Рефераты. Учение о праве, долге и религии






с) Благодаря своему качеству, т. е. благодаря тому, что оно есть, нечто

подвержено изменению. Оно изменяется, поскольку его определенность в связи

с иным становится устроенностью.

С. Для-себя-бытие

§ 16

Поскольку характер вещи вследствие изменения вообще снимается, снимает себя

и само это изменение,

Тем самым бытие вернулось в себя самого и исключает из себя иное. Оно есть

[теперь] для себя.

§ 17

Оно есть одно, соотносящееся только с самим собой, а по отношению ко всему

иному отталкивающее.

§ 18

Это исключении есть имеете с тем и некоторое отношение к иному и,

следовательно, действует вместе с тем притягивающе. Нет отталкивания без

притяжения, и наоборот,

§ 19

Иными словами, отталкиванием одного непосредственно положены многие одни.

Но все эти одни не отличены друг от друга. Одно - то же, что другое. Тем

самым в равной мере положено и их снятие, притяжение.

§ 20

Одно есть для-себя-сущее, абсолютно отличающее себя от других. Но так как

различие между ними, пх отталкивание снимается в притяжении, то это

различие положено как снятое различие и тем самым перешло п другое

определение, в количество.

(Нечто без своей границы ничего не значит. Если я изменю границу нечто, то

оно перестает бмть тс.м, что есть. Если я изменю границу поля, то ноле

останется полем и станет только больше. Но я изменил тут его границу не

как поля, а как некоторого ограниченного количества (Quantum), Изменить

его границу как поля означало бы превратить его, например, в лес.)

второй раздел

Количество

§ 21

Нечто есть то, что оно есть благодаря качеству. С изменением качества

изменяется не просто какое-то из определений, присущих этому нечто или же

этому конечному, а само это конечное. Количество же, напротив,

представляет собой определение, составляющее уже не природу самой вещи, а

некоторое безразличное отличие, с изменением которого вещь остается тем,

что есть.

§ 22

Количество есть снятое для-себя-бытие или же Одно. Внутри себя самого оно

есть, следовательно, ничем не нарушаемая непрерывность. Но так как в

количестве содержится также и Одно, то в нем есть и момент дискретности.

§ 23

А. Величина либо непрерывна, либо дискретна. Однако каждому из этих двух

видов величины присуща как дискретность, так и непрерывность с той лишь

разницей, что у дискретной величины принципом является дискретность, а у

непрерывной - непрерывность.

§ 24

В. Величина, или количество как ограниченное количество, есть некоторое

«сколько» (Quantum). Так как эта граница по своей природе не есть нечто

определенное, то всякое ограниченное количество можно увеличивать или

уменьшать до беспредельности.

§ 25

Граница ограниченного количества в форме егс в-себе-бытия дает интенсивную

величину, в форме же внешнего существования - экстенсивную величину, Но

нет такого интенсивного, что не имело бы формы экстенсивного наличного

бытия, и наоборот.

§ 26

С. Ограниченное количество само по себе не имее определенной границы. Нет,

следовательно, такого ограниченного количества, сверх которого нельзя было

бы взять какого-нибудь большего или меньшего количества. Ограниченное

количество, о котором говорят, что оно последнее, и сверх которого уже не

берут ничего большего или меньшего, называют обычно бесконечно большим или

бесконечно малым.

§ 27

Но тем самым оно вообще перестает быть ограниченным количеством и для себя

= 0. Оно сохраняет еще значение только как определение некоторого

отношения, в котором оно для себя не имеет уже никакой величины и служит

только определением по отношению к некоторому другому ограниченному

количеству. Это и есть более точное понятие математического бесконечного.

§ 28

Бесконечное в общем-то выступает в бесконечной прогрессии сначала как

процесс устранения границы, будь она качественной или количественной,

когда граница эта рассматривается как нечто позитивное и потому вопреки

отрицанию возникает все вновь и вновь. Но истинно бесконечное, если

понимать границу как отрицание, является отрицанием отрицания. В истинно

бесконечном выход за пределы конечного уже не приводит к установлению

какой-то новой границы, напротив, снятие границы приводит к восстановлению

наличного бытия в равенстве с собой.

§ 29

Тот факт, что ограниченное количество снимает себя в бесконечном, означает,

что безразличное внешнее определение, каким является ограниченное

количество, снимает себя и становится внутренним, качественным

определением.

третий раздел

Мера

§ 30

Мера, если она определена не внешне, а природой вещи, качеством, есть

специфическое «сколько».

§ 31

В количественном изменении, в процессе увеличения или уменьшения, который

совершается внутри меры, происходит и спецификация, так как безразличное

внешнее возрастание и убывание величины вместе с тем определяется и

модифицируется при этом самой природой вещи.

§ 32

Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою

меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает.

Вторая часть

СУЩНОСТЬ

§ 33

Сущность есть бытие, из своей непосредственности и из безразличного

отношения ко всему другому возвращенное в простое единство с собой.

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

Определения сущности как таковой

§ 34

Сущность светится внутри себя и определяет себя. Но определения ее

существуют в единстве. Они суть лишь положенность, т. е. они не существуют

непосредственно для себя, а пребывают в единстве друг С другом. Поэтому

они суть отношения. Определения сущности - это определения рефлексии.

§ 35

1) Первым определением является сущностное единство с самим собой,

тождество. Если его выразить как принцип, т. е. в виде некоторого

всеобщего определения, это будет принцип: А == А; всякая вещь равна самой

себе. В негативной форме это выражается в виде принципа противоречия: А не

может быть одновременно В и Не-А.

§ 36.

2) Вторым определением является различие: а) как определение разности

безразличного друг к другу, но благодаря какой-либо определенности

различающегося наличного бытия. Принцип, выражающий разность, гласит: нет

двух вещей, которые были бы совершенно равны друг другу; b) как

определение противоположности позитивного и негативного, где одна

определенность положена только посредством другой определенности, причем

каждая из них существует лишь постольку, поскольку существует другая, но в

то же время и постольку лишь, поскольку она не есть эта другая. Принцип,

выражающий это, гласит: нечто есть либо А, либо Не-А, третьего не дано.

§ 37

3) Это третье, где вообще сняты положенные определения, есть сущность,

которая постольку есть основание. Принцип основания гласит: все имеет

свое достаточное основание.

§ 38

Поскольку всякое непосредственное наличное бытие рассматривается как всего

лишь положенное, то от него обращаются к сущности или же к основанию.

Наличное бытие является здесь чем-то первым, тем, из чего исходят. Но,

обращаясь к основанию, собственно говоря, отказываются от первичности

наличного бытия и признают первым и существенным основание.

§ 39

Основание заключает в себе то, что им основывается, согласно его

существенным определениям. Но отношение между основанием и основанным не

является чистым переходом в противоположное, хоть основанное наличное

бытие и обладает формой, отличной от его основания, которое тоже

представляет собой некоторое наличное бытие; и главное определение есть их

общее содержание.

второй раздел

Явление

А. Вещь

§ 40

Основание в силу своего внутреннего определения полагает себя в наличное

бытие, каковое, как вышедшее из основания, есть существование.

§ 41

Как целое определений существования всякое сущее есть вещь.

§ 42

Свойства вещи суть определения ее существования, обладающие безразличным

разнообразием по отношению друг к другу. Точно так же и вещь как простое

тождество с собой неопределенна и безразлична к ним как определениям.

§ 43

Определения в силу своей вещности тождественны с собой, и вещь есть не что

иное, как это тождество ее свойств с ними самими. Вещь, таким образом,

распадается из-за этого на свои свойства как на самостоятельные материи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.