концепции, отвергаемые в других условиях. Любая теория приемлема. Заслуга в
отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, при этом
наука предстает как процесс размножения теорий, нет единой линии и даже
устойчивых тенденций, а это неправда. Много внимания уделяет проблеме
терминологии. Каждая теория создает собственный язык для описания фактов.
при этом устанавливает свои стандарты и нормы, которые могут даже
противоречить друг другу. некритические заимствования их терминологии и
языка могут повредить ученому. Он не должен поддаваться нормам, а должен
исследовать факты сам, не поддаваясь давлению.
ТОМАС КУН. Книга "Структура научных революций" разработал концепцию научных
парадигм, нормальной науки и научных революций. Парадигма --- совокупность
теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное
научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном
этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, моделью и образцом для
решения исследовательских задач. Согласно его концепции, на первом этапе
научной дисциплины отсутствует система ценностей и согласие относительно
целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Создание
парадигмы означает достижение такого согласия на основе общепринятых
образцов теоретических или эмпирических знаний, исследовательских
методологий. При этом ученые опираются на особые ценности, используют
замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы
к другой сопровождается коллективным изменением видения, интерпретации
эмпирических фактов. полученные в рамках разных парадигм знания
несопоставимы и несравнимы, имеют различный смысл. Сравнение парадигм
происходит не на научном, а на естественном и философском метаязыке.
Нормальная наука, разв в рамках одной парадигмы, ведет к совершенствованию
теорий и росту эмпирических фактов. ОТкрытие аномальных фактов,
необъяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит к научным
революциям, в ходе которых склад новые парадигмы. Однако объективного
прогресса, связанного с возрастанием объективной истины, он не признает,
полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы как более или менее
эффективные для решения соответствующих задач. каждая парадигма обладает
своими критериями рациональности. Они несоизмеримы, в них нет логической
преемственности. Подчеркивает, что наука есть рез действия научных
коллективов, школ. Обратил на особую значимость социальных и
психологических моментов.
Проблема рациональности.
Узкое понимание рациональности как соответсвие логико методологическим
стандартам подверглось в постпозитивизме критике и было заменено более
расплывчатым понятием рациональности, значение которого досихпор не вполне
ясно.
Сциентизм.
Понятие рациональности носит ценностный характер: научная рациональность
понимается как высший и аудентичный тип сознания и деятельности, образец
для всех сфер современной культуры. Следует научная рациональность, как
универсальное средство организации деятельности отождествляется с
целесообразностью.
Культ научнотехнического разума
Иррациональная трактовка рациональностей- утверждении о “кризисе”
рациональности равноправие научной религиозной, магической и других типов
рациональности.
Иррациональное – лежащее за пределами досегаемости разума, недоступное в
рамках логического мышления, противоположное рационализму.
3.15 Экзистенционализм. Источники и смысл.
Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.
Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,
Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.
В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и
уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.
Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной
ответственности.
Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы
которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и
бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые
возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его
собственное сущ и его движение к небытию.
Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена
занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл
неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.
наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для
проникновения в него.
Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам
знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к
бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто
внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен
становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.
Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее
преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в
кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное
переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед
смертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть
“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может
превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может
найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит
бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх
“человек есть его страх”.
Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -
страдание, борьба, смерть.
Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем
он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел , проект. Он
свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.
Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.
Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в
понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр
состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется
необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от
общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора
отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,
соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится
неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть
мучительная необходимость.
Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего
сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время
его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ
потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в
озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,
мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с
ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание
сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего
рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что
будет после моей смерти бессмыслено.
Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и
разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности
трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,
ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди
смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,
одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.
3.16 Сущность, основные черты и мотивы развития русской философии.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф
Р фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов,
происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в
становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -
гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,
что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”.
Впервые в рус. мысли сиситематически разрабатывал пробл человека.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856).
Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и
молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в
простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.
Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако,
ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям
природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл
естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире,
объекты кот обладают свободой, действует откровение.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо
свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике необходимости и
свободы. На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и
концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России.
Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым
тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др
народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм
оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро
овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.
Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова
(1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их внимаия нах судьбы Р
и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели
залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32