Рефераты. Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым






Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЮЖНЫЙ ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

БИОРЕСУРСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

«КРЫМСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МАГИСТЕРСКАЯ РАБОТА

на тему: Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым

Симферополь - 2010

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В условиях глобализации мировой экономики, расширения ВТО и стремительного роста конкуренции между товаропроизводителями плодов на первый план выдвигается проблема повышения конкурентоспособности этой продукции. Исключительно важное место отводится максимальному использованию имеющегося природно-экономического потенциала для производства конкретных видов садоводческой продукции. Климатические и почвенные условия Крыма благоприятны для выращивания прекрасных по вкусу и окраске яблок, груш, вишен, черешен, слив, персиков и других плодовых культур. Однако, потенциал региона для производства конкурентоспособной продукции вследствие действия ряда негативных факторов как на макро-, так и на микроуровнях, используется еще недостаточно. Из-за низкой эффективности садоводства большинство сельскохозяйственных предприятий региона не имеет собственных накоплений даже для простого воспроизводства многолетних насаждений.

Проблемы конкуренции и конкурентоспособности исследовались в трудах многих отечественных и зарубежных учёных-экономистов таких как: В.Г. Андрийчук [4], С.С. Гаркавенко [10], Ф. Котлер [43], С.В. Мочерный [29], А.М. Романов [36], П.Т. Саблук [38], А.Ю. Юданов [47] и другие. Поиск путей развития плодоводства и повышения экономической эффективности этой отрасли рассматривали Дога В.С. [12], Ермаков А.Е. [17], Мазур Р.В. [76], Маркина Т.А. [23], Мокрицкая О.Н. [28], Павлов В.Н. [32], Рульев В.А. [37], Слободянюк Н.И. [39], Шестопаль А.Н. [46] и другие исследователи.

Выполненные исследования вносят значительный вклад в развитие теоретических основ конкурентоспособности. Однако высокая актуальность темы, её практическое значение требует дальнейших исследований по повышению конкурентоспособности производства продукции плодоводства, что и обусловило выбор темы магистерской работы.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является обоснование теоретико-методических и разработка экономических направлений повышения конкурентоспособности производства продукции плодоводства.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

- исследовать экономическую сущность категории «конкурентоспособность производства» и методические подходы к оценке конкурентоспособности производства продукции;

- дать организационно-экономическую характеристику предприятий;

- проанализировать современное состояние и конкурентоспособность производства плодов в предприятиях;

- обосновать стратегическое планирование повышения конкурентоспособности продукции плодоводства предприятий;

- обосновать ценовые и неценовые факторы повышения конкурентоспособности производства продукции плодоводства в предприятиях.

Объектом исследования являются организационно-экономические мероприятия, связанные с производством продукции плодоводства.

Предметом исследования является процесс формирования конкурентоспособности производства продукции плодоводства.

Методы и приемы исследования. В ходе выполнения исследования использовались абстрактно-логический метод познания (при обобщении теоретических и методологических положений конкурентоспособности и формулировании выводов); монографический метод (при освещении взглядов ученых на исследуемые в работе проблемы, изучения развития предприятий); экономико-статистические методы (сравнения, графический и табличный методы - для сопоставления и наглядного представления результатов); рассчётно-конструктивный.

Информационной базой исследования являются материалы периодических изданий в печатном и электронном виде в сети Интернет по экономике, менеджменту и агробизнесу в отрасли плодоводства, законы, нормативные акты Украины, официальные материалы Главного управления статистики в АР Крым, бухгалтерская и статистическая отчетность предприятий, а также аналитические разработки автора.

Практическое значение полученных результатов заключается в возможности использования аграрными предприятиями АР Крым элементов разработанных предложений по повышению конкурентоспособности производства продукции плодоводства.

Структура и объем работы. Диплом состоит из введения, трех разделов, выводов и предложений, списка использованных источников, который насчитывает 50 наименование. Общий объем работы составляет 91 страница. Работа содержит 20 таблицы, 8 рисунков.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПЛОДОВОДСТВА

1.1 Экономическое содержание конкурентоспособности продукции

С отказом от плановой экономики и переходом предприятий на рыночные формы хозяйствования конкурентоспособность и качество продукции приобрели определяющее значение для их успешной и продолжительной деятельности, в связи с этим необходимость разработки механизма достижения высокого уровня конкурентоспособности резко возросла.

Атрибутами рыночной экономики являются: свободное ценообразование, наличие частной собственности на средства производства, присутствие реальной конкуренции и т.д. В рыночной системе хозяйствования категория «конкурентоспособность предприятия» является одной из ключевых, ибо в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности предприятия.

В рыночной экономике решение любых задач - в том числе самых масштабных и значимых - возможно только на основе высокой конкурентоспособности. При этом первоосновой самого рыночного хозяйства является конкуренция - как соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Она исполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства, выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены, стимулирует снижение издержек производства и реализации.

Конкуренция - борьба между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

В Законе Украины “Об ограничении монополии и недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” конкуренция рассматривается как соперничество предприятий, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого из них влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые необходимы потребителям. В законе “О защите экономической конкуренции” определение конкуренции направлено больше на защиту потребителей, когда субъекты хозяйствования должны выбрать между несколькими продавцами, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условий оборота товаров на рынке.

В любом случае государственное регулирование в Украине направлено на достижение более высокого уровня развития отечественного предпринимательства наряду с зарубежными инвесторами и конкурентами. Но есть общепринятые правила международной экономики, которые дают право странам выходить на международные рынки.

Для определения понятия «конкурентоспособность» следует рассмотреть следующие вопросы:

1. какие составляющие экономической системы имеют свойство конкурентоспособности;

2. каковы признаки, присущие конкурентоспособности как экономической категории;

3. какие методы целесообразно использовать при оценке конкурентоспособности экономических объектов [34, С.3].

Сравнительно недавнее формирование и развитие теории конкурентоспособности обусловило тот факт, что в настоящее время общепринятого определения конкурентоспособности нет, и данное понятие трактуется в зависимости от того, к какому объекту (предмету) оно относится.

В самом общем виде конкурентоспособность в экономической науке понимается как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.

Наиболее изучена конкурентоспособность продукции. При этом в большинстве работ это понятие, в первую очередь, связывается с качеством товара. Одной из первых работ в данном направлении является монография М. Г. Долинской и И. А. Соловьева, где авторы дают следующее определение конкурентоспособности товара: это «характеристика продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [13, С. 20].

По мнению Брилева А. конкурентоспособность выражает интересы хозяйствующих субъектов по поводу способов и границ экономического употребления в рыночной среде товаров и услуг с конкретными стоимостными потребительскими качествами, что проявляется в процессе разных форм конкурентной борьбы [7]. Другие авторы [2, с. 561] конкурентоспособность товара определяют, как возможность реализации его на конкретном рынке, что характеризуется преимуществами конкурентов. Конкурентоспособность товара - понятие относительное, чётко привязанное к рынку и времени продажи (для товаров сезонного спроса).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.