копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая
независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи: 1)
Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность
ощущения) 2) Признание принципиальной познаваемости мира. Ленин
разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о
существующем мире. Ленин способствовал преодолению кризиса в физике,
связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в
научную картину мира. В домарксисткой философии материя отождествлялась с
конкретными ее видами, напр. атомами и тд. Отождествление на к.-л. этапе
познания филос. понятия М. как объективной реальности с конкретными ест.-
научными представлениями о ее структуре и формах по существу приводит к
исключению еще неизвестных, но реально существующих объектов и систем из
структуры М., что противоречит принципу материального единства мира. Это
единство имеет множество конкретных форм проявления, последов. раскрываемых
наукой и практикой. Всеобщими формами бытия М. являются пространство и
время, которые не существуют вне М., как не может быть и материальных,
которые не обладали бы пространственно временными свойствами.
1.5 Образ природы в динамике европейской философской и общекультурной
традиции.
ПРИРОДА, 1) в широком смылсле—всё сущее, весь мир в многообразии его форм;
понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материй,
универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле — объект науки, а точнее —
совокупный объект естествознания («наук о П.»). П. в целом выступает как
общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания и
объяснения того или иного конкретного предмета изучения (напр.,
представления о пространстве и времени, движении, причинности и др.). Такое
общее понятие П. разрабатывается в рамках философии и методологии науки, к-
рые выявляют его осн. характеристики, опираясь при этом на результаты
естеств. наук. Как предельная абст-ракция осн. характеристиками к-рой
являются универсальность, законосообразность и самодостаточность, понятие
П. выдвигается на первые роли в социально-культур-нояттлане-в-эпоху
Возрождения в условиях борьбы против религ. Догматизма и ср.-век.
схоластики, но закрепляется оно лишь с утверждением опытного естествознания
(16— 17 вв.). Совр. естествознание наследует традиции понимания П.,
выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их. Это
выражается в представлениях о развитии П. и его специфич. закономерностях,
о различных формах двпжения материи и различных структурных уровнях
организации П., в расширении представлений о типах причинных связей и т.п.
Напр., с созданием теории относительности существенно видоизменились
взгляды на пространственно-временн’ую организацию объектов П.; развитие
совр. космологии обогащает представления о направлении естсств. процессов;
достижения физики микромира способствуют значит, расширению понятия
причинности; прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов
целостности П. как единой системы. 3) Наиболее употребительно толкование
понятия П. как совокупности естеств. условии существования человеч.
общества. В этом смысле понятие П. характеризует место и роль П. в системе
исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Понятие П.
употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных
человеком материальных условий его существования — «второй П.». По словам
К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и П.—
закон, регулирующий обществ, произ-во; без такого обмена была бы невозможна
сама человеч. жизнь (см. К..Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 51, 514).
Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, к-рая
всегда осуществляется в конечном счёте в П. и с данным ею материалом.
Поэтому и изменение отношения к П. на протяжении истории общества
определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеч.
деятельности.
До начала совр. научно-технич. революции эксплуатация П. носила Преим.
экстенсивный характер, т. е. основывалась на увеличении объёма и
разновидностей получаемых от П. ресурсов. При этом масштабы деятельности
общества практически не были ограничены извне, со сторонй П.— человек мог
брать у неё «без счёта», столько, сколько позволяла его собств. производит,
сила. К сер. 20 в. такой способ эксплуатации начинает приближаться к
критич. точкам, причём сразу в неск. отношениях: масштабы потребления
традиц. источников энергии, сырья и
материалов становятся сравнимы с их общими запасамп в земной П.; та же
картина вырисовывается и в отношении естеств. базы для произ-ва
продовольствия в связи с быстрым ростом населения планеты; совокупная
деятельность общества оказывает всё более заметное влияние на П., ощутимо
вторгается в её естеств. механизмы саморегуляции, резко видоизменяет
условия существования живой материи. Всё это создаёт объективно-природную
основу и необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному способу
эксплуатации П., т. е. более полному, эффективному и разностороннему
использованию её ресурсов. Со стороны самого общества эта необходимость
подкрепляется соответств. изменением характера деятельности, к-рая теперь
уже не может развиваться спонтанно под воздействием своей собств. внутр.
логики, а требует спец. регулирования, поскольку оказывается ограниченной
совокупность её материальных, природных условий. В совр. обществе такое
регулирование в значит, мере опирается на науку — гл. орудие интенсификации
произ-ва и рационализации, осмысленного переустройства материальных
отношений человека с П. На науку всё более последовательно ориентируется и
человеч. деятельность. В итоге начинает складываться новый тип отношения
общества к П.— отношение глобального управления, к-рос охватывает как
процессы в П., так и деятельность общества в целом и предполагает
разработку рациональных программ этой деятельности, учитывающих характер и
границы допустимого воздействия на П. и» необходимость её сохранения и
воспроизводства. П. во всё больших масштабах становится существенным и
разумно управляемым компонентом социального организма.
Для первобытного человека,. почти полностью растворённого в П., характерно
её одухотворение. Мифоло-гич. мышление ещё не располагает основаяиями для
чёткого противопоставления П. и человека. Собственно теоретпч. отношение к
П. впервые складывается с отделением философип от мифологии, т. е. с
появлением теоретич. мышления как такового. В ценностном плане это
отношение оказывается двойственным; та часть П., к-рая вовлечена в орбиту
доятсльности человека, толкуется с утилитарно-прагматич. точки зрения как
потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и место его
обитания (;)т.1 ценностная цоипцпя сохраняется пплоть до сор. 20 и.); П. же
и целом долгое время выступает как неизмеримо превосходящая человека сила и
потому — как идеал гармонии, нерукотворного совершенства. Этот тип
ценностного тггиошения определяет Т1 направление теорстич. размышлении о
II. Через всю антич. философию проходит трактовка II. как совертен-ства,
как средоточия логоса. Лнтпч. мышлению свойственно обращаться к П. как к
эталону орган п.шции, мерилу мудрости, а жизнь в согласнп с II. и сё
законами расценивается здесь обычно как самая благая и желанная.
Существепно иное отношение к П. складывается с утверждением христианства, к-
рое рассматривает оё как воплощение материального начала, как «низ», где
всё преходяще и изменчиво. Земному, П. резко противопоставляется вечдое,
абс. духовное начало — бог, безусловно стоящий над П. В противоположность
античности осн. идеей здесь является не слияние с П., а возвышение над нею.
Воз-является не слияние с П., а возвышение над нею. Возрождение вновь
обращается к антич. идеалам толкования всего естественного, природного как
воплощения гармонии и совершенства. Эта позиция и позднее многократно
воспроизводится в самых разных контекстах, в частности в концепции естеств.
права (Руссо и др.), выводившей право пз данных П., «естеств.» законов
человеч. Общежития, а также в ряде школ лит-ры и философии, активно
проводивших лозунг «назад к П.» и усматривавший в нём единств. спасение от
разрушит, действия бурж. порядков
Этот же идеал отношения к П. в новое время сыграл немалую роль в
превращении П. в объект науч. изучения. Вместе с тем развитие науки и
активного освоения П. на базе развития пром-сти существевно
трансформиройали первонач. схему идеапизиров и поэтизиров. Отношения к П.
Опытное естествознание выдвигает идею «испытания» П. По отношению к
познават. Иттрактич. активйости человека П. начинает выступать как объект,
как поприще деятельности, как косная и инертная сила, требующая Покорения,
установления над нею господства рааума.
Такой тип отношения к П. сохраняется до тех пор, пока действит. господство
над нею не начинает превращаться в реальность. Когда мир, созданный
деятельностью человека, становится соизмеримым с миром П., т. е. когда
деятельность общества достигает планетар-пых масштабов, становится по
своему объёму сравнимой с масштабами процессов в П., утплитарно-прагматпч.
отяошевяе к П. постепенно перестаёт быть самодовлеющим и беагравичным, оно
дополняется осознанием растущей зависимости самой П. от человека и его
деятельности. На этой основе складывается новый тип ценностного отношения к
П., к-рый можно назвать социально-историческим и к-рый ивходит из оценки П.
как уникального и увиверс. вместилища человека и всей его культуры. Такая
оценка предполагает ответств. отношение к П., постоянное сопзмерение нужд
общества и возможностей П., учёт того, что сам человек и человечество есть
часть П.
В науч.-теоретич. плане этой ценностной переориентации соответствует
переход от идеи абс. господства ад П. к идее отношений общества и П. как
отношений партнёров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретпч.
выражением этой позиции явилась соз-данная В.И.Вернадским концепция
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32