идентификации и задержанию судов.
Учреждение судебного разбирательства
Ст. 231 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государство флага и
любое другое заинтересованное государство незамедлительно уведомляется о
любых мерах, принятых против иностранного судна, нарушившего правила
относительно загрязнения. О таких мерах незамедлительно информируются
дипломатические агенты или консульские должностные лица и, когда это
возможно, морские власти государства флага. Подобные положения о
незамедлительном уведомлении дипломатического агента или консульского
представителя государства флага содержаться и в ст. 5(3) MARPOL.
В соответствии со ст. 223 Конвенции ООН 1982 г. «при разбирательстве
... государства принимают все меры к тому, чтобы способствовать допросу
свидетелей и допущению доказательств, представляемых властями другого
государства или компетентной международной организацией, а также
содействуют участию в этом разбирательстве официальных представителей
компетентной международной организации, государства флага и любого
государства, затронутого загрязнением в результате нарушения. Официальные
представители... имеют права и обязанности, предусмотренные национальными
законами и правилами или международным правом».
Соответствующие установления ИМО могут оказаться необходимыми в
качестве процедур и установлении, дающих ИМО право участвовать в таких
разбирательствах, включая критерии для определения того, когда такое
участие признается уместным, а также определения процедур для назначения
«официальных представителей» Организации, как установлено в Конвенции ООН
1982 г.
Приостановление процедуры разбирательства
Конвенция ООН 1982 г. предусматривает процедуру приостановления и
ограничения возбуждения разбирательства. Ст. 228(1) устанавливает, что
разбирательство в связи с нарушением законов, правил или международных норм
и стандартов, касающихся предотвращения, сокращения и сохранения под
контролем загрязнения с судов, совершенное за пределами территориального
моря, приостанавливается, если государство флага возбуждает разбирательство
с целью наказания по соответствующему обвинению в течение б месяцев после
первого возбуждения разбирательства, за исключением случаев причинения
тяжелого ущерба прибрежному государству или неоднократного не выполнения
государством флага своих обязательств. После уплаты расходов, связанных с
таким разбирательством, любой залог или другое финансовое обеспечение,
внесенное в связи с приостановлением разбирательства, возвращается
прибрежным государством.
Санкции
Ст. 230(1, 2) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что за нарушение
национальных законов или применимых международных норм и стандартов по
предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской
среды, совершенных иностранным судном, могут налагаться только денежные
штрафы.
Случаи загрязнения и разлива на поверхность моря
В соответствии со ст. 198 Конвенции ООН 1982 г. государство обязано
незамедлительно уведомлять другие государства об известных ему случаях
причинения ущерба морской среде в результате загрязнения. Государства,
затронутые загрязнением, и компетентные международные организации
сотрудничают в целях ликвидации последствий такого загрязнения и
предотвращения или сведения к минимуму ущерба (ст. 230(2) Конвенции ООН
1982 г.).
Глобальную основу для международного сотрудничества в борьбе с
инцидентами, могущими повлечь загрязнение нефтью, содержит OPRC. В ст.
3(1)(а) этой конвенции установлено, что каждый ее участник должен
обеспечивать, чтобы судно или летательный аппарат под его флагом, имел на
борту План на случай непредвиденного загрязнения. В соответствии со ст. 5(1
)(с) и ст. 3 Участники обеспечивают информированность всех заинтересованных
государств и ИМО в случае инцидента, повлекшего загрязнение. Обязанность
сообщать об инциденте, связанном со сбросом вредных веществ содержится и в
ст. 8 MARPOL, а также в Протоколе I к этой конвенции.
Ст. 7 OPRC развивает основные принципы международного сотрудничества в
предупреждении загрязнения. Пар. 3 ст. 7 предусматривает, что в
соответствии с применимыми международными соглашениями, каждый Участник
должен принимать необходимые законодательные и административные меры,
направленные на облегчение прибытия, использование и депортацию с их
территории судов, летательных аппаратов и транспортных средств других
видов, вовлеченных в ответные действия, связанные с инцидентом, или
перевозящие персонал, грузы, материалы и оборудование, имеющее отношение к
такому инциденту.
Ст. 12 соглашения наделяет ИМО важной координирующей ролью относительно
распространения информации, образования и подготовки персонала,
технического персонала и технических помощников.
Комитет ИМО по защите морской среды в настоящее время объединяет
имеющееся договорное регулирование в сфере действия Конвенции относительно
инцидентов, представляющих опасность загрязнения морской среды, включая и
другие вредные вещества, кроме нефти.
Юрисдикция государства флага
Обязанность государства флага принимать законы и правила, направленные
против загрязнения в соответствии с международными правилами и стандартами,
принятыми ИМО содержится в ст. 211(2) и ст. 217 Конвенции ООН 1982 г.
Основные обязанности
В соответствии со ст. 211(2) государства принимают законы и правила для
предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской
среды с судов, плавающих под их флагом или зарегистрированных в них, причем
такие законы и правила должны быть, по меньшей мере, столь же эффективны,
что и общепринятые международные нормы и стандарты, установленные через
компетентную международную организацию (например, содержащиеся в MARPOL).
В соответствии со ст. 217(1) Конвенции ООН 1982 г. государство флага
обязано обеспечивать соблюдение своими судами применимых международных норм
и стандартов, установленных через компетентную международную организацию
(ИМО), и своих законов и правил, принятых для предотвращения, сокращения и
сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также
принимать законы, правила и другие необходимые меры по их осуществлению.
Личный состав
В соответствии со ст. 94(4)(с) Конвенции ООН 1982 г. государство флага
обязано обеспечивать, чтобы капитан, офицеры и экипаж были полностью
ознакомлены с применимыми правилами по вопросам охраны человеческой жизни
на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и
сохранения под контролем загрязнения морской среды и были обязаны соблюдать
такие правила.
STCW’78 включает документы по специальной подготовке капитанов нефтяных
танкеров и капитанов судов, перевозящих химикаты. В 1995 г. к конвенции
были приняты всесторонние поправки, устанавливающие основные обязательства
Участников, направленные на достижение того, чтобы моряки были компетентны,
выполняя свои обязанности в связи с обеспечением безопасности на море, а
также в связи с защитой морской среды. Специальные условия подготовки
личного состава в целях предотвращения загрязнения касаются не только
экипажей танкеров, но и других видов судов, перечисленных в Приложении к
данной Конвенции.
Запрещение плавания
Ст. 217(2) Конвенции ООН 1982 г. обязывает государств флага принимать
надлежащие меры, направленные на запрещение плавания судам, которые не
соответствуют требованиям применимых международных норм и стандартов и
своих законов и правил, обеспечивающих предотвращение, сокращение и
сохранение под контролем загрязнение морской среды с судов. На самом деле
эти положения определяют юрисдикцию государства флага в отношении
конструкции, оборудования и годности судов к плаванию, а также
комплектования, условий труда и обучения экипажа, как это сказано в ст.
94(3). Таким образом, юрисдикция государства флага в этих вопросах
затрагивает не только вопросы обеспечения безопасности в море, как
предусмотрено в ст. 94(3)распространяется, но и вопросы защиты морской
среды, как можно видеть из положений ст. 217(2).
Проверка груза и свидетельства
Ст. 217(3) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что государство флага
обеспечивает на своих судах наличие свидетельства, требуемого
международными нормами и стандартами, установленным через компетентную
международную организацию (ИМО) и выданного согласно этим нормам и
стандартам. Условия, которым должны отвечать подобные свидетельства и та
информация, которую они должны содержать, определяется положениями MARPOL.
И Конвенция ООН 1982 г. и MARPOL предусматривают проведение периодических
проверок судов с целью выявления соответствия свидетельств фактическому
состоянию судна.
Расследование нарушений
Ст. 217(4) Конвенции ООН 1982 г. обязывает государство флага принимать
меры по безотлагательному расследованию нарушений норм и стандартов,
установленных через компетентную международную организацию (ИМО),
направленных на предотвращение, сокращение и сохранение под контролем
загрязнение морской среды с судов.
Ст. 4 MARPOL обязывает государство флага возбуждать расследование
нарушений, как можно скорее в соответствии со своим законодательством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20