Рефераты. Философия






концепции, отвергаемые в других условиях. Любая теория приемлема. Заслуга в

отказе от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, при этом

наука предстает как процесс размножения теорий, нет единой линии и даже

устойчивых тенденций, а это неправда. Много внимания уделяет проблеме

терминологии. Каждая теория создает собственный язык для описания фактов.

при этом устанавливает свои стандарты и нормы, которые могут даже

противоречить друг другу. некритические заимствования их терминологии и

языка могут повредить ученому. Он не должен поддаваться нормам, а должен

исследовать факты сам, не поддаваясь давлению.

ТОМАС КУН. Книга "Структура научных революций" разработал концепцию научных

парадигм, нормальной науки и научных революций. Парадигма --- совокупность

теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное

научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном

этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, моделью и образцом для

решения исследовательских задач. Согласно его концепции, на первом этапе

научной дисциплины отсутствует система ценностей и согласие относительно

целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Создание

парадигмы означает достижение такого согласия на основе общепринятых

образцов теоретических или эмпирических знаний, исследовательских

методологий. При этом ученые опираются на особые ценности, используют

замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы

к другой сопровождается коллективным изменением видения, интерпретации

эмпирических фактов. полученные в рамках разных парадигм знания

несопоставимы и несравнимы, имеют различный смысл. Сравнение парадигм

происходит не на научном, а на естественном и философском метаязыке.

Нормальная наука, разв в рамках одной парадигмы, ведет к совершенствованию

теорий и росту эмпирических фактов. ОТкрытие аномальных фактов,

необъяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит к научным

революциям, в ходе которых склад новые парадигмы. Однако объективного

прогресса, связанного с возрастанием объективной истины, он не признает,

полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы как более или менее

эффективные для решения соответствующих задач. каждая парадигма обладает

своими критериями рациональности. Они несоизмеримы, в них нет логической

преемственности. Подчеркивает, что наука есть рез действия научных

коллективов, школ. Обратил на особую значимость социальных и

психологических моментов.

Проблема рациональности.

Узкое понимание рациональности как соответсвие логико методологическим

стандартам подверглось в постпозитивизме критике и было заменено более

расплывчатым понятием рациональности, значение которого досихпор не вполне

ясно.

Сциентизм.

Понятие рациональности носит ценностный характер: научная рациональность

понимается как высший и аудентичный тип сознания и деятельности, образец

для всех сфер современной культуры. Следует научная рациональность, как

универсальное средство организации деятельности отождествляется с

целесообразностью.

Культ научнотехнического разума

Иррациональная трактовка рациональностей- утверждении о “кризисе”

рациональности равноправие научной религиозной, магической и других типов

рациональности.

Иррациональное – лежащее за пределами досегаемости разума, недоступное в

рамках логического мышления, противоположное рационализму.

3.15 Экзистенционализм. Источники и смысл.

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.

Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,

Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и

уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.

Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной

ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы

которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и

бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые

возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его

собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена

занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл

неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.

наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для

проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам

знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к

бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто

внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен

становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее

преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в

кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное

переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед

смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть

“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может

превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может

найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит

бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх

“человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -

страдание, борьба, смерть.

Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем

он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел , проект. Он

свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.

Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в

понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр

состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется

необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от

общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора

отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,

соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится

неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть

мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего

сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время

его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ

потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в

озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,

мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с

ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание

сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего

рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что

будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и

разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности

трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,

ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди

смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,

одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

3.16 Сущность, основные черты и мотивы развития русской философии.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф

Р фил во многом складывалась под влиянием социально културных процессов,

происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в

становлении рус. фил мысли.

Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -

гениальный ученый-энциклопедист.

А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,

что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”.

Впервые в рус. мысли сиситематически разрабатывал пробл человека.

Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856).

Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и

молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в

простр, кот есть объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно.

Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако,

ограничивался миром физ явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям

природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл

естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире,

объекты кот обладают свободой, действует откровение.

Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо

свободное, кот в своем истор бытиии подчинено диалектике необходимости и

свободы. На понимании соотношения необходимости и своб во многом строится и

концепция фил истории Ч, связанная прежде всего с заботой о судьбе России.

Здесь его взгляды эволюционировали. В нач период он считал необходимым

тотальное единство рода человеческого (применительно к Р - единение Р с др

народами) Затем взгляды Ч в отношении судеб Р изменились. Он стал рассм

оторванность Р от мир истор процесса как преимущество, кот позволит быстро

овладеть достиж зап цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова

(1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их внимаия нах судьбы Р

и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели

залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.