непосредственному, то тем самым он отдалил его от себя. Он рефлектировал
себя внутрь себя. Он ушел в себя. Противопоставляя непосредственному нечто
иное, он признал это непосредственное ограниченным. Существует поэтому
очень большая разница между тем, когда ты просто представляешь собой нечто
или обладаешь им, и тем, когда ты также и знаешь, что ты представляешь
собой или обладаешь этим. Например, невежественность, грубость образа
мыслей или поведения - это такая ограниченность, обладать которой можно,
не зная, что обладаешь ею. Если же ты подвергаешь ее рефлексии, другими
словами, знаешь о ней, то ты, несомненно, знаешь и о том, что
противоположно ей. Рефлексия есть уже первый шаг к преодолению этой
ограниченности.
Побуждения как природные определения суть ограничения. Только благодаря
рефлексии человек начинает подниматься над ними. Первая рефлексия касается
здесь средств: соответствуют ли они побуждению, будет ли побуждение ими
удовлетворено и, кроме того, нс слишком ли значительны средства для того,
чтобы принести их в жертву этому побуждению.
Рефлексия сравнивает различные побуждения и их цели с основной целью
индивида. Цели особенных побуждений ограничены, но способствуют, каждая по-
своему, тому, чтобы была достигнута основная цель. Тем не менее этой
последней одна более родственна, другая - менее. Рефлексия, следовательно,
должна сравнивать побуждения, выясняя, находятся ли они в родстве с
основной целью и будет ли их удовлетворение содействовать достижению этой
основной цели. В рефлексии начинается переход от низшей способности
желания к высшей. Рефлектируя, человек уже не является только существом
природы, уже не находится в сфере необходимости. Необходимым нечто
является только в том случае, когда может произойти только вот это одно, а
не что-нибудь иное. Перед рефлексией же стоит не только вот этот
непосредственный предмет, но и некоторый иной, другими словами, его
противоположность.
§ 12
Однако эта только что описанная рефлексия является по сути дела лишь
относительной. Хотя она и выходит за пределы чего-то конечного, но всегда
приходит опять же к чему-нибудь конечному. Например, если мы выйдем за
пределы некоторого места в пространстве, то нам представится другое,
большее, но всякий раз ограниченное пространство или место, и так будет
продолжаться до бесконечности. Точно так же, двигаясь от настоящего
времени в прошедшее, мы можем представить сеое период в десять или даже
тридцать тысяч лет. Такая рефлексия хотя и уходит из одного определенного
пункта пространства или времени в другой, однако из самих пространства или
времени не выходит. Так же обстоит дело и в практической относительной
рефлексии. Она покидает одну непосредственную склонность, вожделение или
побуждение и переходит к какому-нибудь другому побуждению, вожделению или
склонности, покидает в свою очередь их и т. д. Будучи относительной, она
всякий раз снова нападает лишь на какое-нибудь побуждение, кружит только
среди таких вожделений и никогда не поднимается выше всей этой сферы
побуждений.
Абсолютная практическая рефлексия, напротив, поднимается выше всей этой
сферы конечного, т. е. покидает сферу низшей способности желания, где
человек определен природой и зависит от внешних вещей. Конечность в том
вообще и состоит, что нечто имеет границу, т. е. в том, что здесь положено
его небытие, что здесь это нечто прекращается, что оно, следовательно,
соотносится благодаря этому с чем-то другим. Бесконечная же рефлексия
состоит в том, что я соотношусь ужо но с чем-то другим, а с самим собой,
являюсь своим собственным предметом. Это чистое соотношение с самим собой
и есть Я, корень самой бесконечной сущности. Оно - полная абстракция от
всего, что конечно. Как таковое, Я не имеет никакого природой данного,
непосредственного содержания; своим содержанием оно имеет только себя
самого. Эта чистая форма есть одновременно и свое собственное содержание.
Всякое от природы данное содержание есть 1) нечто ограниченное- Я же не
ограничено; 2) природное содержание непосредственно - чистое Я, напротив,
не имеет никакого непосредственного содержания, ибо чистое Я существует
только посредством абстракции от всего другого.
§ 13
Сначала Я. совершенно неопределенно. Но оно может посредством рефлексии от
неопределенности перейти к определенности, например к зрению, слушанию и
т. д. В этой определенности оно сделалось неравным себе, но вместе с тем
оно сохраняет и свою неопределенность, т. е. может, отказавшись от этой
определенности, снова вернуться в себя самого. Сюда же относится и
принятие решения, ибо ему предшествует рефлексия, состоящая в том, что я
имею перед собой многие определенности, сколько - неважно, но ими все же
должны быть по меньшей мере вот эти две, а именно: или я принимаю какое-
нибудь определение, или же не принимаю. Решение прекращает рефлексию,
представляющую собой переход от одного к другому, устанавливает
определенность и делает ее своей. Основным условием принятия решения,
иначе говоря, основным условием возможности решать, возможности
рефлектировать перед практическими действиями, является абсолютная
неопределенность Я.
§ 14
Свобода воли есть свобода вообще, а все другие свободы лишь ее виды. Когда
гопорят: свобода воли, то этим отнюдь не хотят сказать, будто кроме воли
есть еще какая-то сила, свойство или способность, тоже обладающая
свободой. Точно так же, говоря о всемогуществе бога, не понимают этого
так, будто есть еще и другие существа, кроме бога, которые обладали бы
всемогуществом. Существуют также гражданская свобода, свобода печати,
политическая, религиозная свобода. Эти виды свободы представляют собой
всеобщее понятие свободы, поскольку оно применено к особенным отношениям
или предметам. Свобода вероисповедания состоит в том, что религиозные
представления, религиозные обряды не навязываются мне, иными словами, в
ней существуют только такие определения, которые я признаю своими,
превращаю в свои. Религия, которая мне навязывается, иначе говоря, в
отношении которой я не являюсь свободным существом, не моя, она всегда
остается чуждой для меня. Политическая свобода народа заключается в том,
чтобы создать собственное государство и решать, что признать как
общенациональную волю либо всем пародом, либо через тех, кто принадлжит к
народу и кого народ благодаря тому, что всякий другой гражданин имеет
равные с ними права, может считать своими.
§ 15
Часто выражаются так: моя воля была определена такими-то мотивами,
обстоятельствами, соблазнами и побуждениями. Это выражение содержит прежде
всего ту мысль, что я был при этом пассивен. На самом же деле я был при
этом не только пассивен. Я был также и существенно активен в том именно,
что моя воля приняла эти обстоятельства как мотивы, допускает их как
мотивы. Причинно-следственное отношение при этом не имеет места.
Обстоятельства не являются причинами, а моя воля - их следствием. Согласно
причинно-следственному отношению, то, что содержится в причине, должно
последовать необходимо. Я же в качестве рефлексии могу выйти за пределы
всякого определения, установленного обстоятельствами. Если человек
ссылается на то, что с истинного пути его совратили обстоятельства,
соблазны и т. д. то этим он хочет как бы отстранить от себя поступок, но
тем самым лишь принижает себя до несвободного существа - существа природы,
в то время как на самом деле его поступок всегда является его собственным
поступком, а не поступком кого-то другого, т. е. не является следствием
чего-либо вне этого человека. Обстоятельства или мотивы господствуют над
человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это.
Определения низшей с лособности желания суть природные определения. В связи
с этим кажется и ненужным, и невозможным, чтобы человек делал их своими.
Однако именно как природные определения они как раз и не принадлежат еще
его воле, или его свободе, ибо сущность его воли в том и состоит, что в
ней не бывает ничего, чего бы она сама не сделала своим. Таким образом,
человек может то, что принадлежит его природе, рассматривать как нечто
чуждое, которое, следовательно, есть в нем только тогда, принадлежит ему
только тогда, когда он сделал это своим, иначе говоря, намеренно следует
своим природным побуждениям.
§ 16
Ставить человеку поступок в вину - значит вменять или засчитывать ему этот
поступок. Детям, которые находятся еще в природном состоянии, нельзя
вменять никаких поступков; дети еще невменяемы. Точно так же невменяемы
сумасшедшие или слабоумные.
§ 17
В различении деяния и поступка как раз и заключается разница между понятием
вины, как оно выступает в трагических представлениях древних, и понятием
вины в нашем понимании. В трагических представлениях древних содеянное
приписывается человеку во всем своем объеме. Он должен ответить за
содеянное в целом, а то, что ему была известна только одна сторона
содеянного, а другие нет, во внимание не принимается. Он изображается
здесь как абсолютное знание вообще, а не только как относительное и
случайное знание, иначе говоря, что бы он ни сделал, рассматривается
целиком как его деяние. Ни одна часть этого целого с него не снимается и
не перекладывается на другое существо. Например, когда Аякс из-за того,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19