Международные правила предупреждения столкновения на море» (ст. 39(2)(а));
- статья 35(с) предусматривает, что положения Части III Конвенции ООН
1982 г. не затрагивают правового режима проливов, проход в которых
регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе
международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам.
Однако такие конвенции применяются с учетом положений статьи 311 Конвенции
ООН, а также вступительной части этого документа;
- статья 54 устанавливает, что статьи Конвенции ООН 1982 г.,
регулирующие режим транзитного прохода через международные проливы (ст.ст.
39,40,42 и 44), применяются к архипелажному проходу по морским коридорам;
- статья 58(2) устанавливает, что статьи Конвенции ООН 1982 г.,
устанавливающие правовой режим открытого моря (ст.ст. 88-115) и другие
нормы международного права применяются к исключительной экономической зоне
постольку, поскольку они не являются несовместимыми с положениями Части V
Конвенции.
Юрисдикция государства порта
В рамках ИМО принят ряд документов, содержащих весьма важные положения
относительно юрисдикции государства порта. К таким документам относятся
LL'66, SOLAS'74, SOLAS Protocol'78, STCW'78. Эти соглашения дают
государству порта право проверять содержание сертификатов, подтверждающих
соответствие условиям обеспечения безопасности, инспектировать судно, если
сертификаты не в порядке, или если есть основания полагать, что
оборудования судна не соответствует данным сертификата.
Конструкция, оборудование и годность судов к плаванию
Статья 94(3) Конвенции ООН 1982 г. возлагает на государство флага
обязанность принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море,
в частности, относительно конструкции, оборудования и годности судов к
плаванию. Пункт 4 ст. 94 предусматривает меры, необходимые для обеспечения
выполнения данных обязательств. Предусматривается, что государства обязаны
обеспечивать, чтобы каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через
соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированными
инспекторами и имело на борту карты, мореходные издания и навигационное
оборудование и приборы, необходимые для безопасного плавания. Пункт 5 ст.
94 предусматривает, что при осуществлении таких мер каждое государство
обязано придерживаться общепризнанных международных правил, процедур и
практики. Это положение распространяется и на меры, принимаемые в отношении
исключительной экономической зоны (ст. 58 (2)). Статья 217 (2)
предусматривает аналогичные положения относительно обеспечения выполнения
законов и правил, касающихся загрязнения. Государства, в частности, обязаны
принимать надлежащие меры с целью обеспечения того, чтобы судам, плавающим
под их флагом или зарегистрированных в них, запрещалось плавание до тех
пор, пока они не будут в состоянии выйти в море с соблюдением применимых
международных норм и стандартов, установленных через компетентную
международную организацию или общую дипломатическую конференцию для
предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской
среды.
Пункты 1-5 статьи 94 Конвенции ООН 1982 г.
1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных,
технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и
контроль над судами, плавающими под их флагом. 1. Каждое государство, в
частности:
a) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его
флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых
международных правил вследствие их небольших размеров; и
b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию
над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном,
офицерами и экипажем в отношении административных, технических и
социальных вопросов, касающихся данного судна.
3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом,
принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в
частности в том, что касается:
a) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;
b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом
применимых международных актов;
c) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.
4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения того, чтобы:
а) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие
промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором
и имело на борту такие карты, мореходные издания и навигационное
оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна;
b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей
квалификации, в частности, в области судовождения, связи и судовых машин и
оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу,
размерам, механизмам и оборудованию судна;
c) капитан, офицеры и, в необходимых степени, экипаж были полностью
ознакомлены с применимыми международными правилами по вопросам охраны
человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предупреждения,
сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и
поддержания связи по радио и были обязаны соблюдать такие правила.
5. Принимая меры, предусмотренные в п.п. 3 и 4, каждое государство обязано
придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и
предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения.
В статье 21(2) Конвенции ООН 1982 г. установлено, что прибрежное
государство не применяет к иностранным судам, осуществляющим мирный проход
через территориальное море, законы и правила, относящиеся к проектированию,
конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию судов, если только они
не вводят в действие «общепризнанные международные нормы и стандарты». Это
положение является чрезвычайно важным для применения договорных норм ИМО,
содержащих такие нормы и стандарты, т.к. они устанавливают рамки юрисдикции
прибрежного государства.
Статья 211(6) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что в случае,
когда нормы и стандарты, установленные через компетентную международную
организацию или общую дипломатическую конференцию для предотвращения,
сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, не
соответствуют особым условиям определенного, четко обозначенного района
исключительной экономической зоны, прибрежное государство может после
консультаций через компетентную международную организацию принять в
отношении такого района законы и правила, вводящие нормы и стандарты или
практику мореплавания, признаваемые этой организацией.
Общепринятые международные нормы и стандарты, на которые ссылаются
статьи 21(2) и 94(5) Конвенции ООН 1982 г., в основном содержаться в SOLAS
и LL. Также такие нормы и стандарты, а также нормы и стандарты,
направленные на предотвращение, сокращение и сохранение под контролем
морской среды, содержаться в MARPOL.
В целях наиболее эффективного применения этих конвенций ИМО приняла
многочисленные рекомендации.
SOLAS 74 и SOLAS Протокол 78 регулируют минимальные стандарты
конструкции, оборудования и функционирования судов, относящиеся к таким
предметам, как механизмы и электроприборы, пожарная безопасность,
обнаружение и тушение, спасательные операции и мероприятия, радиосообщения.
Правила предоставляются для проверок различных типов судов (нефтевозы,
газовые и химические танкеры, пассажирские суда, суда типа ро-ро), издания
документов, устанавливающих соответствие судов установленным стандартам, и
обязанности проводить адекватное оборудование и морские издания.
LL 66 определяет минимальную высоту борта, до которой судно может быть
нагружено, включая высоту борта танкеров, взятых в расчете возможных рисков
представленных в различных климатических зонах и в различные времена года.
Требования к конструкции и оборудованию для безопасности рыболовецких
судов содержатся в Торремолиносской международной Конвенции 1977 г. в
редакции Торремолиносского Протокола 1993 г. Ни Конвенция, ни Протокол не
вступили в силу.
В добавление к этим конвенциям ИМО приняла ряд рекомендаций,
руководящих указаний и кодов, относящихся к конструкции, оборудованию и
годности судов к плаванию. Как государства, имеющие превосходство,
государства-члены, уже серьезно использовали некоторые из еще не
утвержденных правил.
Комплектование судов личным составом
Касаясь конструкции и оборудования, Конвенция ООН 1982 г. устанавливает
в статье 94(3)(Ь), что каждое государство должно принимать меры для
обеспечения безопасности на море в открытом море относительно
комплектования судов личным составом, кондиции и тренировки команды,
принимая во внимание применяемые международные правила. Параграф 4(Ь)
акцентирует внимание на том, что такие меры должны предусматривать, что
каждое судно возглавляется капитаном и офицером, которые обладают
необходимой для типа, размера, механизма и оборудования судна». Параграф
4(с) также требует, «чтобы капитан, офицеры и, в необходимой степени,
экипаж были ознакомлены с применяемыми международными правилами по вопросам
охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения,
среды и поддержания связи по радио». Также в согласовании с этими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20