Рефераты. Философия






только в последов. развертывании ее нач. состояния.

Создавал формально--логическую систему наподобие аристотелевской. Пытался

ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть правильные

теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие учения о

врожденных идеях)

3.7 Сенсуализм Джорджа Беркли и скептицизм Давида Юма

Англия, конец 17 нач 18 в. Идет процесс становления бурж общества в зап

Европе. Распространяются идеи просвящения. В центре вопр. фил. просвящения

стоял вопр. об отнош. знания к вере, об отнош. нового естественнонаучного

мировоззрения к сверхестеств. событиям, о кот говорило свящ писание. Исория

английского просвящения оказалась в знач. мере историейразвития

религиозного своюодомыслия, а идейной формой этого свободомысл. стал деизм.

Деизмом назыв взгляд на религию как на веру, кот ограничивается лишь

признанием бога в качестве первопричины, первотолчка, отказываясь отвсех

ост положеений религии, КОТ. РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ РАЗУМУ.

Вфил.отношении деисты колебались между непоследов. материализмом и

идеализмом.

Джон Толанд. Отвергает неподвижность Спинозовской субстанции. Мир как

целое вечен, но постоянно изменяется. Жизнь и движение характеризуют не

только отдельные вещи, но и субстанцию. “движение есть существенное св-во

материи.., столь же неотделимое от ее природы , сколь неотделимы от нее

непроницаемость и протяжение.” Материя лежит в основе мышления.

Деизм и религиозное свободомыслие представляли серьезную опастность для

идеологии феод. общества. Именно в это время начинает работать идейный

борец против просвящения Дж. Беркли

Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в Ирландии,

дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б. был

епископом.

Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет ощущения

единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился выяснить

метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве.

Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми доступными средствами

доказать , что ум чел. не способен к образованию опис. Л абстракции. Общая

абстр идея протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и

внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б

посвятил “Трактат о началах челов знания” , “Три разговора между Гиласом и

Филонусом”, где он не скрывает, что его главная цель- борьба против

материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия о мат.(и о пространстве) лежит допущение, будто мы

можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством

ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но

это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы

восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма

отдельных ощущений или “идей”. “мы видим отдельные цвета, а не окрашеную

материю”...

Не может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве. Слово

становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи, а потому,

что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел. может

образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея мат не

может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех, кот.

открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов. сознания, в

кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект

качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух.

деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается доказать,

что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда прекращ.

восприятие.

Б. путается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь один

воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один.

Вещь , кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята

другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в

ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может

исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир.Бог вкладывает в

сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к

объект идеализму.

Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Юм -

скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Фр.

издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и политические”. В 1963

Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр. просветителями (Деламбер, Гельвеций,

Дидро...)

Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом единств.

предметом достов знания считает объекты математики. Все др. объекты

исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны логически, а

выводятся исключ. из опыта.

Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток

впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем

даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и

впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон.

ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована

без предшеств. ей впечатления.

Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно

ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2

событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а

послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич.

связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от

наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за

весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл

будет и будущем.

Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие

привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в

достоверность истинного знания. - скептицизм.

Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и

этого вполне достаточно для ориентации в мире.

В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею

субст. к идее совокупности отдельных качеств.

В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины

порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом.

Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали.

3.8 Философия И.Канта

Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором

университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил, но

также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.

Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. Докритический период (до

нач. 70-х гг)

пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики

исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная

наука. (без обращ к опытным данным). Рассмотрел новую, немеханическую

картину вселенной.Все тела состоят из атомов, которые обладают присущим им

силами притяжения и отталкивания. На основе этих сил строится

космогоническая теория происхождения планет и звезд. Идея постоянного

возникновения и уничтожения материи. Критического отношение к формальной

логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон. Разработал

идею о замедлении суточного вращения Земли в результате приливов.

Диалектика. Ввел различие между основанием логическим и реальным,ввел

понятие об отрицательных величинах. Роль формально--дедуктивных методов

ограничивается в пользу опыта.

Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе.

Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь

явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение -

агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение ограничивает

разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту

критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний -

научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность

знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...При

исследовании вопроса о границах и формах человеческого познания заявляет,

что мир сущностей должен быть предметом веры. вещи в себе трансцендентны,

потусторонни, вне времени и пространства. Отсюда его учение ---

трансцендентальный идеализм.

Учение "Крит фил" сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт. "

Критика чистого разума" - 81, "Критика практического разума" - 88 и

"Критика способности суждения" - 90. (теор познания, этика и эстетика

(учение о целесообр. в природе) соответственно)

Познание начинается с того, что "вещи в себе" возд. на наши органы чувств

и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист.

Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни

понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам

теорет. знания о "вещах в себе" (ввс). Достоверное знание сущ - это

математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но

это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. Приложимы формы

нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Делит знание на опытное (пастериорное) и доопытное

(априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем

возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди белые". Но опыт никогда не

заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое всеобщее

знание есть априорное, внеопытное по своему принципу.

Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот

мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.

Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о

предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это

аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют

прот)

Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.