Рефераты. Философия






культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж

в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф.

развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе.

Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”.

Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж целостности чел и

связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа

которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с

отысканием “дух смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех

духовных функций чел, так называемой “Разумной Зрячестью” или

“живознанием”, исходное начало кот - религия.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),

Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-

1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не

без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали

принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,

идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -

мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот

и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен:

природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив,

движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций:

возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового

со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-

полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании

чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле

жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он

признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от

любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие

внутри нас” - он неприемлилобычное рел понимание бога. Всякая власть -

насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос

должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил

несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке

Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением

религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, ля кот хар-но

религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.

человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество

христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

В русск. космизме - 3

теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев,

Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма:

связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество

разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и

пробл. понимания и др.

Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - "Фил-я общего дела". В основе

ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Вопросы - людская разобщенность и

невозможность забыть тех, кто ушел. Истоки чел. бытия коренятся во

Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать

свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осознавать, что он - сын чел-ский.

Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до

тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с

другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло.

Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена покол. не

позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать

спасителем мира. Общее дело состоит в преодолении смерти и всеобщем

спасении. Психократия- община детей для воскрешения отцов. Пороки ко

времени воскрешения будут изжиты. Основа морали --- ответственность

человека перед предыдущими и будущими поколениями.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды б.

влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового

мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача ф

- спасение челов и человечества. Исходит из философии нравственности, я

стыжусь, следов. я сущ. Основа нравственности -- нерасторжимая связь

поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит

понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие

нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование.

Высшая форма любви -- божественная. Ч-к, вставший на этот путь -

Богочеловек. это есть сущность ел индивидуальности, все остальное

второстепенно. Через бож любовь осуществляется соединение с Богом ---

всеединство.

Необходимо

подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея учения - идея

положительного всеединства или "всеединого сущего". Это всеединство являет

собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера

абсол, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Это

и есть действительный мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь

отражение его. Цель истор прогресса --- приблизить реальность к бож миру,

так как реальн раздроблена, и ее всеединство заключается не в

вещественности, а в идее. Реальный мир - самоопределение или воплощение

абсолютго-сущего., посредник между ними - София (мудрость божия).

Мистический образ всеединственности и вечной женственности. Она же истина,

постигаемая через бож любовь.

Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Челов является центром

всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир.

Человечество - посредник между прир и божеством. Чел должен изменять прир

до ее одухотворения. Отсюда цель мир истории - единство бога и

внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл

личности, являющейся связ звеном между бож. и природными мирами,

реализуется в акте любви к др человеку, к природе, к богу. Истинный предмет

любви - Вечная Женственность, единый образ всеединства. Человек

нравственен, если свободно подчиняет свою волю служению богу и установлению

богочеловеческого царства. Идеи провиденционализма.

В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз

людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая

установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение

катол и правосл церквей. Русская идея --- историч долг России в создании

соц троицы (аналог бож)- единение церкви, гос и общ.

Флоренский --- продолжатель, стремился создать интегральную систему

взглядов сс сочетанием религии и науки, техники и искусства. Откровение как

способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д.Вера

определяет культ, культ --- миропонимание, а отсюда культура.

В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду религиозно

фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А.Флоренский,

С.Л.Франк, ЛОсский.) которые составили течение богоискательства со

свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием

свободы и творчества.

Богоискательство. Цель общ развития в осуществлении правильно понимаемого

нового христианства. религиозная реформация, создание богочеловечества,

причем религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на

земле.

Бердяев

Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл творчества",

"Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзист. диал-ка божественного и чел-

ского". В центре --- проблема человека. исходный пункт --- примат свободы

над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий

характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онтология Б.

строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе

свободу, творч. начало, дух.

Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно,

множественно и делимо в простр. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б.

определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн.

принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и

через человека.

Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо

беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и

ограниченное.Ч-к --- пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие

личность есть категория духовно-религиозная, индивид --- натуралистически-

биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к

богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа.

Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если человек сам есть

Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В богословии тоже заключено

рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу.

Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в царстве Божьем.

В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания. Объ. фил. познания

- мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн. формы познания -

мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил. антропология - в

центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание ф. должно быть

обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке идет не от

социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство, спасение

чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр. надежду на

восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, ч-к

должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр.

личности. Ценность личности выше абстр. идей общего блага, интересов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.