Рефераты. Философия






соц структур и институтов от трудящихся -- бюрократическая машина.

Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах.

1.Рабоч использует матер, взятые у природы и получает в итоге нужные для

жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат

- они ему чужие. Чем больше р. работает, тем больше мир предм, не принадл

ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот

создаются в производстве - средством жизни, физ существования. Раб

полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор

потребности в труде, а только средство для удовлетвор др потребностей.

Только вне труда р. распоряжается собой - т.е. свободен. Т.о он свободен

только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд - форма

деят, специф для чел, для раб представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в

природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь - деятельный

контакт с прир, в кот главное - труд, производство: "...производственная

жизнь и есть родовая жизнь". Но для раб труд - лишь средство для

поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству

не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит,что у раб

отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,

поскольку они конкурируют за возм трудиться.

Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже

отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ

первичных и вторичных уровней отч. Почему же чел становится отчужденным?

Отч труд равнозначен сущ частной собственности. Ч собств - основа экон

жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это

значит, что эконом история - ключ к пониманию челов жизни как таковой.

"Религия, семья, гос-во, право, мораль, наука, искусство... суть лишь

особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону". Жизнь людей в

усл отчуждения калечит их, делает "частичными индивидами" или неразвитыми,

недочелов существами. "Частная собств сделала нас настолько глупыми и

односторонними, что какой-нибудь предмет явл нашим лишь когда мы обладаем

им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем - употребляем...

Поэтому на место всех физ и духовных чувств стало простое отчуждение всех

этих чувств - чувство обладания".

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный

отчуждению, - присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает

его с общ преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение

отчужд труда. Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не

подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в

реализацию человеком своих лучших сторон.

Характеристика присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из

принуд в человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс

отчуждения: 1. по присвоению предм труда и его результата 2. По

освобождению самой деятельности 3.присв человеком труда общей родовой

сущности 4.гармонизации отношений между людьми.

Здесь М создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в

единстве с природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами.

Гармония с внешней прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои

цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир

чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется

человек, само природное развитие есть гармоничный р-т всей истории чел

общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще

реализующиеся не у всех (музык ухо, художественно развитый глаз). -

творческие способности.

Универсально развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней

природой чел - таков идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра

коммунист идеала. Уничтожение ч собственности необходимо, но недостаточно

для присвоения людьми челов сущности.

3.14 Постпозитивизм. Поиск новой рациональности как попыика преодолеть

слабость сциентизма и иррационализма

Постпозитивизмом называется множество концепций, которые пришли на смену

позитивизму. Особое внимание уделяется рациональным методам познания.

КАРЛ ПОППЕР. Методология верификации в науке построена на убеждении

абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Рано или поздно на

место старой теории приходит новая, и старое знание признается

заблуждением. Поэтому задача эпистемологии, те теории и философии научного

познания, заключается не в поиске истины, а в проблеме роста знаний. Рост

знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно

выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕКИЙ

РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от

фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Ученые пользуются

гипотетически-дедуктивным методом. Из гипотез общего характера выводятся

предположения, которые сравниваются непосредственно с протокольными

утверждениями. Если относительно теории и протокольных предположений, а

также их с совпадения ученые пришли к согласию, то теория считается

временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена

окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее

образуют не законы, а правдоподобные утверждения. всякая теория ненадежна и

подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию

нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория

фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь

одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на

которую обрушивается град рациональной критики. Отказался от узкого

эмпиризма и индуктивизма логических позитивистов, заменив их принципами

органической связи теоретического и эмпирического уровня знаний.

Рост научного знания можно выразить схемой исходная проблема ---- множество

временных решений основной проблемы --- элиминация, исправление

обнаруженных ошибок--- новая проблема. Для обоснования своей концепции он

пользуется общими идеями эволюционизма (рост научного знания для него

является частным случаем общих эволюционных процессов, совершающихся в

мире). Различные гипотетико -дедуктивные структуры отличаются своей

выживаемостью. В мире организмов выживает наиболее приспособленные, в науке

--- самые непротиворечивые. Научной признается концепция, которая поддается

сопоставлению с опытными данными, следовательно, она в любой момент может

быть сфальсифицирована. в отличие от науки, фил не поддается фальсификации,

то есть не имеет научного характера. Но, не обладая научным статусом, она

обладает смыслом, без нее не обойтись. Решает проблему демаркации науки и

фил. Фил есть осмысление роста научного знания, включает в себя принципы

рационально-критическлй дискуссии, фаллибализма и фальсификации.

Теория трех миров: 1) философский или физический; 2) ментальный; 3) мир

объективной истины без познающего субъекта. Это мир человеческого духа, мир

роста научного знания, гипотез, теорий. Проблема понимания истины

рассматривается всесторонне --- как соответствие объекта и любого его

обозначения, как проблема метаязыка науки. Даже сама идея ошибки содержит

идею объективной истины, механизм роста --- метод проб и ошибок,

предположений и опровержений. Пафосом его теории является убеждение в

необходимости создания теории научной рациональности, некой системы

стандартов и норм роста научного знания, осуществления демаркации научного

знания от ненаучного, Эта теория позволит решить три задачи : 1) избегать

наивного эмпиризма; 2) не допускать спекулятивных рассуждений в духе

немецкой классической философии; 3) не впадать в иррационализм.

Его концепция подвергается критике. Свел рост научного знания к дуэли

гипотез, фактов наблюдений. Игнорирует понятие истины, все заменено

рассуждениями о правдоподобных утверждениях,Кроме гипотез и фактов, есть

еще социальный и технический миры, совокупность множества факторов, которые

влияют на рост научных знаний. При научной критике и даже фальсификации

теории ученые не спешат отказаться от ее услуг, см механику Ньютона. Его

концепция трех миров имеет объективно-идеалистический характер.

ИМРЕ ЛАКАТОС. Реальны лишь те науки, которые позволют изучать себя с точки

зрения определенных логических требований. При этом предложил оригинальный

вариант логики догадок и опровержений. Важность сравнений разных теорий

друг с другом. К тому же надо сравнивать не теории, а научно-

исследовательский программы. Каждая содержит несколько теорий, твердое ядро

программы переходит от одной к другой, а защитный пояс может частично

разрушаться. Переход к новой программе происходит, когда разрушению

подвергается твердое ядро. Новая программа должна быть насыщена новым

эмпирическим содержанием по сравнению с предшественницей. Сумел выделить

важные моменты в процессе развития знаний. Существенно различать теории и

программы и осознавать, в рамках которой ты находишься. Если не знать про

другие программы, то сама программа , в которой ты находишься, признается

за абс знание и истину,что приводит к однобокости и неиспользованию

достоинств других программ.

ПОЛ ФЕЙЕРАБЕНД. Концепция эпистемологического анархизма. При столкновении

теории с научным фактом для ее опровержения нужна еще одна теория. Для

этого он выдвигает и разрабатывает принцип полифернации --- размножение

теорий. Отстаивает правомерность любой новой теории. Каждый ученый должен

творить свободно, как он хочет. При этом следует выдвигать даже

неподтвержденные и непроверенные законы и гипотезы. Источником

альтернативных идей могут быть знахарство. мистика, вост культы, здравый

смысл. магия и др. Все они имеют собственную ценность. НЕт общих норм

универсальных критериев рациональности или научности, всегда найдутся факты

или обстоятельства, при которых могут пригодиться нормы, стандарты и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.