Рефераты. Философия






отражается в этом процессе.

«Философия - история» - термин введен Гегелем. Человек историчен как

природное и социальное существо, только благодаря этому история становится

подлинно человеческой.

Во имя чего совершается исторический процесс, т.е. смысл, цель

исторического процесса? Цель ставит человек и в соответсвии с ней он

определяет смысл. История продукт деяетльности людей, каждый из которых

преследует свои цели и интересы.

Кто делает историю? Ответ:

народ

роль личности: каждая личность, создающая материальные блага, или духовные

ценности, играет определенную роль.

выдающиеся личности: политические и государственные деятели, ученые,

деятели литературы и искусства.

Что есть выдающаяся личность?

Гегель:

великие люди появляются, когда созревают необходимые условия для принятия

решительных действий, имеющих всемирное историческое значение.

вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный

момент обществу и делают это.

появление великих людей необходимо и неизбежно - они спасают мир.

не все довольны их деятелдьностью, следовательно, критика, но Гегель

считал, что это не уместно

Чернышевский:

выдающаяся личность должна исходить из общих интересов,

должен быть честнмы, добрым и т.п.

Ясперс: та личность «которая чувствует ответсвенность за свободу».

Вывод: существуют различные ответы на вопрос о том, кого считать выдающейся

личностью.

историческая необходимость,

учет общественных интересов,

реализация свободы.

Эти точки зрения не проитиворечивы, если их рассматривать в конкретной

исторической ситуации.

Выдающиеся личности не рождаются, необходимы:

исключительные обстоятельства, которые возникают на крутых поворотах

истории и оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие.

личностные качества.

социальн-политическое положение.

состояние цивилизованности народа.

Культ личнсоти:

Это обожествление человека, слепая вера в его сверхестественные способности

и так как связано с личностным доверием и преданностью лидеру, но лидер

положителен.

Культ личности в различные эпохи истории

Первобытные:

выдумывали сверхестественные силы

культ явлений природы, растений, животных

культ вождей - хранителей обычаев и традиций.

Возникновение человечества: - человечетсво сосредотачивает в своих руках

огромную власть, его деятелность приобретает как бы сверхестественный

характер. Следователно, поклонение лидерам как богам. (Александр

Македонский требовал, чтобы его обожествляли).

Феодальный строй: - религиозная окраска, монархическая форма правления,

следовательно культовая окраска укрепляется. Считается, что люди находятся

на вершине власти, творят историю. Это из-за:

а) заимстования религиозного представления о культе правителей и господства

култового сознания.

Б) абсолютизация личности в истории.

В) рассматривание истории как дискретного процесса.

Капиталистический строй:

наносится сильный удар по культовому сознанию,

необходимость максимальной эффективности производства => абсолютный культ

товара.

культ личности только случаен, в переломные моменты (война), когда люди не

уверены в завтрашнем дне.

Социализм:

культ неизбежно возникает, если переход к нему происходит при неразвитости

общественных отношений, правовых отношений, т.д.

слепо верят вождям, так как сами не могут разобраться в действительности.

Вывод: культ личности возник исторически в тех социальных системах, где

были не развиты общественные отношения, где право не приобрело

универсальный характер и где самосознание народа имело низкий уровень.

Культа личности в стабильном высокоразвитом обществе нет, но и достигнуть

этой стабильности фактически невозможно. Корни культового сознания

заключаются в том, что окружающий мир человека, социальный и природный

сложен и противеречив. Человек сталкивется с трудностями, следовательно

ищет помощи. Так как человек познает мир всегда, культовое сознание также

будет существовать всегда.

Роль самосознания в историческом процессе

самосознание личности - осознание субъектом своих интересов, идеалов, свего

места в истории общества.

самосознание народа - осознание народом своего места и роли в истории.

1) и 2) тесно связаны и вляют друг на друга.

Историчекое сознание тесно связано с самосознанием народа. Это омысление

народом своего положения во времени, связи настоящего с прошедшим и

будущим.

Историческое сознание - неотъемлемая часть всех форм общественного

сознания.

3 уровня исторического сознания:

непосредственная встреча с историей.

определенная система знаний о прошлом.

теоретическое осмысление исторического прошлого.

Исторически: на низших уровнях равзития самосознания не наблюдалось.

2.20 Русская и западная традиции в осмыслении человека

Наряду с общим для различных культур и эпох неизменным в различное время

пониманием человека существует и серьезная специфика, определяющая разные

воззрения на сущность человека, его формирование, его личностные

характеристики.

Эта специфика обусловленна воздействием конкретных исторических,

демографических, геополитических, духовных и т.д. условий. Все эти

воздействия формируют народ, этнос, нацию.

Запад:

Человек- как отдельное «Я»; выделение из общества, осознание этой

отделенности; формирование своего лица среди таких -же «Я».

Этому способствовало:

Экономические отношения: формирование института частной собственности,

активное развитие товарно-денежных отношений.

Политические отношения: Раннее распространение в европе римского права для

отдельно существующих «Я» (Была необходлимая правовая регуляция).

Отдельное и отделенное существование человека, закрепленное в праве.

Следовательно, институт демократии.

Все способствовало заданию априорной традиции:

Идеал предприимчивого делового человека со знанием выбранной профессии.

Первейшая необходимость: деловой успех, богатство, материальное

благополучие.

Все рационализированно: отношения к обществу, к природе, к другому

человеку.

Неслучайно, что в европе зарождается наука.

Россия:

Акцент на духовность, духовность как сущность бытия человека. Душа -

основное явление и понятие, которое исследуется русскими мыслителями.

Способствовало православие, человек утвержден в существовании Бога, его

сущность- богочеловечна, он - сын божий.

Это сложилось под влияним конкретных экологических условий.

Человек реализовывал себя в сопричастности к другим, в совместности с ними.

Человек не противопоставлял себя природе, а наоборот хотел приобщиться к

Богу, природе; человек - живущий под знаком вечности и совершенствующий

себя в божественном приобщении.

Развитие:

Европа: развитие как прогресс: совершенствование материального

производства, его технической оснащенности, накопление материальных благ и

обеспечение материального благополучия.

Россия - Мыслители 19 века: совершенствование души человека, православие.

Свобода:

З.: Свобода «Я» - как отделенность от общества.

Р.: Сопричастность. Эквивалент свободы- воля, основанная не в рамках

законности: открытое общение, бунты.

В России: Соборность как личностная характеристика. «Мы не сумма отдельных

«Я», но их внутреннее единство. Человек приобщен ко всей вселенной.

Вывод: Черты понимания человека.

|Россия |Запад |

|Трансцендентность |Экзистенциальность |

|Теоцентризм |Антропоцентризм |

|Универсальность |Атомарность |

|Воля |Свобода |

2.21. Культура - преджмет филисофского анализа

Слово «культура» - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных

философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки (история,

археология, искусствоведение...). Существуют несколько различных

определений того, что можно называть культурой, множество подхъодов к ее

изуечению, моделей культуры. Следовательно отказ от идеи поиска и

утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного.

В основе становелния понятия «культура» лежит потребность в теоретическом

осмыслении сущетсвенных сдвигов в общественном бытие человека, которые

начались в новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к

природе, обществу, к самому себе.

Вторая половина 18 в.: культура выражала степень развитости разумного

начала, поступательного исторического развития, воплощения в религии, и

науки, искусстве, праве, в морале.

Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры.

натуралистическая:

видела в культуре человеческое продолжение природы.

благодаря культуре человека не исключается из природы, а оразует высшее

звено (Вольтер, Руссо)

классическая (19 в.):

человек как субъект культуры выступает творцом культуры.

жесткое разделение объекта и субъекта познания.

предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится

культура отдельного человека.

эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития -

духовное творчество

культура - чисто духовное образование

3) неклассическая (модернистская):

ориетируется на повседневную жизнь человека.

культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной

реальнотси, взаимодействующей между собой и воспринимаемой человеком в

процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

постмодернистская.

Философское осмысление культуры - без субъекта.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-

то определение, полученное с помощью выделения какой-либо совокупности

признаков.

Следоваительно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации в

зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.