вопросы, рассматривая утверждение императивных судоходных путей и районов
VTS, принимая во внимание основополагающее направление, установленное
Конвенцией 1982г. Это рассмотрение дало толчок для утверждения нового
предписания SOLAS по императивным судоходным путям и районам.
Предписание V/8-1 SOLAS предоставляет право государством утверждать и
выполнять императивные судоходные пути и районы в соответствии с
Руководящими правилами и критериями, разработанными ИМО. Предписание
представляет императивным для судов, входящих в зоны, покрываемые системами
судоходных путей и районов, докладывать береговым властям, предоставляя
подробности информации до прихода судна в порт. Другая информация может
также требоваться в отношении определенных категорий судов или судов,
перевозящих определенные грузы. Предписание также устанавливает, что:
- все принятые системы судоходных путей и районов должны
соответствовать международному праву, включая соответствующие положение
Конвенции ООН 1982 г.);
- ИМО признается единственным международным органом по разработке
руководящих правил, критериев и предписаний для систем судоходных путей и
районов на международном уровне;
- инициатива действий установления системы судоходных путей и районов
является ответственностью договаривающихся правительств. Они должны, в
принципе, передавать свои предложения на рассмотрение организации.
Правительства, которые не представляют на утверждение организации системы
судоходных путей и районов должны, по возможности, стараться согласовывать
их с руководящими правилами и критериями, разработанными организацией.
Резолюцией MSC 43 (64), принятая Комитетом по безопасности на море ИМО,
содержит также руководящие правила и критерии;
- предписания и связанные с ними руководящие правила и критерии не
должны ограничивать права и обязанности правительств, предоставленные ими
правовым режимом международных проливов;
Принимая во внимание специфическую природу и особенности служб
проводки судов, предписание V/8-1 (К) добавляет, что участие судов в
соответствии с положениями принятых систем судоходных путей и районов,
должно быть бесплатным для соответствующих судов.
Предписание V/8-2 SOLAS, вступление в силу которого ожидается 1 июля
1999г., касается служб проводки судов и устанавливает, что использование
служб проводки может признаваться обязательным только в морских районах
внутри территориального моря прибрежного государства.
Суда с ядерными установками и суда, перевозящие опасные грузы
Ст. 22(2) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что прибрежное государство в
отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящие
ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или
материалы, при осуществлении мирного прохода через его территориальное
море, может выдвинуть требования пользоваться морскими коридорами и схемами
разделения движения, установленными или предписанными для регулирования
прохода судов.
Основные положения, установленные относительно перевозимых судами
грузов п. 1 и п. 2 ст. 22 Конвенции ООН 1982 г., дополняются положениями
ст. 23, которая относится непосредственно к иностранным судам с ядерными
двигателями и судам, перевозящим ядерные и другие опасные или ядовитые по
своей природе вещества.
В соответствии со ст. 23 Конвенции ООН 1982 г., такие суда при
осуществлении мирного прохода через территориальное море должны иметь на
борту специальные документы и соблюдать особые меры предосторожности,
установленные для этих судов международными соглашениями. SOLAS является
одним из таких соглашений, в частности часть VIII SOLAS относится к судам с
ядерными двигателями, а Глава VII говорит о перевозке опасных грузов.
Суда с ядерными установками
В соответствии с VIIIMO SOLAS суда с ядерными установками должны
иметь специальный сертификат. Глава VIII дополняет Свод безопасности для
ядерных торговых судов и Рекомендации по безопасности в портах для ядерных
торговых судов.
Принимая во внимание риск стоянки торговых ядерных судов, регулирование
SOLAS включает специальные меры контроля. В дополнение к основным властным
полномочиям государства порта, Правила 1\19 и VIIIM 1 предусматривают, что
ядерные суда должны быть предметом особого контроля до захода в порт и в
портах Договаривающихся государств, особенно в отношении проверки наличия
на борту действительного Сертификата ядерной безопасности судна, и что нет
«непредусмотренной» радиации или опасности морю или порту, команде,
пассажирам или общественности, или морским путям или живым и минеральным
ресурсам. Таким образом, государство порта имеет полномочия по введению в
силу мер контроля в отношении иностранных судов, осуществляющих мирный
проход через их территориальное море и заход в порты.
Опасные грузы
Суда, перевозящие опасные грузы - предмет Главы VII SOLAS, которая
регулирует меры безопасности относительно перевозки опасных грузов морем,
включая упаковку и размещение груза.
Эта глава дополняется несколькими документами ИМО:
- Международный Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих
опасные химические грузы наливом 1983 г.;
сжиженный газ наливом 1983 г.;
Международный Кодекс морской перевозки опасных грузов 1960г.
Кодекс безопасной перевозки облученного ядерного топлива, плутония и
радиоактивных отходов высокого уровня активности в контейнерах на борту
судов (IMF Code), дополнительно к SOLAS и IMDG в отношении всех судов,
перевозящих высокорадиоактивных материалов. В резолюции А. 790(19),
Ассамблея ИМО утвердила технические «основы» ИМО, через консультации с IAEA
и UNEP, в продолжение обзора INF Code. Это включается в Долговременный
рабочий план ИМО. Обзор INF Code по резолюции А. 790(19) включает такие
вопросы, как планирование трасс, уведомления прибрежного государства и
прохода судов через установленные особо чувствительные районы, имея в виду
международные конвенции, находящиеся в силе. Code будет включаться в SOLAS
и предусматривается, что он будет императивен согласно этой конвенции.
С точки зрения важности применения для защиты морской среды INF Code
также будет императивен в соответствии с MARPOL 73\78.
Искусственные острова, установки и оборудование
Конвенция ООН 1982 г. устанавливает, что в территориальном море
прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями
Конвенции и другими нормами международного права законы и правила для
защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или
установок (ст. 21(1)(b)).
Конвенция ООН 1982 г. предусматривает, что в ИЭЗ прибрежное
государство обладает юрисдикцией в отношении создания и использования
искусственных островов, установок и сооружений (ст. 56(b) (i)). Ст. 60
Конвенции устанавливает в ИЭЗ исключительное право прибрежного государства
сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование
искусственных островов и установок. Пар. 3-7 этой статьи обеспечивают
возможность проведения деятельности, направленной на обеспечение
безопасности судоходства и регулируют обязательства прибрежного государства
в этом отношении.
Регулирование сооружения искусственных островов, установок и сооружений в
связи с использованием системы морских трасс и схем разделения движения
посвящена резолюция А. 572(14), относящаяся к основным условиям плавания по
таким трассам и схемам. Пар. 3.10 резолюции рекомендует Правительствам
обеспечивать, так быстро, как это может быть возможным, чтобы нефтяные
вышки, платформы и другие сооружения не размещались без учета системы
морских трасс, утвержденных ИМО или возле таких трасс. Если этого нельзя
избежать, то схемы разделения движения судов изменяются в соответствии с
руководством, данным в Части 7 данной резолюции. В случае сооружения
стационарных установок, в районе, где имеются установленные схемы
разделения движения, такие схемы изменяются окончательно, если будет
признано необходимым, такое изменение может быть произведено через встречи
в ИМО.
Ст. 60(3) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает обязанность оповещать
о создании искусственных островов, установок и сооружений, а также убирать
подобные объекты, если они больше не используются. Резолюция ИМО А. 672(16)
устанавливает руководящие стандарты для удаления таких объектов,
находящихся в пределах ИЭЗ и на континентальном шельфе. Заброшенные
установки должны быть убраны в любом случае. Решение, позволяющее оставить
установки полностью или частично на морском дне должно приниматься в
соответствии с положениями резолюции. Этот инструмент также включает
обязанность давать «надлежащее оповещение» о глубине, местонахождении и
размерах любых установок и сооружений, которые убраны не полностью, как это
предусмотрено в ст. 60(3) Конвенции. В соответствии с резолюцией А. 672(16)
ИМО уведомляется о частично и полностью неубранных установках и
сооружениях.
ИМО может постановить, что решение, принятое с учетом глубины,
местонахождения и размеров установок и сооружений, не вполне отвечает
требованиям ст. 60(3) Конвенции ООН 1982 г. относительно обязательного
удаления установок и сооружений. Если удаление приводит к возмещению
ущерба, может быть применена Лондонская конвенция. В этом отношении 11-ая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20