с) Благодаря своему качеству, т. е. благодаря тому, что оно есть, нечто
подвержено изменению. Оно изменяется, поскольку его определенность в связи
с иным становится устроенностью.
С. Для-себя-бытие
§ 16
Поскольку характер вещи вследствие изменения вообще снимается, снимает себя
и само это изменение,
Тем самым бытие вернулось в себя самого и исключает из себя иное. Оно есть
[теперь] для себя.
§ 17
Оно есть одно, соотносящееся только с самим собой, а по отношению ко всему
иному отталкивающее.
§ 18
Это исключении есть имеете с тем и некоторое отношение к иному и,
следовательно, действует вместе с тем притягивающе. Нет отталкивания без
притяжения, и наоборот,
§ 19
Иными словами, отталкиванием одного непосредственно положены многие одни.
Но все эти одни не отличены друг от друга. Одно - то же, что другое. Тем
самым в равной мере положено и их снятие, притяжение.
§ 20
Одно есть для-себя-сущее, абсолютно отличающее себя от других. Но так как
различие между ними, пх отталкивание снимается в притяжении, то это
различие положено как снятое различие и тем самым перешло п другое
определение, в количество.
(Нечто без своей границы ничего не значит. Если я изменю границу нечто, то
оно перестает бмть тс.м, что есть. Если я изменю границу поля, то ноле
останется полем и станет только больше. Но я изменил тут его границу не
как поля, а как некоторого ограниченного количества (Quantum), Изменить
его границу как поля означало бы превратить его, например, в лес.)
второй раздел
Количество
§ 21
Нечто есть то, что оно есть благодаря качеству. С изменением качества
изменяется не просто какое-то из определений, присущих этому нечто или же
этому конечному, а само это конечное. Количество же, напротив,
представляет собой определение, составляющее уже не природу самой вещи, а
некоторое безразличное отличие, с изменением которого вещь остается тем,
что есть.
§ 22
Количество есть снятое для-себя-бытие или же Одно. Внутри себя самого оно
есть, следовательно, ничем не нарушаемая непрерывность. Но так как в
количестве содержится также и Одно, то в нем есть и момент дискретности.
§ 23
А. Величина либо непрерывна, либо дискретна. Однако каждому из этих двух
видов величины присуща как дискретность, так и непрерывность с той лишь
разницей, что у дискретной величины принципом является дискретность, а у
непрерывной - непрерывность.
§ 24
В. Величина, или количество как ограниченное количество, есть некоторое
«сколько» (Quantum). Так как эта граница по своей природе не есть нечто
определенное, то всякое ограниченное количество можно увеличивать или
уменьшать до беспредельности.
§ 25
Граница ограниченного количества в форме егс в-себе-бытия дает интенсивную
величину, в форме же внешнего существования - экстенсивную величину, Но
нет такого интенсивного, что не имело бы формы экстенсивного наличного
бытия, и наоборот.
§ 26
С. Ограниченное количество само по себе не имее определенной границы. Нет,
следовательно, такого ограниченного количества, сверх которого нельзя было
бы взять какого-нибудь большего или меньшего количества. Ограниченное
количество, о котором говорят, что оно последнее, и сверх которого уже не
берут ничего большего или меньшего, называют обычно бесконечно большим или
бесконечно малым.
§ 27
Но тем самым оно вообще перестает быть ограниченным количеством и для себя
= 0. Оно сохраняет еще значение только как определение некоторого
отношения, в котором оно для себя не имеет уже никакой величины и служит
только определением по отношению к некоторому другому ограниченному
количеству. Это и есть более точное понятие математического бесконечного.
§ 28
Бесконечное в общем-то выступает в бесконечной прогрессии сначала как
процесс устранения границы, будь она качественной или количественной,
когда граница эта рассматривается как нечто позитивное и потому вопреки
отрицанию возникает все вновь и вновь. Но истинно бесконечное, если
понимать границу как отрицание, является отрицанием отрицания. В истинно
бесконечном выход за пределы конечного уже не приводит к установлению
какой-то новой границы, напротив, снятие границы приводит к восстановлению
наличного бытия в равенстве с собой.
§ 29
Тот факт, что ограниченное количество снимает себя в бесконечном, означает,
что безразличное внешнее определение, каким является ограниченное
количество, снимает себя и становится внутренним, качественным
определением.
третий раздел
Мера
§ 30
Мера, если она определена не внешне, а природой вещи, качеством, есть
специфическое «сколько».
§ 31
В количественном изменении, в процессе увеличения или уменьшения, который
совершается внутри меры, происходит и спецификация, так как безразличное
внешнее возрастание и убывание величины вместе с тем определяется и
модифицируется при этом самой природой вещи.
§ 32
Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою
меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает.
Вторая часть
СУЩНОСТЬ
§ 33
Сущность есть бытие, из своей непосредственности и из безразличного
отношения ко всему другому возвращенное в простое единство с собой.
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ
Определения сущности как таковой
§ 34
Сущность светится внутри себя и определяет себя. Но определения ее
существуют в единстве. Они суть лишь положенность, т. е. они не существуют
непосредственно для себя, а пребывают в единстве друг С другом. Поэтому
они суть отношения. Определения сущности - это определения рефлексии.
§ 35
1) Первым определением является сущностное единство с самим собой,
тождество. Если его выразить как принцип, т. е. в виде некоторого
всеобщего определения, это будет принцип: А == А; всякая вещь равна самой
себе. В негативной форме это выражается в виде принципа противоречия: А не
может быть одновременно В и Не-А.
§ 36.
2) Вторым определением является различие: а) как определение разности
безразличного друг к другу, но благодаря какой-либо определенности
различающегося наличного бытия. Принцип, выражающий разность, гласит: нет
двух вещей, которые были бы совершенно равны друг другу; b) как
определение противоположности позитивного и негативного, где одна
определенность положена только посредством другой определенности, причем
каждая из них существует лишь постольку, поскольку существует другая, но в
то же время и постольку лишь, поскольку она не есть эта другая. Принцип,
выражающий это, гласит: нечто есть либо А, либо Не-А, третьего не дано.
§ 37
3) Это третье, где вообще сняты положенные определения, есть сущность,
которая постольку есть основание. Принцип основания гласит: все имеет
свое достаточное основание.
§ 38
Поскольку всякое непосредственное наличное бытие рассматривается как всего
лишь положенное, то от него обращаются к сущности или же к основанию.
Наличное бытие является здесь чем-то первым, тем, из чего исходят. Но,
обращаясь к основанию, собственно говоря, отказываются от первичности
наличного бытия и признают первым и существенным основание.
§ 39
Основание заключает в себе то, что им основывается, согласно его
существенным определениям. Но отношение между основанием и основанным не
является чистым переходом в противоположное, хоть основанное наличное
бытие и обладает формой, отличной от его основания, которое тоже
представляет собой некоторое наличное бытие; и главное определение есть их
общее содержание.
Явление
А. Вещь
§ 40
Основание в силу своего внутреннего определения полагает себя в наличное
бытие, каковое, как вышедшее из основания, есть существование.
§ 41
Как целое определений существования всякое сущее есть вещь.
§ 42
Свойства вещи суть определения ее существования, обладающие безразличным
разнообразием по отношению друг к другу. Точно так же и вещь как простое
тождество с собой неопределенна и безразлична к ним как определениям.
§ 43
Определения в силу своей вещности тождественны с собой, и вещь есть не что
иное, как это тождество ее свойств с ними самими. Вещь, таким образом,
распадается из-за этого на свои свойства как на самостоятельные материи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19