Рефераты. Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым






Далее, как и в первом случае, заполняем таблицу (табл. 3.4): в первый столбец записываем параметр оценки, а во второй и третий - существующие возможности и угрозы, связанные с этим параметром.

Обобщая результаты SWOT-анализа перспектив развития плодоводческих предприятий, можно говорить о достаточно высоком потенциале их эффективного развития в Крыму, но при условии реализации определенного комплекса мер. Среди них особое значение имеет поддержка плодоводческих предприятий, как одной из перспективных отраслей АПК Крыма путем:

Таблица 3.4 - Определение рыночных возможностей и угроз плодоводческих предприятий

Параметры оценки

Возможности

Угрозы

1. Конкуренция

- улучшить качество продукции за счет совершенствования сортового состава;

- снижение цены на продукцию за счет использования ресурсосберегающих технологий

- значительное количество продукции импортируемой из других стран

2. Сбыт

- организация сбытовых кооперативов с приобретением постоянных сбытовых мест на городских рынках и создание узнаваемости продукции, реализуемой через кооператив;

- организация долгосрочного хранения продукции на предприятиях

- отсутствие элементов узнаваемости продукции, присущих крупным предприятиям;

- отсутствие сбытовых сетей, четких каналов реализации;

3. Спрос

- развитие позиций реализации экологически чистой продукции;

- информационное обеспечение формирования спроса

- низкий уровень возможностей воздействия на формирование спроса

4. Экономические факторы

- отсутствие налогового давления со стороны государства

- невысокий уровень доходов населения, что снижает его покупательную способность;

- отсутствие специальных кредитных программ

5. Политические и правовые факторы

- общие преимущества сельскохозяйственных предприятий в правовом поле

- незащищенность прав на созданную продукцию (отсутствие контроля ее реализации на рынках)

6. Научно-технические

- применение специальных средств механизации

- крайне низкий уровень механизации производственных процессов;

- отсутствие государственной поддержки инноваций в предприятиях

7. Социально-демографические

- опыт выращивания плодовых культур среди сельского населения, в т.ч. в ЛПХ;

- популярность продукции среди населения

- общая тенденция сокращения населения вообще и сельского в частности;

- смещение структуры сельского населения в сторону преобладания нетрудоспособных групп

8. Социально-культурные

- постоянно высокий интерес к продукции плодоводства;

- продукция соответствует традициям питания большей части населения

--

9. Природные и экологические

- наличие большого количества районированных сортов

- отрицательное влияние погодных условий

- «неэкологичность» производства

- организации государственных закупок продукции плодоводства с возможностью заключения контрактов с гарантированной оплатой по согласованным ценам и частичным кредитованием;

- удовлетворение острых потребностей плодоводческих предприятий - обеспечение посадочным материалом, удобрениями, средствами борьбы с вредителями и болезнями и т.д. Здесь также возможны разные формы обслуживания: государственными, муниципальными, кооперативными и частными предприятиями и организациями;

- обеспечение доступности кредитов и финансовое обслуживание. Его на себя могут взять как существующие банковские структуры, так и создаваемые самими предпринимателями на кооперативных началах;

- организация маркетинговой службы для своевременной информации о конъюнктуре рынка: один из вариантов - организация такой службы в муниципальных органах, которые могли бы обслуживать как крупные, так и мелкие плодоводческие предприятия;

- согласование отечественных стандартов качества продукции с международными.

3.2 Ценовые и неценовые факторы повышения конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности товаров на микроуровне представлены двумя группами: ценовой и неценовой. Данная классификация является производной от приёмов конкурентной борьбы, к которой относят методы, основанные на повышении качества товара (неценовая конкуренция) и методы, в основе которых лежит снижение цены (ценовая конкуренция).

Через ценовую конкуренцию предприятия влияют на спрос главным образом посредством изменения в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности. Чем уникальнее предложение продукции с точки зрения потребителей, тем больше свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров (рис. 3.1 и 3.2).

Рис. 3.1 - Ценовая конкуренция

Предприятие, действующее при значениях P1 Q1, может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q2.

Предприятие, базирующееся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

Рис. 3.2 - Неценовая конкуренция

Через неценовую конкуренцию предприятие переводит потребительский спрос вправо, успешно выделяя свою продукцию (услуги среди конкурирующих).

Это позволяет ей:

а) увеличить спрос с Q1 до Q2 при цене P2;

б) увеличить цену с P2 до P1 при сохранении спроса на уровне Q1.

При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.

При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях свой продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой. Риск при этом связан с тем, что потребители могут не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим.

Основу ценовой конкуренции плодоводческих предприятий составляют издержки производства, которые напрямую зависят от урожайности плодовых культур. Прежде чем установить цену на плодовую продукцию менеджеры предприятия должны знать, при каком объеме реализации того или другого вида продукции (объем продажи) достигается безубыточность производства (нулевая рентабельность). Такой объем реализации (продажи) называют критическим, поскольку при его уменьшении предприятие начинает нести убытки. Вместе с тем при увеличении продажи над его критическим объемом обеспечивается прибыльность производства. Руководителям предприятия также важно знать, насколько нужно увеличить объем производства и реализации продукции, чтобы получить желательную сумму прибыли, и как повлияет на его величину изменение расходов производства, которые подвергаются корректированию в краткосрочный период. К тому же для агропроизводства характерна высокая степень зависимости предприятия от природно-климатических условий, поэтому зная критические объемы производства того или иного вида культуры предприятие может контролировать уровень издержек на производство продукции и соответственно желаемый уровень цен.

Критический объем реализации плодов можно рассчитать по формуле:

(3.1)

где - желаемый объем прибыли на 1 га плодоносящих садов, грн;

- условно-постоянные издержки на 1 га, грн;

- условно-переменные издержки на 1 ц плодов, грн;

У - урожайность винограда, ц/га;

- цена реализации плодовых культур.

Данная формула исходит из того, что основным фактором производства в сельском хозяйстве является земля, поэтому целесообразно определять безубыточный уровень производства непосредственно на 1 га земли. Рост урожайности плодов сдерживается недостаточной интенсивностью отрасли, не соблюдением всех элементов почвозащитной системы земледелия, медленным освоением интенсивных технологий, отступлением от требований агротехники возделывания культур.

Рост урожайности плодов, как правило, связан с дополнительными трудовыми и материальными затратами на их возделывание. Однако как показывают практические исследования темпы роста урожайности и дополнительных затрат неодинаковы - урожайность растёт быстрее, чем дополнительные затраты труда и средств. Поэтому с ростом урожайности сокращается трудоёмкость производства и снижается себестоимость плодов.

В соответствии с представленной формулой определим постоянные и переменные затраты на производство плодов в ООО «Плодопитомник» Нижнегорского района (табл. 3.5).

При условии, что прибыль равна 0 и цена реализации составила 180 грн/ц, безубыточный уровень урожайности плодовых культур в предприятии должен составить:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.