Рефераты. Учение о праве, долге и религии






делает ее своим предметом. Все случайное оно опускает. Оно берет вещь не

такой, какова она как непосредственное явление, а отделяет несущественное

от существенного и, следовательно, абстрагируется от несущественного.

Созерцая, мы имеем перед собой единичные предметы. Мышление соотносит их

друг с другом, иначе говоря, сравнивает их. Сравнивая, оно отмечает общее

между ними, а то, чем они отличаются друг от друга, опускает и таким

образом, получает всеобщие представления. Всеобщее представление содержит

меньше определенности, чем единичный предмет, входящий в эту всеобщность,

ибо всеобщее как раз и получают только путем опускания единичного. Зато

охватывает собой всеобщее больше, т. е. имеет гораздо больший объем. В том

случае, когда мышление создает всеобщий предмет, мышлению принадлежит

деятельность абстрагирования, а вместе с ней и форма всеобщности, как,

например, во всеобщем предмете «человек». Содержание же всеобщего предмета

мышлению как абстрагированию не принадлежит, а дано мышлению и существует

вне и независимо от него.

Мышлению принадлежат, кроме того, многочисленные определения, выражающие ту

взаимосвязь между различными явлениями, которая всеобща и необходима.

Взаимосвязь между явлениями, как она дана в чувственном созерцании, - это

лишь внешняя, случайная взаимосвязь, которая может быть такой или же не

такой. Например, камень, упав на мягкую массу, оставляет на ней отпечаток.

В чувственном созерцании дано падение камня и то, что вслед за этим по

времени появилось углубление в том месте массы, где ее коснулся камень.

Оба этих явления - падение камня и углубление в массе - следовали друг за

другом во времени. Однако взаимосвязь эта еще не содержит в себе

необходимости; не исключено, что одно, как говорится, «при тех же самых

условиях» произошло бы, а другого за ним не последовало. Напротив, если

взаимоотношение этих двух явлений определяется как взаимосвязь причины и

действия, т. е. как каузальность, то такая взаимосвязь необходима, иначе

говоря, является взаимосвязью рассудка. Для нее характерно, что, когда при

тех же самых условиях происходит одно, другое уже содержится в нем.

Определения эти суть формы мышления. Дух устанавливает их, повинуясь только

самому себе ,но это одновременно и определения сущего. Лишь путем

размышления мы открываем, что такое основание и следствие, внутреннее и

внешнее, что существенно и что несущественно. Дух при этом не сознает

того, что эти определения он устанавливает произвольно, напротив, он

высказывает в них нечто существующее вне и независимо от него.

§ 7

Собственно говоря, поскольку речь идет о том, что дух получает определения,

неопределенность Я, или духа, заранее предполагается. Определения духа

принадлежат ему даже в том случае, если он получил их от других предметов.

Если в нем и есть что-то, что, будучи независимым от него содержанием,

создано не им, то все же форма при этом всегда принадлежит ему; например,

действуя как воображение, дух черпает материал из созерцания, форма же при

этом заключается в ином соединении этого материала по сравнению с тем,

каким материал этот был первоначально в созерцании. Во всяком чистом

представлении, например в чистом представлении о животном, определенное

содержание принадлежит опыту, но всеобщее в таком представлении - это

форма, создаваемая духом.

Эта форма есть, следовательно, то, что дух устанавливает сам. При

теоретической деятельности, и в этом состоит ее существенное отличие, дух

устанавливает только форму, при практической же - он является творцом

также и содержания. Содержанием права, например, является личная свобода.

Она присуща духу. Практическая способность признает определения своими,

собственно говоря, тогда, когда она их хочет. Если они и являются чужими

или, лучше сказать, данными мне определениями, то они, несомненно,

перестают быть чужими, если я их хочу. Я делаю это содержание своим,

устанавливаю его сам.

§ 8

Теоретическая способность начинает с налично существующего, данного нам,

внешнего и превращает его в некоторое представление. Практическая же

способность, напротив, начинает с внутреннего определения, которое

называется решением, намерением, а затем превращает внутреннее во внешне

существующее, сообщает ему наличное бытие. Это превращение внутреннего

определения в нечто внешнее называется [практической] деятельностью.

§ 9

[Практическая] деятельность есть, собственно говоря, соединение внутреннего

с внешним. Внутреннее определение, с которого она начинается, по форме

необходимо снять, т. е. нужно, чтобы оно перестало быть чисто внутренним и

стало внешним; при этом необходимо, чтобы содержание этого определения

осталось; например, намерение построить дом - это внутреннее определение,

форма которого состоит в том, что оно является лишь намерением;

содержанием же тут служит план дома. Так вот, если эту форму здесь

устранить, содержание все же останется. Дом, который в соответствии с этим

намерением должен быть построен, и дом, который в соответствии с этим

планом строится, - это один и тот же дом.

С другой стороны, деятельность в такой же мере есть и преобразование

непосредственно данных [предметов внешнего мира] например, при постройке

дома различными способами видоизменяются грунт, камни, лес и прочие

материалы. Вид этих внешних предметов подвергается изменению. Их соединяют

совершенно иначе, чем они были соединены прежде. Это изменение подчинено

определенной цели, а именно плану дома, с которым как с чем-то внутренним

и приводятся в соответствие внешние предметы.

§ 10

Для животных тоже характерно практическое отношение к тому, что существует

вне их. Они действуют, следуя инстинкту, целесообразно, и, значит,

разумно. Но так как они делают это бессознательно, то о [практической]

деятельности применительно к ним можно говорить только в переносном

смысле. Они наделены вожделениями и побуждениями но не разумной волей. О

[природных] побуждениях и вожделепиях человека говорят часто как о воле.

Но точнее говоря, волю отличают от вожделения; волей в отличие от

вожделения называют в этом случае высшую способность желания. У животных

инстинкт отличается от самих побуждений и вожделений, ибо инстинкт хотя и

ость сопоршение действий под влиянием вожделения или побуждения, но

действий, которые нс закапчиваются своим непосредственным выражением, а

имеют еще и дальнейшее, для животного равным образом необходимое

следствие. Это совершение таких действий, в которых имеется отношение к

чему-то отличному от самих этих действий, например собирание в кучу зерен

многими животными. Это собирание еще не все действие; в нем имеется еще и

дальнейшая цель, а именно обеспечить себя пищей на будущее.

[Природное] побуждение - это прежде всего нечто внутреннее, нечто

начипагощоо движение само собой, самопроизвольно создающее некоторое

изменение. Такое побуждение возникает само собой. Пробуждается оно,

правда, благодаря внешним обстоятельствам, тем не менее оно было уже и до

этого. Внешние обстоятельства не порождают его. Механическими причинами

производятся чисто внешние, чисто механические действия, которые полностью

определены своими причинами и, следовательно, не содержат ничего, чего бы

не было уже в причине; например, если я придам какому-нибудь телу

движение, то этим я не сообщу ему ничего, кроме этого движения. Или если я

окрашиваю какое-нибудь тело, то этим я не сообщаю ему ничего, кроме данной

окраски. Напротив, если я действую на какое-нибудь живое существо, то это

воздействие заставляет его проявить еще и нечто совершенно отличное от

того, каким это существо было непосредственно. Активность живого существа

благодаря моему воздействию возбуждается и сама проявляет себя в своем

своеобразии.

Во-вторых, [природное] побуждение 1) по своему содержанию ограничено, а 2)

в отношении своего удовлетворения случайно, так как зависит от внешних

обстоятельств. Это побуждение не выходит за пределы своей цели и

называется поэтому слепым. Оно удовлетворяет себя, какими бы ни были

последствия.

Поэтому такие свои побуждения человек полагает по сам, а наделен ими

непосредственно; иначе говоря, они принадлежат его природе. Природа же

подвластпа необходимости, ибо все в ней ограничено, относительно,

существует вообще только в связи с чем-нибудь другим. Но то, что

существует в связи с чем-то другим, (те существует самостоятельно, а

является зависимым от другого. Оно имеет свое основание в этом другом и

представляет собой нечто необходимое. Поскольку человек обладает

непосредственно определенными побуждениями, постольку он подвластен

природе и ведет себя как необходимое, несвободное существо.

§ 11

Только человек как существо мыслящее может подвергать рефлексии такие свои

побуждения, которые сами по себе необходимы для него. Рефлексия означает,

собственно, сокращение непосредственного. Рефлексия света состоит в том,

что лучи его, которые сами но себе распространялись бы по прямой линии,

отклоняются от этого направления. Дух обладает рефлексией. Он отнюдь не

привязан к непосредственному и может переходить за пределы

непосредственного к чему-нибудь другому, например от некоторого события к

представлению о его следствии, либо к представлению о похожем событии,

либо к представлению о его причине. Если дух стремится к чему-нибудь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.