отражается в этом процессе.
«Философия - история» - термин введен Гегелем. Человек историчен как
природное и социальное существо, только благодаря этому история становится
подлинно человеческой.
Во имя чего совершается исторический процесс, т.е. смысл, цель
исторического процесса? Цель ставит человек и в соответсвии с ней он
определяет смысл. История продукт деяетльности людей, каждый из которых
преследует свои цели и интересы.
Кто делает историю? Ответ:
народ
роль личности: каждая личность, создающая материальные блага, или духовные
ценности, играет определенную роль.
выдающиеся личности: политические и государственные деятели, ученые,
деятели литературы и искусства.
Что есть выдающаяся личность?
Гегель:
великие люди появляются, когда созревают необходимые условия для принятия
решительных действий, имеющих всемирное историческое значение.
вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный
момент обществу и делают это.
появление великих людей необходимо и неизбежно - они спасают мир.
не все довольны их деятелдьностью, следовательно, критика, но Гегель
считал, что это не уместно
Чернышевский:
выдающаяся личность должна исходить из общих интересов,
должен быть честнмы, добрым и т.п.
Ясперс: та личность «которая чувствует ответсвенность за свободу».
Вывод: существуют различные ответы на вопрос о том, кого считать выдающейся
личностью.
историческая необходимость,
учет общественных интересов,
реализация свободы.
Эти точки зрения не проитиворечивы, если их рассматривать в конкретной
исторической ситуации.
Выдающиеся личности не рождаются, необходимы:
исключительные обстоятельства, которые возникают на крутых поворотах
истории и оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие.
личностные качества.
социальн-политическое положение.
состояние цивилизованности народа.
Культ личнсоти:
Это обожествление человека, слепая вера в его сверхестественные способности
и так как связано с личностным доверием и преданностью лидеру, но лидер
положителен.
Культ личности в различные эпохи истории
Первобытные:
выдумывали сверхестественные силы
культ явлений природы, растений, животных
культ вождей - хранителей обычаев и традиций.
Возникновение человечества: - человечетсво сосредотачивает в своих руках
огромную власть, его деятелность приобретает как бы сверхестественный
характер. Следователно, поклонение лидерам как богам. (Александр
Македонский требовал, чтобы его обожествляли).
Феодальный строй: - религиозная окраска, монархическая форма правления,
следовательно культовая окраска укрепляется. Считается, что люди находятся
на вершине власти, творят историю. Это из-за:
а) заимстования религиозного представления о культе правителей и господства
култового сознания.
Б) абсолютизация личности в истории.
В) рассматривание истории как дискретного процесса.
Капиталистический строй:
наносится сильный удар по культовому сознанию,
необходимость максимальной эффективности производства => абсолютный культ
товара.
культ личности только случаен, в переломные моменты (война), когда люди не
уверены в завтрашнем дне.
Социализм:
культ неизбежно возникает, если переход к нему происходит при неразвитости
общественных отношений, правовых отношений, т.д.
слепо верят вождям, так как сами не могут разобраться в действительности.
Вывод: культ личности возник исторически в тех социальных системах, где
были не развиты общественные отношения, где право не приобрело
универсальный характер и где самосознание народа имело низкий уровень.
Культа личности в стабильном высокоразвитом обществе нет, но и достигнуть
этой стабильности фактически невозможно. Корни культового сознания
заключаются в том, что окружающий мир человека, социальный и природный
сложен и противеречив. Человек сталкивется с трудностями, следовательно
ищет помощи. Так как человек познает мир всегда, культовое сознание также
будет существовать всегда.
Роль самосознания в историческом процессе
самосознание личности - осознание субъектом своих интересов, идеалов, свего
места в истории общества.
самосознание народа - осознание народом своего места и роли в истории.
1) и 2) тесно связаны и вляют друг на друга.
Историчекое сознание тесно связано с самосознанием народа. Это омысление
народом своего положения во времени, связи настоящего с прошедшим и
будущим.
Историческое сознание - неотъемлемая часть всех форм общественного
сознания.
3 уровня исторического сознания:
непосредственная встреча с историей.
определенная система знаний о прошлом.
теоретическое осмысление исторического прошлого.
Исторически: на низших уровнях равзития самосознания не наблюдалось.
2.20 Русская и западная традиции в осмыслении человека
Наряду с общим для различных культур и эпох неизменным в различное время
пониманием человека существует и серьезная специфика, определяющая разные
воззрения на сущность человека, его формирование, его личностные
характеристики.
Эта специфика обусловленна воздействием конкретных исторических,
демографических, геополитических, духовных и т.д. условий. Все эти
воздействия формируют народ, этнос, нацию.
Запад:
Человек- как отдельное «Я»; выделение из общества, осознание этой
отделенности; формирование своего лица среди таких -же «Я».
Этому способствовало:
Экономические отношения: формирование института частной собственности,
активное развитие товарно-денежных отношений.
Политические отношения: Раннее распространение в европе римского права для
отдельно существующих «Я» (Была необходлимая правовая регуляция).
Отдельное и отделенное существование человека, закрепленное в праве.
Следовательно, институт демократии.
Все способствовало заданию априорной традиции:
Идеал предприимчивого делового человека со знанием выбранной профессии.
Первейшая необходимость: деловой успех, богатство, материальное
благополучие.
Все рационализированно: отношения к обществу, к природе, к другому
человеку.
Неслучайно, что в европе зарождается наука.
Россия:
Акцент на духовность, духовность как сущность бытия человека. Душа -
основное явление и понятие, которое исследуется русскими мыслителями.
Способствовало православие, человек утвержден в существовании Бога, его
сущность- богочеловечна, он - сын божий.
Это сложилось под влияним конкретных экологических условий.
Человек реализовывал себя в сопричастности к другим, в совместности с ними.
Человек не противопоставлял себя природе, а наоборот хотел приобщиться к
Богу, природе; человек - живущий под знаком вечности и совершенствующий
себя в божественном приобщении.
Развитие:
Европа: развитие как прогресс: совершенствование материального
производства, его технической оснащенности, накопление материальных благ и
обеспечение материального благополучия.
Россия - Мыслители 19 века: совершенствование души человека, православие.
Свобода:
З.: Свобода «Я» - как отделенность от общества.
Р.: Сопричастность. Эквивалент свободы- воля, основанная не в рамках
законности: открытое общение, бунты.
В России: Соборность как личностная характеристика. «Мы не сумма отдельных
«Я», но их внутреннее единство. Человек приобщен ко всей вселенной.
Вывод: Черты понимания человека.
|Россия |Запад |
|Трансцендентность |Экзистенциальность |
|Теоцентризм |Антропоцентризм |
|Универсальность |Атомарность |
|Воля |Свобода |
2.21. Культура - преджмет филисофского анализа
Слово «культура» - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных
философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки (история,
археология, искусствоведение...). Существуют несколько различных
определений того, что можно называть культурой, множество подхъодов к ее
изуечению, моделей культуры. Следовательно отказ от идеи поиска и
утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного.
В основе становелния понятия «культура» лежит потребность в теоретическом
осмыслении сущетсвенных сдвигов в общественном бытие человека, которые
начались в новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к
природе, обществу, к самому себе.
Вторая половина 18 в.: культура выражала степень развитости разумного
начала, поступательного исторического развития, воплощения в религии, и
науки, искусстве, праве, в морале.
Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры.
натуралистическая:
видела в культуре человеческое продолжение природы.
благодаря культуре человека не исключается из природы, а оразует высшее
звено (Вольтер, Руссо)
классическая (19 в.):
человек как субъект культуры выступает творцом культуры.
жесткое разделение объекта и субъекта познания.
предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится
культура отдельного человека.
эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития -
духовное творчество
культура - чисто духовное образование
3) неклассическая (модернистская):
ориетируется на повседневную жизнь человека.
культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной
реальнотси, взаимодействующей между собой и воспринимаемой человеком в
процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.
постмодернистская.
Философское осмысление культуры - без субъекта.
Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-
то определение, полученное с помощью выделения какой-либо совокупности
признаков.
Следоваительно, определения «культуры» выступают как ее интерпретации в
зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры. Можно выделить
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32