Рефераты. Диагностика конкурентоспособности производства продукции плодоводства и пути её повышения в сельскохозяйственных предприятиях АР Крым






Создание вертикально-интегрированных структур позволит экономить на масштабах производства. Большие плодоводческие предприятия имеют преимущества в доступе к передовым технологическим возможностям, при этом обеспечивается максимально эффективное использование основных производственных фондов, рабочей силы и имеющихся финансовых ресурсов. Поэтому основным направлением стратегии является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения затрат.

Инвестиционная привлекательность отрасли напрямую зависит от востребованности продукции плодоводства на рынке.

Нахождение определенных видов плодов в стадии насыщения рынка обуславливает зависимость объемов продаж от стоимости предлагаемой продукции. Обеспечить увеличение объемов продаж и конкурентоспособность можно только при невысоких ценах (по сравнению с конкурентами). Для увеличения объемов продаж установление цен ниже конкурентов является определяющим.

Одним из основных элементов планирования деятельности предприятия является изучение рынка и конкурентной ситуации, а также самоанализ, в ходе которого необходимо определить эффективность избранной стратегии, устойчивые позиции предприятия по сравнению с другими, выявить стратегические проблемы. Об эффективности избранной стратегии можно судить по финансовому и рыночному положению предприятия, которые характеризуются ростом объема продаж, увеличением доли рынка, появлением новых потребителей, позитивной динамикой прибыли, окупаемости инвестиций, себестоимости продукции. Плодоводство, как отдельная отрасль в Крыму имеет значительный потенциал развития, ее продукция характеризуется широким потреблением, что требует от плодоводческих предприятий особого внимания к стратегическому анализу и планированию.

При разработке стратегии важно обеспечить соответствие внутренних возможностей предприятия внешней ситуации, так называемый стратегический баланс - существующие во внешней среде объективные факторы, которые позитивно и негативно влияют на деятельность предприятия и которые учтены менеджментом при определении сильных и слабых сторон предприятия. За рубежом успешные предприятия постоянно составляют стратегический баланс, используя PEST-, SPACE-, SWOT-анализа.

В процессе исследования нами проведен стратегический анализ деятельности плодоводческих предприятий. Для этого нами был выбран один из основных аналитических инструментов в оценке ресурсов и конкурентных возможностей предприятия - SWOT-анализ.

SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия (группы предприятий, отрасли) - объекта анализа, а также возможностей и угроз, исходящих из ближайшего его окружения (внешней среды) [19]

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспевает или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности. Сильные стороны могут заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для его функционирования или то, что пока не удается по сравнению с конкурентами и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести низкое качество выпускаемых товаров, плохую репутацию на рынке, недостаток финансирования и т.п.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать конкретное предприятие.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей и т.п.

Один и тот же фактор для различных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для предприятия, производящего продукцию высокого качества и стоимости, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для предприятия, производящего недорогую продукцию, тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим продукцию более высокого качества. Последовательность проведения SWOT-анализа состоит из определенных этапов.

Этап 1. Определение сильных и слабых сторон плодоводческих предприятий. Этот этап позволит нам определить, каковы сильные стороны и недостатки плодоводческих предприятий.

Для оценки плодоводческих предприятий необходимо рассмотреть основные аспекты деятельности предприятий:

1. Организация (здесь оценивается уровень квалификации работников, их заинтересованность в развитии предприятия и т.п.)

2. Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество производимой продукции, себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)

3. Финансы (оцениваются издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятий, прибыльность деятельности и т.п.)

4. Инновации (оцениваются частота внедрения новых технологий в предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.).

5. Маркетинг (здесь оценивают качество продукции (как это качество оценивают потребители), уровень цен, эффективность рекламы, репутация предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификация обслуживания).

Далее заполним таблицу 3.3 следующим образом: в первый столбец записывается аспект деятельности, а во второй и третий - сильные и слабые стороны деятельности плодоводческих предприятий.

Этап 2. Определение рыночных возможностей и угроз плодоводческих предприятий.

Второй шаг SWOT-анализа - оценка рынка. Этот этап позволит нам оценить ситуацию вне предприятия и понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).

Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия: составить перечень параметров для оценки рыночной ситуации; и по каждому из них определить, что является возможностью, а что - угрозой для плодоводческих предприятий.

При оценке рыночных возможностей и угроз используем следующие параметры:

Таблица 3.3 - Определение сильных и слабых сторон плодоводческих предприятий

Аспекты деятельности

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Организация

- легкая управляемость производства;

- нет необходимости выстраивать сложную иерархическую структуру предприятия;

- значительный практический опыт организации деятельности плодоводческих предприятий

- сложность построения системы обеспечения производственными ресурсами;

- участие в производстве большого количества работников

2. Производство

- высокий уровень селекционной работы;

- большое разнообразие сортового состава

- технология производства требует специальной квалификации персонала;

- «неэкологичность» производимой продукции в связи с большими объемами производства

3. Финансы

-

- неравномерность поступления денежных средств в течение года

4. Инновации

- возможность формирования значительных конкурентных преимуществ;

- значительное количество научных разработок в отрасли

- долговременность внедрения новой технологии;

- сложность материального обеспечения новой технологии;

- риск получения некачественной продукции

5. Маркетинг

- наличие большого количества организованных рынков сбыта;

- осознанная необходимость потребления продукции плодоводства среди населения

- наличие перекупщиков;

- слабая организация государственной системы закупок произведенной продукции;

1. Факторы спроса (емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структура спроса на продукцию и т.п.)

2. Факторы конкуренции (количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высота барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)

3. Факторы сбыта (количество посредников, наличие сетей распределения, условия поставок ресурсов и т.п.)

4. Экономические факторы (уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)

5. Политические и правовые факторы (уровень политической стабильности в стране, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)

6. Научно-технические факторы (уровень развития науки, степень внедрения инноваций в производство, уровень государственной поддержки развития отрасли и т.п.)

7. Социально-демографические факторы (численность населения, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)

8. Социально-культурные факторы (традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)

9. Природные и экологические факторы (климатическая зона, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.