Рефераты. Философия






(Ликей).

До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших по видимому не явл.

текстами самого А.. Например “Метафизика” по-видимому представляет

составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны

для поним. А. его сочин.: “О душе”, “Физика”, “категории”. Ф. А. охватывает

вопросы логики, психологии теори познания, Учения о бытии, космологии,

физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики,

эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов,

пифагорейцев, ранних материалистов. Эти крит. введения представляют б.

ценность.

Критика П. теориии “идей”, Логика. Учение А. - объективный идеализм. Оно

сложилось в рез. критики учен.П. об идеях. Эта теор.(об идеях) несостоят.

по ряду причин:

1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не

отличаются от них по своему содержанию.

2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать

существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к идеям,

эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить отнош идей

к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей быть непоср.

сущностями вещей.

3.Утверждая , будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П.

впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и

сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и

несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более

общей идее, кот. и будет ее сущностью.

4.П. учение о сущ. идей независимых по отнош к вещам чувств мира приводит к

нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по

П., для всего сходного должна сущ едея, то кроме идеи , наприм. чел. и

кроме соотв ей вещей, должна сущ идея того сходного , что сущ между ними.

Далее для этой новой идеи чел и для нах под нею первой идеи и ее вещей

должна сущ еще одна - третья - идея...

5.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувств.

мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и движения.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма

нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть

единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди

мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.

Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению

к шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по

А. является медь. Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время

она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью

чего явл. материя. Согласно . в пределах мира чувств. вещей возможен

последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборо.

Категориии эти т.о. становятся текучими.

каждая форма можнт рассм. и как материя для кот. должна сущ соотв. ей

высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю,

то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже

нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или

бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство

материи и формы.

Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта

объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями

предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ.

предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает

, что в разуме нет ничего, что е было бы раньше в ощущ., утверждение это он

не распростаняет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут

быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть

признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

Логика по А. - науа о доказательстве, а также о формах мышления, необх для

познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм.

лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о

прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория

умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым

наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает

достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности.

Поэтому он на первый план ыдвигает движ мысли от общего к частному

(дедукция) а на индукциюобращ. мало внимания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник

движения - бог (перводвигатель).

Физика. Одним из важнейших принципов явл. учение о целесообр. в природе.

Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта целесообр.

является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр.

видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть,

наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума сущ. ради себя

самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в себе ей одной

свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов - земледельческий.,

однако они в силу своего образа жизни и территор. распыленности не могут

активно вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны заним

среднезажиточнуе классы общесва.

А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он

считает формы, при кот. исключена возможность корыстного использования

власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия,

аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении

олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания,

олигархия и крайняя демократия.

3.4 Средневековая философия. Номинализм, реализм Фома Аквинский.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство.

Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и

культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в

Европе. Раннее средневековье характер. Становлением христ. догматики в

услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях

жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена служанкой

богословия, кот. должна была использовать свой рацион. Аппарат для

подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название

"схоластики".(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно

влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. Школы

были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. Идеологи

склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов

древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианства, а за

ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф.

христианства.

Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем

доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил.,

но дает более соверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из

Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож.

откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап.

однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о

творении мира, о прир. чел и его целях). Апологетика использует логические

доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия

души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов.

Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика

иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о

непостижимости разумом религиозных догматов. Склонна к софистике и

догматизму.

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте

-африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из

ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Идеи Платона --- это

мысли творца перед актом творения. Мир представляет собою епрер. лестницу

существ, восходящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет

прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер,

бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он

дел., делает через него бог. Поставил проблему динамики личности и динамики

общечеловеческой истории. Развил христианскую концепцию всемирной истории,

противопоставив град

человеческий - греховное светское государство, граду божьему - всемирное

господство церкви. Ввел ряд идей неоплатонизма.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и

университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период зрелости(13в)

3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось ,

что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их.

Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования ребов.

изощренная логика.

Вопрос: бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух. Отсюда

вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как

спор о универсалиях, т.е о прир. Общих одов и понятий. Сущ. 2 основных

решения этого вопроса. 1. общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от

чел. - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ.

универсалий: (троякость существования) "до вещей" в бож. разуме, "в самих

вещах" как их сущность или формы и "после вещей" - в чел. разуме как р-т

абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только

вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть

сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы

утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к

вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность

общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи. Зачатки

идеализма и неоплатонизм.

Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только

имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.