Рефераты. Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым






По мнению Наливайко А.П. стратегия - это установленный и пересматриваемый набор направлений деятельности, целей и способов их достижения для обеспечения прибыльности [30., С.23]. С этих позиций более содержательной можно считать характеристику «стратегии» Н.Н. Тренева: стратегия - приоритетное направление деятельности предприятия, которая формируется на основе существующего поля проектов (пути решения проблем и оценки имеющихся потенциалов) [42, С. 138]. Этот автор предложил четкую схему формирования стратегии для предприятия, однако, данную схему можно применить к любому объекту управления - отрасли, региону, государству и др. Следовательно, стратегию предложено формировать по этапам: видение цели - критерии - задачи - средства (имеются, отсутствуют) - факторы риска и форс-мажора - мероприятия по нейтрализации влияния факторов риска.

Отсутствием стратегий развития отраслей народного хозяйства на уровне регионов, а также на государственном уровне, объясняется отсутствие общепризнанного определения этого понятия в экономической литературе. Однако актуальность проблемы выбора и обоснования направлений развития отраслей агропромышленного комплекса вызывает необходимость более четкого представления, что такое стратегическое управление сельским хозяйством. Целью стратегического управления является создание потенциала для рентабельного конкурентоспособного и устойчивого функционирования АПК региона в перспективе.

Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия - один из самых существенных и сложных этапов процесса организации хозяйственной деятельности предприятия. Сложность обусловлена постоянным изменением факторов внешней и внутренней среды, поэтому накопление и рассмотрение всех результатов деятельности предприятия важно проводить на динамической основе. Соблюдение основных требований к анализу (точность, последовательность, системность исполнения) позволяет на каждом отрезке времени получать необходимую информацию для контроля или корректировки стратегии. Наиболее уместным для современных условий Украины является трактовка стратегии повышения конкурентоспособности как формирование и реализация целей и задач предприятия-производителя для определенного рынка и товара на определенный период времени для осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.

Стратегия повышения конкурентоспособности продукции отрасли предполагает систематизацию целей на краткосрочные и долгосрочные (табл. 3.1).

Таблица 3.1 - Систематизация целей развития отрасли по срокам

Краткосрочные

Долгосрочные

Текущая прибыль:

-максимизация текущей прибыли;

-повышение рентабельности реализации.

Сбыт:

-максимизация сбыта;

-увеличение доли на рынке.

Стабильность:

-обеспечение окупаемости затрат;

-рост масштабов производства.

Качество:

-обеспечение лидерства по показателям качества;

-сохранение лидерства по показателям качества.

Значительная часть плодоводческих предприятий продолжает находиться в условиях ограниченности финансовых ресурсов, что связано с неблагоприятной общей экономической обстановкой и нехваткой оборотных средств. На этом этапе развития важно обеспечить стабильность функционирования плодоводческих предприятий и осуществлять попытки расширения масштабов производства. Ожидать максимизации прибыли преждевременно, поэтому важным является повышение рентабельности производства и реализации продукции предприятия.

Если краткосрочные цели отражают внутренние проблемы предприятия, то долгосрочные - направлены на внешние в отношении предприятия факторы. Долгосрочные цели предприятий предполагают достижение максимальных показателей сбыта продукции и увеличение доли на рынке. В сфере производства необходимо осуществить повышение качества продукции и ее соответствие отечественным и международным стандартам. Ожидаемый эффект от достижения поставленных целей: стабилизация и рост рентабельности отрасли; увеличение объема продукции, реализуемой на рынке; повышение конкурентоспособности предприятий.

Моделирование стратегии подразумевает также распределение необходимых мероприятий во времени. В условиях развития рынка наличие многочисленных препятствий, влияющих на достижение поставленных целей, приведет к пересмотру и совершенствованию основных положений стратегии, поэтому нами разработаны основные структурные составляющие стратегии с возможностью последующей их корректировки (рис. 3.1).

Повышение качества продукции плодоводческих предприятий - это общее обязательство перед потребителями для обеспечения их доверия. Основными составляющими данной миссии являются: совершенствование агрономических приемов для получения качественной продукции и содействие развитию договорного партнерства между операторами рынка.

Как основные меры необходимо принять следующие.

Проведение инвентаризации существующих плодовых насаждений по единой методике. Это позволит провести классификацию существующих насаждений и разработать бонитет почв под плодовыми насаждениями Крыма. На основании полученной информации удастся выделить уникальные зоны производства продукции контролируемого качества. Немаловажным остается улучшение экологической обстановки в плодоводстве Крыма, требует особого государственного контроля. Основное направление бизнеса - производство экологически чистой конкурентоспособной продукции плодоводства.

Рациональное размещение сортового состава и государственная регламентация качества позволят восстановить оптимальные для Крыма площади плодовых насаждений, стабилизировать объемы производства и качество продукции плодоводства. Этот аспект предполагает разработку моделей реакции различных сорто-подвойных комбинаций плодов на смену метеорологических условий и почвенного питания.

Внедрение эффективной технологии и техники для различных форм предприятий, включающие набор сортов привоя, болезнеустойчивых подвоев и культур, схем посадки и форм плодовых насаждений. Оптимизация уровня урожайности и качества продукции за счет разработки и применения специальных агроприемов.

Миссия производства плодов, удовлетворяющих целевой сегмент рынка реализуется через товарную стратегию продвижения продукции на рынок. Как главные задачи товарной стратегии можно определить количество и ассортимент производимой продукции, связанные с потенциальными возможностями рынка и ресурсами, которыми сможет распоряжаться отрасль в стратегической перспективе.

Для устранения зависимости потребителя от какого-либо одного вида товара или рынка необходимо расширение ассортимента производимой продукции. При этом выбор направления товарной стратегии должен определяться в зависимости от того, на каком рынке действует производитель - на старом для данного вида продукции или новом и с каким товаром - новым для данного рынка или уже известным (табл. 3.2).

Таблица 3.2 - Товарная стратегия поведения производителя на рынке

Товар

Рынок

Старый

Новый

Старый

Стратегия глубокого проникновения

Стратегия расширения рынка

Новый

Стратегия разработки товара

Стратегия диверсификации

Стратегия глубокого проникновения (старый товар - старый рынок) характерна для всех видов продукции плодоводства. Эта стратегия эффективна только при снижении издержек производства, когда продукция продается по ценам ниже цен конкурентов. Это касается как ценовой политики конкурирующих продуктов одного вида различных предприятий, так и для товаров субститутов.

Стратегия расширения рынка (старый товар - новый рынок) целесообразна для увеличения сбыта существующих видов продукции плодоводства на новых сегментах освоенных рынков и при освоении новых рынков.

Стратегия разработки товара (новый товар - старый рынок) подразумевает создание товаров с новыми качествами для существующих рынков.

Стратегия диверсификации применяется для устранения зависимости производителя от какого-либо одного товара или рынка. Это означает, что предприятия должны выпускать достаточно широкий ассортимент продукции и иметь несколько рынков сбыта.

Повышение популярности продукции плодоводства - миссия, требующая консолидации действий всех производителей плодов в Крыму. Мероприятия по повышению популярности плодов должны увеличивать их ценность в аспекте произвольного узнавания среди продукции конкурентов.

Для повышения популярности продукции плодоводства необходимо использование таких маркетинговых мероприятий:

* создание благоприятной для дилеров системы сотрудничества: поощрительные скидки, упрощение системы документального оформления, поддержка через Интернет (наличие сайтов производителей) и т.д.;

* создание системы информационной поддержки продукции плодоводства предназначенной для потребителей и специалистов: буклеты, проспекты, руководства, технические справки, карты, компакт-диски и т.п.;

* проведение демонстраций и участие в выставках и ярмарках. Осуществление семинаров-дегустаций, конференций и курсов обучения для торговых консультантов, размещение статей об уникальности продукции плодоводства в СМИ и т.д.;

Создание вертикально интегрированных структур будет способствовать укреплению плодоводческих предприятий и контроля качества продукции на всех этапах ее производства и хранения. Вертикальная интеграция - это способ координировать различные составляющие отраслевой инфраструктуры.

Развитие производственного потенциала должно быть связано, в первую очередь, с техническим перевооружением отрасли путем замены морально и технически устаревшего оборудования оборудованием отечественного производства, цена и качество производства которого соответствует друг другу и которое конкурентоспособно по этим параметрам относительно зарубежных аналогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.