Рефераты. Международно-правовой режим мирового океана






Часть документов ИМО по безопасности включают положения, которые также

относятся к пресечению и контролю за возможным загрязнением, вызванного

морскими авариями. В этих положениях стандарты, обеспечивающие

безопасность, и стандарты, направленные на предотвращение загрязнения и

сохранение морской среды, связаны между собой.

Другие документы ИМО регулируют исключительно меры, направленные против

загрязнения, независимо от того, является ли сброс загрязняющих веществ

результатом аварии, или результатом процесса разгрузки. В соответствии с

этим следует отметить следующие документы:

- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973

г., модифицированная Протоколом 1978 г. (MARPOL);

- Международная конвенция по обеспечению готовности на случай

загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. (OPRC);

- Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в

случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. и

- Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения

веществами, иными, чем нефть, 1973 г. (Протокол о вмешательстве).

В соответствии с MARPOL, согласие с требованием общего принятия правил

и стандартов против загрязнения, установленными Конвенцией доказывается

тем, что 97 государств, представляющих примерно 93% мирового торгового

флота, являются ее участниками и выполняют требования Приложения I (Правила

предотвращения загрязнения нефтью) и Приложения II (Правила предотвращения

загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом). Приложение

Ш(Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми

морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках и автодорожных и

железнодорожных цистернах) и Приложение IV (Правила предотвращения

загрязнения сточными водами с судов) до сих пор не вступили в силу.

Приложения I, II, III, IV и V (Правила предотвращения загрязнения мусором с

судов) являются факультативными. Приложения I, П и V ратифицировали 79, 65

и 82 государства соответственно, представляющие 80%, 42% и 83% мирового

тоннажа.

30 государств, представляющих 38% мирового тоннажа, стали участниками

Конвенции OPRC. 69 государств (66%) являются участниками Конвенции по

вмешательству и 38 государств (45%) являются участниками Протокола.

Предупреждение и контроль над загрязнением от сбросов регулируют два

соглашения:

- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и

других материалов, 1972 г. (LC или Лондонская конвенция) и

- Протокол 1996 г. к Конвенции по предотвращению загрязнения моря

сбросами отходов и других материалов, 1972 г. (Протокол LC 1996).

76 государств являются участниками Лондонской конвенции. Протокол 1996

г. до сих пор не вступил в силу. Меры против загрязнения также являются

предметом нескольких резолюций Ассамблеи ИМО. Договоры ИМО против

загрязнения должны применяться с учетом критериев совместимости,

установленных в ст. 237 Конвенции ООН 1982 г., которая ссылается на

обязанности, установленные другими конвенциями по защите и сохранению

морской среды. Пар. 1 ст. 237 устанавливает, что положения Части XII не

наносят ущерб конкретным обязательствам, принятым по специальным конвенциям

и соглашениям, касающимся защиты и сохранения морской среды, а также

соглашениям, которые могут быть заключены в развитие общих принципов Части

XII Конвенции ООН 1982 г. Пар. 2 ст. 237 устанавливает, что все эти

обязательства должны выполняться в соответствии с общими принципами и

целями Конвенции ООН 1982 г. Применение критерия совместимости особо важно

во взаимодействии с исполнением MARPOL и Лондонской конвенции, двух

наиболее важных договоров, регулирующих предупреждение загрязнения с судов

и от сбросов, которые были приняты ранее Конвенции ООН 1982 г. Ряд статей

Части XII имеет ссылки на общие правила и стандарты, содержащиеся не в

Конвенции ООН 1982 г., а в других международных соглашениях. В некоторых

случаях. Конвенция ООН 1982 г. содержит положения, которые сами по себе

имеют оперативный характер. Например, положения относительно юрисдикции

государства порта и об утверждении специальных императивных мер для

отдельных районов. Такие вопросы регулируются и Конвенцией ООН 1982 г. и

MARPOL. Следовательно, положения обоих договоров дополняют друг друга и в

целях надлежащего исполнения должны применяться совместно.

Загрязнение с судов

Общие положения

Ст. 211(1) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает общую обязанность

государств, действующих через компетентную международную организацию (ИМО),

устанавливать международные нормы для предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также

периодически их пересматривать. Основным документом ИМО в этой сфере

является MARPOL. Ст. 2(2) дает определение понятия «вредное вещество»

(любое вещество, которое при попадании в море может создать опасность для

здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской флоре и фауне,

нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или

помешать другим видам правомерного использования моря), а ст. 2(3)

определяет понятие «сброс» (любой выброс судна, какими бы причинами он не

вызывался, и включает любую утечку, удаление, разлив, протечку, откачку,

выбрасывание или опорожнение). Оба эти определения могут быть применены в

контексте понятия «загрязнение морской среды». В то время как определение,

данное в Конвенции ООН 1982 г. относится ко всем источникам загрязнения,

MARPOL подразумевает только загрязнение с судов.

MARPOL связан с операционными разгрузками вредных веществ, именно теми

разгрузками, которые относятся к нормальным операциям, производимым судами.

Пять технических приложений регулируют превентивные меры, относительно пяти

основных категорий веществ, а именно - нефти (Приложение I), вредных жидких

веществ, перевозимых наливом (Приложение П), вредных веществ, перевозимых в

упаковке (Приложение III), сточных вод с судов (Приложение IV), мусора с

судов (Приложение V). Конвенция включает Протокол, касающийся сообщений об

инцидентах, повлекших сброс вредных веществ.

Соотношение между юрисдикцией государства флага, государства порта и

прибрежного государства

В области применения документов ИМО, обеспечивающих безопасность,

действующие правила MARPOL обращены к вопросам применения юрисдикции

государством флага, включая вопросы проектирования, конструкции,

оборудования и укомплектованности судов экипажем. MARPOL также включает

правила инспектирования иностранных судов в порту с целью проверки их

соответствия правилам и стандартам, направленным против загрязнения. MARPOL

дает право государству порта учреждать разбирательство против иностранных

судов. При проведении такого разбирательства должны учитываться не только

положения MARPOL, но и положения Конвенции ООН 1982 г. в частности,

положения ст. 228, которая регулирует приостановление и ограничение

возбуждения разбирательства.

Положения Конвенции ООН 1982 г. и MARPOL относительно осуществления

юрисдикции государства порта должны соотноситься с условиями,

установленными Конвенцией ООН 1982 г. относительно юрисдикции прибрежного

государства относительно мер по предотвращению загрязнения. Такие положения

регулируют юрисдикцию в отношении иностранных судов, осуществляющих

судоходство в районах, находящихся под юрисдикцией прибрежного государства

без захода в его порты.

Гарантии и меры по обеспечению разбирательства в отношении иностранных

судов

Раздел 7 Части XII Конвенции ООН 1982 г. устанавливает условия,

регулирующие применение властных полномочий государства порта и прибрежного

государства в сотрудничестве с государством флага при осуществлении

разбирательства относительно иностранных судов.

Ст. 225 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что при осуществлении в

отношении иностранных судов своих полномочий государства не должны ставить

под угрозу безопасность судоходства, подвергать судно какому-либо риску,

или отводить его в небезопасные порты или на небезопасные якорные стоянки,

или подвергать морскую среду чрезмерному риску.

Инспекции

Ст. 226(1 )(а) Конвенции ООН 1982 г. предоставляет гарантии того, что

государства не будут задерживать иностранные суда дольше, чем требует

расследование, а фактическая инспекция будет ограничиваться проверкой

сертификатов, судовых журналов или других документов, которые судно обязано

иметь в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами.

Ст. 5 MARPOL содержит условия и специальные правила проведения

инспектирования судов. Ст. 7. MARPOL обязывает принимать все возможные меры

для того, чтобы избегать чрезмерного задержания судна или чрезмерной

отсрочки его отхода. Ст. 6(2) MARPOL предусматривает проведение инспекций

судна, находящегося в порту или у удаленного от берега терминала на предмет

сброса вредных веществ в нарушение положений MARPOL. Эти правила

применяются с учетом ст. 226(2) Конвенции ООН 1982 г., обязывающей

государства сотрудничать в разработке процедур, направленных на то, чтобы

избегать ненужной фактической инспекции судов. Резолюция А. 787(19)

относительно процедур контроля государства порта, принятая Ассамблеей ИМО в

1995 г., содержит основные руководящие положения по инспектированию,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.