Рефераты. Философия






направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что

выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее

тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда

даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ

сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В

античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход

компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия

включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на

рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же

время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между

ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного

авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от

бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив

материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в

события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски

размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти

от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально

претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму,

религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех

пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др

форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложеа

система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей

духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно

выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент достижений

естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а

папа римский неоднократно проповедывал, что достиж современой физики

прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым

толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с

его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов,

непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему

дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не

подкрепленный новыми ценностями тказ от религии дорого обошелся

человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял

нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззреии.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту,

восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы

фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение

П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел

как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в.

начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер,

М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил

знания духовных абсолютов и норм.

2.5 Общество и природа. Современная экологическая ситуация

Термин «Природа» служит для обозначения объективной реальности, всего того,

что существует. Высшее ее порождение и часть – человек. Природа делится на

2 части: Связанную с деятельностью человека и не связанную с ней.

Общество – представляет собой совокупность исторически изменяющихся форм

совместной деятельности людей, определенным образом связанных между собой и

образующих некоторую целостность на основе необходимости материального

производства в интересах ее (этой целостности) самосохранения, само

производства и саморазвития.

Природа как целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически

ограниченно как в пространстве так и во времени.

Человеческое общество не может возникнуть, существовать и развиваться вне и

независимо от природы.

Природа как условие жизни и развитие общества не является постоянной и

неизменной величиной.

Формы восприятия природы.

Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек

мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа

кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек,

так как только он наделен божественным началом – душой. Более того ,

природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или

подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с

греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для

негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто

неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для себя

красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник

радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься

как объек интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из

которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения

преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого

отношения к природе.

Взаимодействие человека и природы

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания

существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась

постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.

Четыре типа взаимодействия общества с природой:

Присваивающий (для первобытного общества)

Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное

производство)

Подчиняющий (Капиталистический строй)

НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов

в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и

углубляющемся противоречии между производительной деятельностью

человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал

основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида

в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и

приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения

являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,

производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком

неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты

ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год

составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из

этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,

которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших

факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической

проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр

среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих

катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния

ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в

экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в

пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных

условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и

более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и

его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не

только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб

пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,

ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного

населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не

на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а

наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые

страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям

философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на

ценности духовные.

2.6 Мифологическое сознание

Происхождение слова «миф» - (греч.) «речь», «слово», «разговор». Простейшие

формы мифа могут совпадать со словом. Однако, миф далеко выходит за рамки

словесных выражений, повествования, сюжетов.

Первая веха на пути развития мифического сознания от первобытного стада к

общине – создает общности на основе определенных социальных связей.

Укрепление их внутри общины и отделение ее от других общин. В условиях

когда отсутствовали иные механизмы удержания, хранения и передачи

коллективного опыта, единственным способом коммуникации был ритуал и слово

(миф).

Повторяясь из поколения в поколения первоначальный смысл мифов забывался,

они принимались на веру, правило соблюдения ритуала и содержания мифа

приобретали абсолютное значение. Вера – это не религиозная вера, а, доверие

через внушение, которое тождественно чувству принадлежности индивида к

коллективу общины.

Миф характеризуется следующими сущностными характеристиками:

принадлежность: миф всегда о чем-то (о мироздании, о человеке, об обществе,

о социальных отношениях, о ценностях)

синкретизм: в мифе отсутствует явное и отчетливое разграничение мысли о

предмете и самого предмета, идеального и вещественного, знаний и

художественных образов. В мифе все это слитно и не расчленено содержание

мифа – предмет веры. Оно критике не подвластно и в логических обоснованиях

не нуждается.

Язык: миф имеет свой собственный язык, который обладает двумя свойствами:

живоописующий (явление описываются в конкретных деталях описываемого)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.