Рефераты. Философия






Выяснить вопрос об объективности познания - вот главная проблема теории

познания.

Для этого необходимо использовать то, что он называет феноменологическим

методом. Он исходит из того, что философия должна быть логикой научного

познания, учением о науке. А так как наука направена на изучение знания, в

котором содержится истина, следует, вопрос, что такое истина?

Г. Понимает истину как нечто абсолютное, как нечто истинное «само по себе»

Для выяснения истины требуется феноменологический анализ, которыцй состоит

в осмыслении того, чем вообще является мышление и познание.

Г. Не сомневается в сущетсвовании окружающего мира. Это он называет

«естественной установкой», которая представляет собой непосредственную

уверенность в том, что сущетсвует объекитвный мир и мы в состоянии

описывать ход материальных процессов, т.е. иметь свой опыт.

Подобно миру, который рассматривается во времени, существует горизонт,

бесконечный в обоих направелниях.

Цель Гуссереля - «Феноменологическая редукция» естественной точки зреня:

Это делается посредством «заключения в скобки» или игнорирования нашей веры

в тотальность объектов и вещей, к которым мы относимся с естественной точки

зрения, и вместо этого обращения внимания на наши переживания их.

заключать вещи «в скобки» не означает, что мы сомневаемся в их

существовании, а только то, что мы разъеденены с ними, оно есть

определенное воздержание от суждения.

это «заключение в скобки», или воздержание, Г. Называет термином «эпохе»

Осуществление феноменологического эпохе дает возможность мне быть свободным

от использования каких-либо суждений, которые касаются поространственно-

временного существования. В этом состоит первый этап редукции.

Второй этап заключается в том, чтобы описать структуры, остающиеся после

того, как процедура, «заключения в скобки» прошла.

Таким образом, посредсвом феноменологической редукции возникает

феноменологическое (чистое) сознание.

его отличительные особенности определенные сущностные структуры, которые

выступают вннутренним закономерностями сознания, его принципами,

механизмами функционарования.

рассматривая сознание как совокупность сущностей Г. Понимает его как поток,

как нерушимую целостность.

Сознание выступает в виде потока переживаний. Элементы переживаний

называются феноменологией

Понять феномен как целостность, интуицией, т.е. непосредственно войти в

поток сознания.

Важным для феноменологии является понятие интенциальности, которая

характеризует психические феномены. В нем выделяют разные аспекты:

а) предметный аспект сознания = ноэма (возникновение предмета состоит из

серии воспороизведений, которые соединяются в единство деятельности

самосознания)

б) акт сознания в той или иной форме = ноэсис - способ данности

интенциального предмета сознания.

Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей деятельностью

сознаяния, при которой целостность предмета обеспечивается целостностью

сознания.

Последная аксиома Г. «кризис европейских наук»

Г. рассматривает вопрос о том, в чем состоит кризис современной науки.

Наука не может отвечать на самые важные жизненные запросы, так как

оставляет в стороне проблемы, имеющие большое значение в жизни - вопросы о

смысле и бессмысленности человеческого существования. Следоваетльно Г.

Ставит вопрос о связи философии и науки, следовательно понятие «жизненного

мира» - сфера известного всем непосредственного, очевидного. «Жизненный

мир» выступает своего рода горизонтом, предпосылкой действительсноти и

возможной практически. «Ж. Мир» первичнее любого опыта и научного познания.

ХАЙДЕГГЕР Мартин (1889-1976) -один из основоположников и гл. представитель

неметского экзистенциализма. Защищал диссертацию у Риккерта, был

ассистентом Гуссерля, преподавал в Марбурге, Фрейбурге. В 1933 в речи при

вступлении на пост ректора Фрей-бургского ун-та признал идеологию национал-

социализма. Осн. категорией идеалистической философии X. является

„временность", понимаемая им как внутреннее переживание человека. Первичным

X. считает „настроение", т. е. формы стихийного, неразвитого сознания.

Априорными формами человеческой личности, по X., являются забота, тревога,

страх и т. д. Эти формы составляют субъективное бытие человека, к-рое X.

называет „бытием-в-мире". Учение об априорных формах разрабатывалось X. как

учение о бытии („фундаментальная онтология"). Чтобы постичь ,,смысл бытия",

человек должен отрешиться от всех практически-целевых установок, осознать

свою „смертность", „бренность". Лишь чувствуя себя постоянно „перед лицом

смерти", человек, согласно X., в состоянии увидеть значимость и напол-

ненность каждого момента жизни и освободиться от „идолов общественного

бытия" — целей, „идеалов", „научных абстракций". Рассматривая язык как „дом

бытия", истинное средоточие культуры, X. разрабатывал идеи „спекулятивной

филологаи" с целью прояснения „истин бытия" (прежде всего в произв. поэтов-

романтиков и символистов). Философия X. сводит воедино иррационалистические

тенденции, имевшиеся у Кьеркегора, в философии жизни, феноменологии

Гуссерля. Осн. соч.: „Бытие и время" (1927), „Кант и проблема метафизики"

(1929), „Введение в метафизику" (1953).

3.13 Философия К.Маркса и ее развитие в 20в.

Общая философия --- диалектический материализм, в рамках которого развита

теория исторического процесса--- исторический материализм. Основными

системообразующими принципами являются следующие :

--- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной

системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до

субъективной (мышление).

--- принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по

отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

--- принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень

соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;

---- принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном

диалектическом развитии, источник которого --- возникновение и разрешение

противоречий;

--- принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на

основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.

Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только

на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория

исторического процесса.

Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и

критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике

Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,

опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект --- это предмет

приложения человеческих сил, то есть субъекта (чел, общ,

гос).Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения

человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка

природы людьми(материально-производственная деятельность) и обработка людей

людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь

является практической. Практика связала теорию исторического процесса с

гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение

в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека

есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей

практической деятельности.

Исторический материализм. Идея внести материализм в понимание общества есть

основа всех общественных наук типа социологии. Исходный пункт: основа

любого человеческого общества --- добывание средств к жизни. Отсюда базисом

являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей

жизни, который облекается надстройкой - политико юридической, общественной

и др. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе развития

производственных сил. когда есть соответствие, то производственные силы

имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и

опыт, человек). Когда пр отн отстают, то это почва для социальных

революций. Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения,

религия, искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и

организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит

укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий

возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый

базис вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный переход

о одной ощественно-экономической формации к другой.

Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад?, феодал, капитал,

коммунизм первая стадия --- социализм. Эта теория позволяет исследовать

историческое события в рамках истолкования породивших их по, искать общие

черты разных стран на одной ступени общ развития, т.е. использовать

общенауный критерий повторяемости. К тому же человеч общество

рассматривается как единый соц организм ис вести стремления отдельных людей

к действиям больших групп, классов в рамках одной формации. Основной

движущей силой истории выступают народные массы, хотя роль личности не

отрицается. Сознание является не абсолютно самостоятельной силой, но имеет

свое обоснование в материальном жизненном процессе. Люди сами творят

историю, но не по произволу, так как находятся в некоторых экономических

условиях., что обуславливает мотивы их действий.

Отчуждение--- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой

деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. Следствие

этого--- фетишизация предметного мира. Субъект превращается в объект

манипуляций, что появляется в апатии, атрофии гуманитарных ценностей. формы

отчуждения:

опустошение и обеднение труженика в процессе труда;

отч условий деятельности от деятельности - противостояние условий труда

(собственность на средства произ, управление, организация) - субъекту

труда;

отч результатов деятельности от субъекта;

отч теории от практики, что дает отклонения в сознании и поведении членов

общества;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.