Рефераты. Учение о праве, долге и религии






способ действия, который он установил, и тем самым восстановить нарушенное

им равенство: jus talionis [право возмездия].

Пояснение. Возмездие основывается вообще на разумной природе несправедливо

поступающего, иначе говоря, оно состоит в том, что несправедливое

превращается в справедливое. Несправедливый поступок - это единичный

неразумный поступок. Но так как он совершается разумным существом, то он

представляет собой, правда не по своему содержанию, по по форме, все же

нечто разумное и всеобщее. Кроме того, его следует рассматривать как

принцип или закон. Однако, как таковой, этот закон действителен вместе с

тем только для {несправедливо] поступающего, ибо только он, поступая так,

признает этот закон, другие же не признают. Несправедливо поступающий сам

подпадает под этот принцип или этот закон, который и должен быть

осуществлен по отношению к нему. Несправедливость, которую он совершил, в

применении к нему является справедливостью, ибо этим вторым действием, им

признанным, восстанавливается равенство. Здесь мы имеем только формальное

право.

§ 21

Возмездие, однако, не должно осуществляться отдельным обиженным человеком

или его близкими, ибо у них общеправовая точка зрения связана в то же

время со случайностью страсти. Оно должно быть действием третьего,

обладающего властью, который выставляет как довод и исполняет только

всеобщее. В последнем случае оно называется наказанием.

Пояснение. Месть и наказание отличаются друг от друга тем, что месть - это

возмездие, поскольку оно осуществляется обиженной стороной, а наказание -

это возмездие, поскольку оно налагается судьей. Возмездие потому-то и

должно осуществляться как наказание, что в случаях мести имеет влияние

страсть и право оказывается в тени. К тому же месть но обладает формой

права, а имеет форму произвола, так как обиженная сторона действует,

всегда повинуясь чувству или субъективной побудительной причине. Именно

поэтому справедливость, осуществленная как месть, и является в свою

очередь новой обидой, воспринимается только как единичный поступок и

воспроизводится, таким образом, без примирения до бесконечности.

Глава вторая

Гражданское общество

§ 22

Понятие права как сила, располагающая властью и независимая от побуждений

единичности, обладает действительностью только в гражданском обществе.

§ 23

Семья представляет собой естественное общество, члены которого связаны

любовью, доверием и естественным попиновонием (пиэтет).

Пояснение. Семья представляет собой естественное общество, во-первых,

потому, что членом семьи являются нс в силу своей воли, а в силу своего

естества, и, во-вторых, потому, что отношения между членами семьи основаны

не столько на размышлении и решении, сколько па чувстве и побуждении. Эти

отнотпения являются необходимыми и разумными, но форма сознательного

усмотрения отсутствует. Это скорое инстинкт. Любовь членов семьи друг к

другу основывается на том, что одно Я составляет с другим отдельным Я

некоторое единство. Они пе считают себя отдельными в их отношении друг к

Другу. Семья - это органическое целое. Ее части - это, собственно говоря,

не части, а члены, которые имеют свою субстанцию только в этом целом и

отдельно от этого целого самостоятельностью не обладают. Доверие, питаемое

членами семьи друг к другу, состоит в том, что каждый интересуется но

собой, а только целым. Естественное повиновение внутри семьи основывается

на том, что в этом целом существует только одна воля, а именно

принадлежащая главе семьи. В этом отношении семья составляет только одно

лицо. < Нация. >

§ 24

Государство - это общество людей с правовыми отношениями, в котором люди

имеют значение друг для друга не в силу каких-либо индивидуальных

естественных отношений сообразно своим естественным склонностям и

чувствам, а как лица, и эта личность каждого косвенно утверждается. Если

семья, разрастаясь, превратилась в нацию и государство составляет с нацией

одно целое, то это - большое счастье.

Пояснение. Народ связан в одно языком, нравами и обычаями, а также

образованием. Но связь эта еще не образует государства. Для государства,

правда, весьма важны, кроме того, мораль, религия, благосостояние и

богатство всех его граждан. И оно должно заботиться о содействии этим

обстоятельствам, однако непосредственную цель государства составляют не

они, а право.

§ 25

Естественное состояние - это состояние некультурности, насилия и

несправедливости. Из такого состояния люди должны вступить в гражданское

общество, ибо только в последнем правовое отношение обладает

действительностью.

Пояснение. Естественное состояние часто изображается в качестве

совершенного состояния человека как с точки зрения благоденствия, так и с

точки зрения нравственной доброты. Во-первых, следует заметить, что

невинность, как таковая, не имеет никакой моральной ценности, поскольку

она представляет собой незнание зла и покоится на отсутствии тех

потребностей, при которых зло может совершаться. Во-вторых, это состояние

является скорее состоянием насилия и несправедливости именно потому, что в

нем люди оценивают себя сообразно природе. По природе же они неравны как в

отношении физических сил, так и духовных способностей. И посредством

насилия и хитрости люди делают действительным это свое различие. Разум

существует, правда, и в естественном состоянии, но естественное является

господствующим. Поэтому люди должны перейти из него в такое состояние, в

котором господствует разумная воля.

§ 26

Закон есть абстрактное выражение всеобщей, в себе и для себя существующей

воли.

Пояснение. Законом всеобщая воля является в той мере, в какой она является

им с точки зрения разума. При этом совсем не обязательно, чтобы каждый

отдельный человек непременно сам узнал или отыскал эту волю. Совсем но

обязательно также и то, чтобы каждый отдельный человек объявлял свою волю,

а затем отсюда извлекался бы всеобщий результат. Именно поэтому в

действительной истории и не бывало так, чтобы каждый отдельный гражданин

какого-либо народа предлагал закон, а затем путем общественного обсуждения

договаривался с другими об этом законе. Закон содержит в себе

необходимость правовых отношений между людьми. Законодатели не издавали

произвольных постановлений. Их постановления не являются определениями их

частного изволения. Благодаря своему глубокому уму они познали, что

является истиной и сущностью правового отношения.

§ 27

Правительство есть индивидуальность в себе и для себя существующей воли.

Оно есть сила, издающая и применяющая или исполняющая заколы.

Пояснение. Государство имеет законы. Последние, стало быть, суть воля в ее

всеобщей абстрактной сущности, которая, как таковая, бездеятельна, так как

принципы, максимы еще не выражают и не заключают в себе какого-либо

действительного воления, а [выражают] лишь всеобщее воление. Для этого

всеобщего только правительство является деятельной и осуществляющей волей.

Закон существует как обычай, правительство же представляет собой

сознательную силу бессознательного обычая.

§ 28

Всеобщая государственная власть заключает в себе различные входящие в нее

специальные власти:

1) законодательную вообще 2) административную и финансовую (чтобы создавать

себе средства для осуществления свободы); 3) (независимую) судебную и

полицейскую; 4) военную и власть вести войну и заключить мир.

Пояснение. Характер государственного устройства зависит прежде всего от

того, осуществляются ли эти специальные власти непосредственно центром

правительства; затем, соединены ли некоторые из них в одной власти, или же

они разделены; например, отправляет ли правосудие непосредственно государь

или регент, или же имеются специальные судебные учреждения; затем,

объединяет ли в себе правитель также и церковную власть, и т. д. Важно и

то, обладает ли в государственном устройстве верховный центр правительства

неограниченной финансовой властью в том смысле, что он может всецело но

собственному усмотрению как устанавливать, так и расходовать налоги.

Затем, соединены ли некоторые власти в одной, например соединены ли

судебная и военная власть в одном должностном лице. Характер

государственного устройства бывает определен еще и тем, все ли граждане

принимают участие п управлении государством. Таким государственным

устройством является демократия. Извращение последней - это охлократия,

или господство черни, когда та часть народа, которая не имеет

собственности и придерживается недостойных взглядов, силой не допускает

достойных граждан к государственным делам. Демократия может возникнуть и

сохраниться только при простых, неиспорченных правах и маленьких размерах

государства. Аристократия - ото государственное устройство, в котором

исключительное право управлять государством имеют только определенные

привилегированные семьи. Извращением ее является олигархия, когда число

семей, имеющих право управлять государством, незначительно. Такое

положение дел опасно потому, что в олигархии специальные власти

осуществляются непосредственно одним советом. Монархия - это

государственное устройство, при котором управление государством находится

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.