Рефераты. Философия






синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт

суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в

опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на

опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -

априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.

придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след

форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет

естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. Он

связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,

рассудка, разума.

Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в

учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не

понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик

основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.

Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время

-внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и

необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся

априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием возм

апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от

поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит

всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категории не формы бытия, а

понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый

чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами

не дают знания.

Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез

ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств

созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого

единства состоит в единстве самосознания. категории

количество: единство, множество, совокупность;

качество: реальность, отрицание, ограничение;

отношения: присущность, самостоятельность, существование;

4) модальность: возможность-невозможность, необходимость -случайность,

существование-несуществование.

Рассудок, наряду с категориями, мыслит предметы и явления на основе

законов. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет

естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые

законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если

рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам:

1 сохранения субстанции

2.причинности и

3.взаимодействия субстанций.

Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание

само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему

бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он

только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не

формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами

ума.

Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности,

ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в

себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим

сознанием.

Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое

созерцание с рассудочной деятельностью. Природа реальна только в

эмпирическом смысле --- ка мир явлений, феноменов.Ноумен - это не объект

чувственного созерцания, а умопостигаемый объект.

Учение о разуме и антиномиях. разум направлен на рассудок и с опытом совсем

не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию, истекающее из

высших этических законов. Под давлением этого чел рассудок стремится к

решению вопроса о границах или беспредельности мира в пространстве, о

существовании неделимых элементов, о необходимости и случайности, о

существовании бога как необходимого существа. предмет метафизики есть

предмет разума. Однако при попытке дать научное содержание сущности этих

вопросов, разум впадает в противоречия. выход - в ограничении знания в

пользу веры, в разделении сущностей и вещей в себе. Антиномии

1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или

бесконечен)

2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не

существует ничего простого, все сложно);

3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из

которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную

причинность (все детерминированно, свободы нет).

4) к миру принадлежит (или часть мира).

Антиномии сыграли важную роль для развития диалектики.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает

необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел

есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но

чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств

сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он

свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или

"категорический императив."

З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного

поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он

соверш из уважения к нравст з-ну.

Разделял максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и

законы(выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для

каждой личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые выполняются

при определенных условиях, и категорические, выполняемые при любых

условиях. Совокупность добродетелей

забота о сохранении жизни и здоровья;

правдивость, честность, искренность, добросовестность т.д. Важнейшее

значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные обязанности -

любовь и уважение.

Этическое учение --- гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя

приносить ее в жертву даже ради блага общества.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не

нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор

или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.

Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир

жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого

соответствия. Не находя его в мире явлений, нр сознание вынуждено верить,

будто соотв осущ в мире "умопостигаемом". Сущ понятий как свобода,

бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостиг" мир. Их бытие не есть

истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование

"практического разума". Практический разум --- человек если не приучается

быть морально добрым, то становится по крайней мере хорошим гражданином.

Рассмотрено первенство морали по отношению к политике, то есть нельзя быть

аморальным политиком. Средство борьбы против этого --- гласность. Ход

исторического процесса --- антагонизм.

3.9 Философия Гегеля

Выдающимся представителем нем кл фил является Георг Вильгельм Фридрих

Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал фил

и телеологию в Тюбингенском ун. После его окончания некот время работал дом

учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал проф Иенского ун. Первым

выдающимся трудом Г явл его "феноменология духа" (1806) В 1818 г Г был

приглашен в Берлинский ун, где он работал проф и даже ректором.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно идеалист основе он развил учение о зак и категориях

диалектики, впервые в систематизированном виде разработал осн принципы

диалект логики и подверг критике метаф способ мышления, господствовавший

как в идеалист так и мат течениях фил. Кантовской вещи "самой по себе" он

противопоставил диал принцип : сущность проявляется, явление существенно.

Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в

основе кот лежит мировой разум, абс идея или мир дух. Это - деятельное

начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс

идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В проц самопознания

разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознающей абс идеи в ее

собственном лоне, в стихии чистого мышления ( логика, в кот идея раскрывает

свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в

форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь

категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история

духа). На этом последнем этапе абс идея возвращается к самой себе и

постигает себя в форме челов сознания и самосознания.

ЛОГИКА. Предшествует истории и природе, творит их. Делится на три части:

учение о бытие, о сущности и о понятии. Бытие и сущность --- ступеньки, по

которым взбирается понятие, затем предстает в всеобщности и полноте. в

логике развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических

категорий. Отправная точка - чистая абстрактная мысль о бытие. стремится

получить свое содержание через нечто, что есть уже не чистое бытие, а

определенное бытие. начинается процесс становления абсолютной идеи.

Определенное бытие на след ступеньке выступает как нечто определенно сущее

или качество. Категория качества развивается в единстве с категорией

количества - мера. Переход количества в качество, скачкообразность процесса

развития, прерывная постепенность.

От бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним

закономерностям - сущности.Здесь закон о взаимопроникновении

противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть

соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии.

Результат есть снятие противоречия. Противоречия : соотношение основания и

следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости,

причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления.

Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама

основание существования. Отвергает представления о ее непознаваемости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.