Рефераты. Философия






свободен от давления материальной предметности, социальных связей.

но самый сложный барьер - сам человек

Следовательно, духовность и ограничитель, но свобода - тоже органичитель.

Ж) духовность как менталитет (устойчивое отношение человека к миру и себе,

как духовное основа лдеятельности человека к людям, обществу).

Духовность как человеческая сущность.

Как оценить духовность в плане человеческой сущности? Отметим три

методологических момента:

какие бы стороны человеческой жизнедеятельности не трактовались как

сущностные, они так или иначе, вторичны, они есть атрибуты реального

конкретного материально-духовного субъекта.

Имеется в виду конкретный единственный человек.

системная, комплексная природа человека. Если будет выделено сущностное

качество, то не будет его абсолютизации, противопоставления другим

качествам. Только признание его приоритетных в ряду с другими.

Подразумевается, что оно сложилось и функционирует на основе лишь

неразрывной связи с другими.

Духовность наиболее полно выражает и характеризует человеческую сущность

вообще.

в духовности аккумулируется все многообразие человеческого содержания.

Именно, в деятельности воплощен огрмный потенциал, деляющий его сравнимым с

обществом.

духовность содержит импульс активности, именно в ней створческое начало

человека и его свобода. Следовательно, они проинизывают всю человеческую

жизнедеятельность, направляют его, властвуют над ней.

Духовность раскрывает сущность человека как неотделимую от индивидуального

бытия человека.

Почему деятельность не является сущностью?

Тезис о духовности человека как его сущности содержит в себе отрицание

аналогичной сушности других качетсв человека, т.е. проитвеоречит другой

сущности человека в его деятельности. Следовательно и возникает впрос 3..

Отрицать значение деятельности трудно, не будь человек действующим, не было

бы самого человека, ни общества.

Но здесь речь идет о другом: не о том, важна или нет деятельность человека

и возможен ли он без нее, а том какая его характеристика основополагающая.

Что можно отметить о деятельности человека:

деятельность человека носит локальный характер. Она всегда ограничена

различными факторами. Следовательно конечна и предельна. Духовность

человека - это и часть общества и его целое, а деятельность только часть

общей деятельности.

типичнсоть, одинаковость человечески индивидуельное начало смазывается, а в

некоторых случаях вообще оказывается несущетсвенным.

деятельность как таковая, выступает как некоторое проявление человека во

вне; определенное опредмечиваение, реализация его сил.

2.17 Человек социальный. Деятельная сущность человека.

Деятельность - это весьма сложное, многомерное явление, включающее в себя

элементы, резко различающиеся по своей природе.

Виды деятельности:

Преобразовательная (трудовая),

Познавательная

Аксиологическая или ценностная (объекту приписывается ценность)

Коммуникативная (Взаимодействие субъекта с субъектом).

Художественная (Эстетическая)

Фундамент человеческой деятельности - биологический, это активность как

способность осуществлять какие либо действия. Она характерна для всех живых

существ, и она - от рождения. Однако, она также социально сформированна и

культурно организованна.

Деятельность определяется главным образом не историческими потребностями, а

исторически сформированными социокультурными программами.

Эти программы динамичны и могут быть изменены и усовершенствованны

(формулируются не от рождения)

Деятельность изначально социальна. Социальное в деятельности может

выступать как:

Объективное, материально-вещественное (Орудие деятельности, технологичя, ее

продукты)

Объективное невещественное(Формы общения, различные отношения, социальные

институты)

Роль сознания в деятельности:

Целеполагание (одна из существенных отличительных черт в деятельности) -

без цели нет деятельносьти.

Выработка идеальной схемы осуществления деятельности.

Контроль за реализацией этой схемы.

Ее горректировка.

Сравнение результатов с поставленной целью.

Деятельность - это динамическое единство субъекта и объекта.

Субъективное:

Индивид как носитель активности.

Определяемые индивидом цели деятельности, ее мотивы.

Осуществляемый человеком выбор средств и путей реализации деятельности.

Знание, навыки, опыт, которыми он располагает.

Объективное (Средства деятелности, и ее результаты):

Вкщество природы, ее силы, процессы

Различные процессы и явления общественной жизни.

Человек (Если активность направленна на самого себя, на свое Я)

Следовательно, мелкая деятельность имеет двойную детерминацию: Зависит и от

объемктивного мира и обусловленно самим сыбъектом.

Итак деятельность - единство материально-вещественного и духовного;

биологического и социального; объективного и субъективного.

Многоаспектность деятельности, следовательно,многоплановый характер

детерменации человеческого бытия:

В природной сфере:

Как часть природы.

Деятельность невозможна без взаимодействия с приролдными факторами.

В социальной сфере: В процессе деятельности включается в эту сферу.

Вне деятельности нет бытия как подлинно человеческого.

Человек как субъект деятельностию Ему присущи:

Самодеятельность, способность к творчеству.

Личностное «Я» как осознание и понимание своего отношения к миру.

Свобода как способность создавать новое, как возможность самореализации.

Оющественные отношения: Человек вступает в отношения в процессе

деятельности. Их специфика:

Субъект - объект или субъект- -субъект.

Неявляются физической реальностью, но представляют огромную силу.

Включают оценочные моменты (Следовательно носят нормативный характер).

Носят апосредованный характер - не нужен непосредственный контакт между

индивидами.

Общественные отношения и деятельность находятся в аргоническом единстве:

Деятельность всегда включена в систему общественных отношений: Без них она

невозможна.

Общественные отношения - продукт деятельности.

Человеческая деятельность формирует человека как сложного многомерного

феномена. Деятельность - это та сфера, где разнообразные свойства человека

интегрируются, обоазуя определенное единство.

Деятельный подход к проблеме человека наиболее соответствует характеру

постановки этой проблемы в философии.

Сущность человека не заданна изначально, а формируется в процессе

деятельности и благодаря ей сущность человека носит деятельностный

характер.

2.18 Человек и власть.

Одна из важнейших компанент политической сферы- власть. Понятие власти

трактуется по разному. В повседневной жизни постоянно встречается это слово

(например власть отца над сыном, власть природы).

В специфической литературе существует несколько подходов к пониманию

власти:

Бихевиаристический: Власть рассматриматривается как особый тип поведения,

который основан на возможности изменения поведения других людей

(управления).

Телеологический: Власть - то, что способствует достижению, реализации

определенных целей.

Все такие определения фиксируют внимание на какой-либо отдельной черте

такого феномена как власть. Вместе с тем они не позволяют уловить

социальную природу власти. Снять этот недостаток и предлагает

социологический подход.

В рамках этого подхода понимается: А имеет власть над Б всякий раз и только

тогда, когнда согласно нормам общества, которым принадлежат А и Б, А имеет

право приказывать Б, а Б обязан подчиняться приказам А.

В этом определении выделяют чентыре составляющие власти:

Наличие партнеров власти (Минимальное количество - 2, партнером может быть

лицо, организация и т.п.).

Приказ осуществляющего власть (приказ как правило - выражени воли, которое

сопровождается угрозами, снкциями в случае неповиновения).

Подчинение того над кем осуществляется власть, тому кто ее осуществляет.

Общественные нормы. Они устанавливают по меньшей мере:

Отдающие приказы имеют на это право.

Тот кого эти приказы касаются обязан подчинится приказам, осуществляющего

власть.

Политическая власть.

Это определенный аспект отношений между большими социальными группами. Для

ее осуществления необходимы все те элементы, которые вообще необходимы для

власти. Добавляют еще 2 свойства у власти.

Общественное разделение между группой осуществляющих власть и группой, по

отношению к которой эта власть осуществляется.

Организованное принуждение как основа осуществления власти.

Государственная власть:

Это явление историческое. Она осуществляется спомощу специального аппарата

и над определенной территорией.

Государственная власть имеет возможность обращаться к средствам

организованного изаконодательного насилия.

Основные парадигмы (Смысл) социального понимания власти. Характеристика

власти задается тремя парадигмами:

Кому власть служит, каким интересам?

Постановка и ответ на этот вопрос предполагают, что власть имеет

инструментальный характер, т.е. власть служит реализацией целей, отвечающих

определенным интересам.

Кто управляет?

Эта пародигма содержит несколько разных аспектов:

Какова конституционная система власти?

Это область ведения специалистов по праву, но социологи тоже этим

занимаются.

Из кого складывается группа политических руководителей и высших должностных

лиц?

Каковы психологические черты и особенности этого руководящего состава?

Как власть осуществляется?

Эта пародигма имеет специальный термин - социотехника осуществления власть.

Имеется 2 доминирующих момента:

процесс принятия политических решений.

Процесс проведения в жизнь уже принятых решений.

2.19. Человек в историко-культурном контексте.

«Философия и история развиваются по отдельности» - эта разделенность была

преодолена только в 18-м веке (становление исторического сознания).

Ставились вопросы о направленности и смысле исторического процесса,

предназначении и роли человека в этом процессе, как исторический процесс

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.