Рефераты. Философия






ряд достаточно разработанных подходов к осмыслению культуры:

аксеологический (ценностный) подход:

выделение сферы бытия, называемой миром ценностей. Именно, к этому миру и

применимо понятие «культура».

культура - итог всего многобразия деятельности человека как совокупность

материальных и духовных ценностей.

Главные проблемы этого подхода - понимание природы ценностей, их

происхождение общезначимости.

деятельный:

культура выступает специфическим способом человеческой деятельности.

в деятелности реализуется единство субъективного и объективного.

культура - способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития

общества, основа творческой активности человека.

структуралистический: культура - совокупность социальных элементов,

носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятленость

(брак, семья, обычай, тексты, символы...), но без учета личных факторов.

социологический: - культура - социальный инструмент, который позволяет

рассматривать общество как устойчивую целостность, отличную от природы.

гуманитарный: внимание акцентируется на совершенствовании человека как

духовно-нравственного субъекта культуры.

Вывод: Все эти подходы взаимодополняют друг друга. Однако, сохраняется

потребность в формировании обопщенного понимания культуры. Философия

рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с

природой, человеком, обществом, а как всеобщую характеристику мира как

целого. С точки зрения философии культура есть весь мир, в котором человек

находит себя.

2.22 Культура и цивилизация: Общее и специфическое.

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и

вообще существенную форму их выражения составляет система символов.

Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть

человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация =

окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту

культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего

обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры),

обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование.

Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж.

личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции

опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч.

процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может

превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него

воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего

изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для

устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих

странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь,

оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич.

процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ.

жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не

были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке

паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики

советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений",

кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн.

отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-

ва.

Слово «цивилизация» появилось во францухком яхыке в середине 18 в. В русле

теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности,

просвятители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме

и справедливости.

Четыре подхода в интерпретации поняти «цивилизации»:

культурологогический (т.е. социокультурное образование)

Вебер, Тайнби: цивилизация - особый социокультурный феномен, ограниченный

определенными пространственно-временными рамками, основу которых составляет

религия.

Тайлор: Цивилизация - знания, верования, искусство, нравственность и

привычки, усвоенные человеком как членом общества.

социологический (т.е. социальное образовнаие)

Уилкинсон: Социальное образование, имеющее общий временной и

пространственный параметр, сосредоточенное вокруг городских центров,

благодаря действию механизмов их связей, в первую очередь социально-

политических.

этнопсихологический

связь пониятия цивилизации с особенностями этнической истории (Л. Гумилев)

специфика культуры и психологии народа

географический

влияет географическая среда

В целом преобладает культурологический подход.

Цивилизация - это культура материальная (узкий смысл).

Цивилизация - это совокупных материальных и духовных достижений (широкий

смысл)

Еще в 19 в. Активно противопоставлялись термины: «культура» и «цивилизация»

(Кант, Шиллер)

Многие исследования сходятся на том, что цивилизация - внешний по-отношению

к человеку мир, в то время как культура - внешний. Но это уместно только в

рамках деятельностного подхода к пониманию культуры, а при ценностном не

обоснованно.

Вместе с тем необходимо согласиться, что цивилизация - внешний мир. Однако,

при этом не следует противопоставлять понятия «культура» и «цивилизация»,

ибо культура как надиндивидуальная реальность также является внешней.

Есть 5 подходов к пониманию, осмыслению культуры: (см. Вопрос 2.21)

3. Вопросы по историко-философскому циклу

3.1 Возникновение философии: от мира к логосу

Античный или (древний)

Древний мир: Малайзия, Северная африка, Италия, Афины, Античная греция

Зарождение античной философии: 7-6вв. до н.э. И существование до 5 в н.э.

Восточный мир и античный мир.

Проблема становления (греч) философии и ее отделение от мифа, религии и

художественного творчества являются одной из важных проблем истории

античной философии

Общественноэкономической основой греческой культуры периода ранней классики

явился преимущественнно труд свободных граждан, которые в этот период не

был еще вытеснен трудом рабов.

Социально политической предпосылкой развития и расцвета греческой культуры

явилась полисная демократия . С падением античного полиса падает и сама

античная культура.

первоначальные филосфские и до научные представления о мире и жизни были

тесно связанны с Мифом и рели гии возникли в их лоне.

Миф есть особый тип мироощущения, специфическое, чувственное представление

о явления действительности, возникшее в древнейшие времена.

В Мифологии отнразились чаяния и мечты людей, запечатлелись их

представления омире и самой жизни.

Познание сопровождает миф, но не составляет его первичного ядра: Сущность

мифа не в объяснении, а в объективировании субъективных впечатлений и

переживаний, при котором продукты воображения как результат этого

гобъективирования принимаются за подлинные реальности внешнего мира.

Отождествляя вображаемое с реальносуществующим, идеальное с материальным…,

миф преодолевает действительность в образах фантазий.

Чувство единства с силами природы и овладение ими в воображении сплачивало

первобытный коллектив, активизировало его деятельность.

С возникновением эпоса и поэзии мифологическое отождествление превратилось

в художественное сравнение.

Сравнение явилось не только средством художественно – эстетического

освоения мира, но и оружием его познания, способом самосознания и

установления человеком своего места в окружающей его действительности. Из

художественных сравнений в последствии возникли первые научные аналогии

(Натурфилософия).

Существуют различные точки зрения о происхождении философии- из мифа и

религии, из знания.

Переход от религиозно мифологических представлений о мире к философскому

его пониманию (От мифа к логосу) означал замену произвольного

(фантастического, вымышленного) «Рассказа» обоснованной аргументацией,

разумно логическими соображениями, т.е. тем, что греками было обозначено

термином «логос».

На всем протяжении своей тысячилетней истории греческая философия

испытывала влияние мифологии, использовала ее образы, вдохновляясь ее

темой.

Философское познание, основанное одновременно на чувстве и разуме, на

интуиции и логике (на «Логосе») связанно (ка илюбое познание) с известным

риском (и выбором), но в отличии от религии, обрекающей человека на

безотчетный выбор, философия стремится к осмысленному риску и разумному

выбору, т.е. к преодолению слепой веры и основанных на ней слепого риска и

выбора произвольного характера.

Религия не допускает свободы критики и борьбы мнений, следовательно

фанатизм и нетерпимость. Философия же не может существовать вне этого.

В субъективно-психологическом плане греческая философия и наука зародились

тогда, когда Фалес попытался все многообразие удивительных повседневно

наблюдаемых явлений объяснить из единого начала («Все есть вода»).

В теоретическо-познавательном плане возникновение греческой философии

является процессом перехода от мифологического отождествления (образа и

вещи, человека и природы…) к установлению различия между ними. Этот переход

совершили первые греческие натур философы (но этот разрыв с природой был у

них не полный = представление об одушевленности первоначала вещей- вода,

воздух, о мире как о живом…) .

В их учении пререплетаются религиозно мифологические и научно философские

взгляды.

В социально-историческом плане переход от мифа к логосу был обусловлен

сменой первобытно общинного строя в классовом обществом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.