история

человечества - это две главы одного романа”-Герцен. Общество явл частью

более обширного целого- природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее

оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его

сил. Географ седа - это та часть пр, котрая составл еобходимое условие

жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша

жизнь евозможна.

С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось

под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат

производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит

расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более

отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить соврем геогр среду ее

свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить совр общество в исх

природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие

народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на

хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, если в усл тундры насел

занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние

геогр Среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков,

чем слабее силы общества, тем больше его зав0ть от геогр Среды.

Ограничивается ли Среда жизни обществалишь географ средой? Нет.

качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого -

биосфера. В р-те длит эволюции биосф сложилась как динамическая, внутренне

дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией

Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его

влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется

переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой

сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная

с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на

природу.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы

“общество-природа”.

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-

прир. “Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу

она мстит. Каждая из этих побед меет правда в первую очередь те

последствия, на кот мы расчитывали, но во втор и в третью очередь совсем

другие, непредвиденые последствия, кот очень часто уничтожают значение

первых.” Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.