направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что
выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее
тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда
даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ
сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.
Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В
античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход
компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия
включала в себя фил.
Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на
рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же
время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между
ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного
авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от
бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив
материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в
события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски
размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти
от бога.
Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально
претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму,
религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех
пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др
форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложеа
система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей
духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.
Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно
выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.
Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент достижений
естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а
папа римский неоднократно проповедывал, что достиж современой физики
прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым
толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.
Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с
его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов,
непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему
дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не
подкрепленный новыми ценностями тказ от религии дорого обошелся
человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял
нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззреии.
Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту,
восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы
фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение
П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел
как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в.
начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер,
М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил
знания духовных абсолютов и норм.
2.5 Общество и природа. Современная экологическая ситуация
Термин «Природа» служит для обозначения объективной реальности, всего того,
что существует. Высшее ее порождение и часть – человек. Природа делится на
2 части: Связанную с деятельностью человека и не связанную с ней.
Общество – представляет собой совокупность исторически изменяющихся форм
совместной деятельности людей, определенным образом связанных между собой и
образующих некоторую целостность на основе необходимости материального
производства в интересах ее (этой целостности) самосохранения, само
производства и саморазвития.
Природа как целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически
ограниченно как в пространстве так и во времени.
Человеческое общество не может возникнуть, существовать и развиваться вне и
независимо от природы.
Природа как условие жизни и развитие общества не является постоянной и
неизменной величиной.
Формы восприятия природы.
Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек
мыслился как одна из ее частей.
Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа
кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек,
так как только он наделен божественным началом – душой. Более того ,
природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или
подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с
греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для
негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто
неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.
Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя
красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник
радости, наслаждения, вдохновения.
Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься
как объек интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из
которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения
преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого
отношения к природе.
Взаимодействие человека и природы
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания
существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась
постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.
Четыре типа взаимодействия общества с природой:
Присваивающий (для первобытного общества)
Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное
производство)
Подчиняющий (Капиталистический строй)
НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)
Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов
в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является
экологическая проблема.
Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и
углубляющемся противоречии между производительной деятельностью
человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал
основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида
в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и
приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения
являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,
производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком
неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты
ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год
составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из
этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,
которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших
факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической
проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр
среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих
катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния
ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в
экологических беженцев.
Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в
пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных
условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и
более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и
его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не
только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб
пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,
ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного
населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не
на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а
наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые
страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям
философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на
ценности духовные.
2.6 Мифологическое сознание
Происхождение слова «миф» - (греч.) «речь», «слово», «разговор». Простейшие
формы мифа могут совпадать со словом. Однако, миф далеко выходит за рамки
словесных выражений, повествования, сюжетов.
Первая веха на пути развития мифического сознания от первобытного стада к
общине – создает общности на основе определенных социальных связей.
Укрепление их внутри общины и отделение ее от других общин. В условиях
когда отсутствовали иные механизмы удержания, хранения и передачи
коллективного опыта, единственным способом коммуникации был ритуал и слово
(миф).
Повторяясь из поколения в поколения первоначальный смысл мифов забывался,
они принимались на веру, правило соблюдения ритуала и содержания мифа
приобретали абсолютное значение. Вера – это не религиозная вера, а, доверие
через внушение, которое тождественно чувству принадлежности индивида к
коллективу общины.
Миф характеризуется следующими сущностными характеристиками:
принадлежность: миф всегда о чем-то (о мироздании, о человеке, об обществе,
о социальных отношениях, о ценностях)
синкретизм: в мифе отсутствует явное и отчетливое разграничение мысли о
предмете и самого предмета, идеального и вещественного, знаний и
художественных образов. В мифе все это слитно и не расчленено содержание
мифа – предмет веры. Оно критике не подвластно и в логических обоснованиях
не нуждается.
Язык: миф имеет свой собственный язык, который обладает двумя свойствами:
живоописующий (явление описываются в конкретных деталях описываемого)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32