культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж
в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф.
развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе.
Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”.
Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достиж целостности чел и
связанное с этим обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа
которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с
отысканием “дух смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех
духовных функций чел, так называемой “Разумной Зрячестью” или
“живознанием”, исходное начало кот - религия.
Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870),
Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-
1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев
демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.
После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не
без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали
принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,
идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -
мозга.
В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь
разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот
и начинается жизнь природы.
Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен:
природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив,
движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций:
возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового
со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.
Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-
полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании
чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле
жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он
признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от
любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие
внутри нас” - он неприемлилобычное рел понимание бога. Всякая власть -
насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос
должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.
Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил
несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке
Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением
религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, ля кот хар-но
религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.
человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество
христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.
В русск. космизме - 3
теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев,
Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма:
связь чел. сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество
разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и
пробл. понимания и др.
Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - "Фил-я общего дела". В основе
ф.о.д. лежит специфич. поним-е ч-ка. Вопросы - людская разобщенность и
невозможность забыть тех, кто ушел. Истоки чел. бытия коренятся во
Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать
свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осознавать, что он - сын чел-ский.
Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до
тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с
другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло.
Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена покол. не
позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать
спасителем мира. Общее дело состоит в преодолении смерти и всеобщем
спасении. Психократия- община детей для воскрешения отцов. Пороки ко
времени воскрешения будут изжиты. Основа морали --- ответственность
человека перед предыдущими и будущими поколениями.
Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды б.
влияние оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового
мистицизма, нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача ф
- спасение челов и человечества. Исходит из философии нравственности, я
стыжусь, следов. я сущ. Основа нравственности -- нерасторжимая связь
поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит
понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие
нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование.
Высшая форма любви -- божественная. Ч-к, вставший на этот путь -
Богочеловек. это есть сущность ел индивидуальности, все остальное
второстепенно. Через бож любовь осуществляется соединение с Богом ---
всеединство.
Необходимо
подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея учения - идея
положительного всеединства или "всеединого сущего". Это всеединство являет
собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера
абсол, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Это
и есть действительный мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь
отражение его. Цель истор прогресса --- приблизить реальность к бож миру,
так как реальн раздроблена, и ее всеединство заключается не в
вещественности, а в идее. Реальный мир - самоопределение или воплощение
абсолютго-сущего., посредник между ними - София (мудрость божия).
Мистический образ всеединственности и вечной женственности. Она же истина,
постигаемая через бож любовь.
Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Челов является центром
всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир.
Человечество - посредник между прир и божеством. Чел должен изменять прир
до ее одухотворения. Отсюда цель мир истории - единство бога и
внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл
личности, являющейся связ звеном между бож. и природными мирами,
реализуется в акте любви к др человеку, к природе, к богу. Истинный предмет
любви - Вечная Женственность, единый образ всеединства. Человек
нравственен, если свободно подчиняет свою волю служению богу и установлению
богочеловеческого царства. Идеи провиденционализма.
В обществе идея "всеединства" раскрывается как богочеловеческий союз
людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая
установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение
катол и правосл церквей. Русская идея --- историч долг России в создании
соц троицы (аналог бож)- единение церкви, гос и общ.
Флоренский --- продолжатель, стремился создать интегральную систему
взглядов сс сочетанием религии и науки, техники и искусства. Откровение как
способ схватывания истины и дальнейшее ее обогащение наукой и т.д.Вера
определяет культ, культ --- миропонимание, а отсюда культура.
В истории р фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду религиозно
фил мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А.Флоренский,
С.Л.Франк, ЛОсский.) которые составили течение богоискательства со
свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием
свободы и творчества.
Богоискательство. Цель общ развития в осуществлении правильно понимаемого
нового христианства. религиозная реформация, создание богочеловечества,
причем религиозные идеалы - вечная жизнь, святость, могут быть воплощены на
земле.
Бердяев
Берд. пришел к религ. экзистенциализму. Осн. работы: "Смысл творчества",
"Смысл истории", "Дух и реальность", "Экзист. диал-ка божественного и чел-
ского". В центре --- проблема человека. исходный пункт --- примат свободы
над бытием, свободу не определяет даже Бог, она есть самодовлеющий
характер. Стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Онтология Б.
строится на противопост. духа и природы. Дух - субъект, воплощ. в себе
свободу, творч. начало, дух.
Дух - это Бог, Природа - все, что не находится в духе, что объективно,
множественно и делимо в простр. Это объекты, вещи. Отн. духа и прир. Б.
определяет дуалистически: 2 обособл. мира, имеющие общий источник, первичн.
принцип. Бытие проявляется и раскрывается в человеке и
через человека.
Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо
беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и
ограниченное.Ч-к --- пересечение высшего и низшего мира. Отсюда отличие
личность есть категория духовно-религиозная, индивид --- натуралистически-
биологическая, часть природы и общ . Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к
богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа.
Поэтому ч-к сам по себе, без бога не самодостаточен. Если человек сам есть
Бог, то путь отрицания гуманизма, как у Ницше. В богословии тоже заключено
рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу.
Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в царстве Божьем.
В гносеологии Б. отвергает западноевр. поним. познания. Объ. фил. познания
- мировые тайны, напр. тайна свободы. творчества. Осн. формы познания -
мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил. антропология - в
центре рассужд. Б. Против гегелевской концепции. Внимание ф. должно быть
обр. к личности, а не к абстр. ч-ку. Самое значит. в ч-ке идет не от
социальн. влияний, а изнутри. Социальн. концепция - мессианство, спасение
чел-ва. 3 силы в истории: Бог, судьба, свобода. Работы Б. выр. надежду на
восстание личности против мира мертвых объектов, отчуждения. Мир - зло, ч-к
должен приблизить конец мира. Б. послед. отстаивал идею самоценности конкр.
личности. Ценность личности выше абстр. идей общего блага, интересов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32