Рефераты. Учение о праве, долге и религии






которое нс является чуждым для Я, данным ему, но проникнуто последним,

усвоено им, тем самым столь же и произведено.

§ 42

Знание разума есть поэтому не только субъективная достоверность, но и

истина, так как истина заключается в соответствии или скорее в единстве

достоверности и бытия или предметности.

ВТОРОЙ ОТДЕЛ

ЛОГИКА

ВВЕДЕНИЕ

§ 1

Предметом науки логики является мышление и совокупность его определений.

Естественной логикой называют естественный рассудок, которым человек,

собственно говоря, наделен от природы, и то, как он им непосредственно

пользуется. Наука же логики -это знание о мышлении в его истине.

Пояснение. Логика рассматривает области мысли вообще. Мышление есть его

собственная сфера. Оно представляет собой целое для себя. Содержанием

логики являются специфические определения самого мышления, не имеющие

никакого другого основания, кроме мышления. Все гетерономное для мышления

- это вообще данное представлением. Логика, таким образом, представляет

собой великую науку. Необходимо, разумеется, отличать чистую мысль от

реальности, тем не менее реальность, если понимать под ней истинную

действительность, присуща также и мысли. Если же ' под реальностью

понимается только чувственное, внешнее наличное бытие, то мысль имеет даже

гораздо более высокую реальность. Мышление, следовательно, заключает в

себе некоторое содержание, а именно себя самого, автономным образом.

Благодаря занятиям логикой научаются также более правильно мыслить, ибо,

если мы мыслим мышление о мышлении, дух достигает тем самым своей силы.

Зная природу мышления, можно уследить, когда мышление захочет дать себя

ввести в заблуждение. Мы должны быть в состоянии дать себе отчет в

действиях мышления. Благодаря этому мы приобретаем умение не давать другим

сбить нас с толку.

§ 2

Мыслить - значит, собственно говоря, постигать и выражать многообразие в

единстве. Многообразие, как таковое, принадлежит вообще внешнему, чувству

и чувственному созерцанию.

Пояснение. Мышление состоит в том, чтобы все многообразное приводить в

.единство. Дух, мысля о вещах, приводит их к простым формам,

представляющим собой чистое определение Духа. Все многообразное прежде

всего внешне для мышления. Постигая это чувственно-многообразное, мы еще

не мыслим; только соотнесение его есть мышление. Непосредственное

постижение многообразного мы называем чувствованием или ощущением. Только

тогда, когда я чувствую, я просто знаю о чем-то, созерцая же, я созерцаю

нечто как внешнее мне в пространстве и во времени. Чувство, становясь в

пространственном и временном отношении определенным, становится

созерцанием.

§ 3

Мышление представляет собой абстракцию, если интеллект (Intelligenz)

начинает с конкретных созерцаний, затем какое-нибудь из этих многообразных

опре делений опускает, а другое выделяет и придает ему простую форму

мышления.

Пояснение. Есди я опущу все определения какогс нибудь предмета, то не

останется ничего. Если же опущу одно определение, я какое-то другое

подчеркну то это определение будет абстрактным. Я, например есть

абстрактное определение. Я буду знать о Я лишь в том случае, если отделю

себя от всех определений. Это, однако, негативное средство. Я отрицаю

присущие мне определения и оставляю себя только как такового.

Абстрагирование есть лишь негативная сторона мышления.

§ 4

Содержание представлений взято из опыта, но сама форма единства и все

остальные определения представлений имеют своим источником не

непосредственность, а мышление.

Пояснение. Я вообще значит мышление. Если я скажу: я мыслю, то это

представляет собой нечто тождественное. Я совершенно просто. Я есмъ

мыслящий, и притом всегда. Но мы не можем сказать: я мыслю всегда. Как

таковое, пожалуй, однако, мысль не всегда является нашим предметом. Но в

том смысле, что мы суть Я, мы можем сказать, что мы мыслим всегда, ибо Я

есть, собственно говоря, простое тождество с собой, а это и есть мышление.

Как Я мы представляем собой основание всех наших определений. Если предмет

мыслится, он получает форму мышления и становится мысленным предметом. Его

делают равным Я, т. е. его мыслят.

§ 5

Этого не следует понимать так, будто это единство лишь благодаря мышлению

привходит к многообразию предметов и что связь вносится туда лишь извне,

но единство в той же мере принадлежит объекту и даже составляет вместе со

своими определениями природу самого объекта.

§ 6

Мысли существуют троякого рода: 1) категории, 2) определения рефлексии, 3)

понятия. Учение о двух первых составляет объективную логику в метафизике,

учение о понятиях - логику в собственном смысле слова, иначе говоря,

субъективную логику.

Пояснение. Логика заключает в себе систему чистого мышления. Бытие бывает

1) непосредственным, 2) внутренним; определения мышления снова

возвращаются внутрь себя. Предметы обычно метафизики - это вещь, мир, дух

и бог, откуда и возникают различные метафизические науки: онтология,

космология, пневматология и теология.

3) То, что представляет собой понятие, есть нечто сущее, а также и нечто

сущностное. Бытие, будучи непосредственным, относится к сущности как к

опосредствованной. Вещи существуют вообще, однако их бытие состоит в том,

чтобы проявлять свою сущность. Бытие превращается в сущность, что можно

выразить и таким образом: бытие предполагает сущность. Но хотя сущность в

сравнении с бытием и выступает как опосредствованная, все же она

первоначально. В ней бытие возвращается в свое основание; бытие снимает

себя в сущности. Сущность бытия является, таким образом, ставшей, иначе

говоря, произведенной, но то, что выступает как ставшее, и есть

первоначальное,. Преходящее имеет в качестве своей основы сущность и

возникает из нее.

Мы создаем понятия. Последние суть нечто положенное нами, но именно понятие-

то и содержит вещь такой, какова она сама по себе и для себя. В сравнении

с понятием сущность опять-таки является положенной, тем не менее это

положение проявляет себя как истинное. Понятие отчасти субъективно,

отчасти объективно. Идея представляет собой соединение субъективного и

объективного. Если мы говорим: это всего лишь понятие, значит, мы не

находим в нем реальности. Голая объективность, напротив, есть нечто

лишенное понятия. Идея же показывает, как реальность определена понятием.

Все действительное есть некоторая идея.

§7

Наука предполагает, что отделения самого себя от истины больше нет, иначе

говоря, что дух в отличит от того, как он рассматривается в учении о

сознании уже не принадлежит к явлению. Достоверность самого себя

охватывает все, что служит предметом сознания будь то внешняя вещь или же

порожденная духом мысль, поскольку оно не содержит в себе всех м( ментов

всебе и для-себя-бытия, а именно: бытие в себе или простое равенство с

самим собой; наличное бытие, или обладание определенностью, бытие для

другого; бытие для себя, т. е. простое возвращение в инобытии в себя и

пребывание в нем у себя. Наука не ищет истину; наука есть в истине и есть

сама истина.

Первая часть

БЫТИЕ

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

Качество

§ 8

Качество есть непосредственная определенность, изменение которой есть

переход в нечто противоположное.

А. Бытие, ничто, становление

§ 9

1 Бытие есть простая бессодержательная непосредственность, имеющая свою

противоположность в чистом Ничто, а их соединение представляет собой

становление: как переход от ничто к бытию - это возникновение, наоборот -

прохождение.

1

В. Наличное бытие

§ 10

Всякое наличное бытие есть возникшее, определенное бытие, т. е. бытие,

обладающее вместе с тем отношением к чему-то другому, следовательно, к

своему небытию.

§ 11

а) Всякое наличное бытие есть поэтому некоторое внутри себя разделенное

бытие. С одной стороны, оно существует само по себе, с другой стороны,

обладает отношением к другому. Наличное бытие, мыслимое с с этими двумя

определениями, есть реальность.

§ 12

b) Нечто налично существующее обладает отношением к иному. Иное же есть

налично существующгг как небытие нечто. Последнее поэтому имеет прежде

всего некоторую границу или предел и является конечным. То, каким нечто

должно быть само по себе, есть его определение.

§ 13

Каково нечто для иного, как оно взаимосвязано с иным, а стало быть, само но

себе также непосредственно положено иным, таков его характер

(Beschaffenheit).

§ 14

Каково нечто как по себе, так и для иного в себе, такова его определенность

или же качество. Граница не есть лишь простое прекращение, но она

принадлежит этому нечто самому по себе.

§ 15

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.