вещи; 2) отношение господства и рабства, связанное с направленностью
самосознания на другое, не равное ему самосознание; 3) всеобщее
самосознание, узнающее себя в других самосознаниях, и притом признающее
себя равным им, как и они признают себя равными ему самому.
А. Вожделение
§ 25
Итак, обе стороны самосознания, полагающая и снимающая, непосредственно
соединены друг с другом. Самосознание, полагая себя через отрицание
инобытия, является практическим сознанием. Таким образом, если внутри
подлинного сознания, которое называется также теоретическим, его
собственные определения и определения предмета изменялись сами по себе, то
теперь это происходит благодаря деятельности самого сознания, и притом для
него. Оно сознает, что эта снимающая деятельность принадлежит ему. В
понятии самосознания заключается определение еще не реализованного
различия. Поскольку в общем-то это различие делается в самосознании
заметным, самосознание ощущает внутри самого себя некоторое инобытие,
какое-то отрицание самого себя, иначе говоря, чувствует какой-то
недостаток, испытывает некоторую потребность.
§ 26
Это ощущение своего инобытия противоречит равенству самосознания с самим
собой. Ощущаемая необходимость снять это противоречие есть побуждение.
Перед самосознанием как сознанием отрицание, или инобытие, предстает в
виде внешней, отличной от него вещи, которая, однако, уже определена
самосознанием 1) как нечто соответствующее побуждению и 2) как нечто
негативное в себе, чье существование (Bestehen) должно быть снято этой
самостью и приведено в равенство с нею.
§ 27
Таким образом, деятельность вожделения снимает инобытие предмета, его
существование вообще, и соединяет предмет с субъектом, вследствие чего
вожделение удовлетворяется. Последнее, стало быть, обусловлено: 1)
внешним, безразлично по отношению к нему существующим предметом, иначе
говоря, сознанием;
2) деятельность вожделения приводит к удовлетворению только посредством
снятия предмета. Самосознание приходит, следовательно, только к своему
самоощущению.
§ 28
На ступени вожделения самосознание относится к себе как единичное
самосознание. На этой ступени оно связано с лишенным самости предметом,
который в себе и для себя является иным предметом, нежели самосознание.
Последнее поэтому достигает своего равенства с самим собой в отношении
предмета только путем снятия предмета. Вожделение, собственно говоря 1)
разрушительно; 2) удовлетворяя его, самосознание приходит поэтому только к
самоощущению того, что субъект как единичный существует для себя, т. е. к
неопределенному понятию о субъекте, связанном с объективностью.
В. Господство и рабство
§ 29
Понятие о самосознании как некотором субъекте, который в то же время
существует объективно, указывает на то обстоятельство, что для этого
самосознания существует некоторое другое самосознание.
§ 30
Самосознание, существующее для некоторого другого самосознания, существует
не как простой объект последнего, а как его другая самость. Я отнюдь не
является абстрактной всеобщностью, в которой, как таковой, нет никакого
различия, никакого определения. Поскольку Я выступает как предмет Я, оно
существует для него с этой стороны как то же самое. В другом оно созерцает
самого себя.
§ 31
Это самосознание одного [Я] в другом есть 1) абстрактный момент их
тождественности; 2) но каждое Я имеет также и то определение, что для
другого Я оно выступает как внешний объект и в этом смысле как
непосредственное, чувственное и конкретное наличное бытие; 3) каждое [Я]
существует абсолютно для себя и особняком по отношению к другому [Я] и
требует того, чтобы и для другого быть таким же и считаться тем же,
созерцать в другом свою свободу как свободу чего-то существующего для
себя, иначе говоря, быть им признанным.
§ 32
Чтобы сделать себя значимым в качестве свободного и быть признанным,
самосознание должно представить себя другому как свободное от природного
наличного бытия. Этот момент необходим как и момент свободы самосознания
внутри себя. Абсолютное равенство Я с самим собой по существу не
непосредственно, но оно создается снятием чувственной непосредственности,
вместе с чем самосознание превращается для другого в свободное и
независимое от чувственного. Так оно выказывает себя соответствующим
своему понятию, и, благодаря тому что оно придает Я реальность, оно должно
быть признано.
§ 33
Но самостоятельность является свободой не столько вне и от
непосредственного чувственного, непосредственно наличного бытия и свободой
от него, сколько скорее внутри последнего. Оба этих момента одинаково
необходимы, однако ценность их не одинакова. Когда появляется неравенство,
заключающееся в том, что для одного из двух самосознаний имеет
существенное значение свобода, а не чувственное наличное бытие, для
другого же это последнее, а не свобода, то при обязательном взаимном
признании в определенной деятельности между ними возникает отношение
господства и рабства или вообще служения и покорности. Это различие
самостоятельности дано как непосредственное отношение природы.
§ 34
Поскольку каждое из двух противостоящих друг другу самосознаний,
несомненно, стремится к тому, чтобы по отношению к другому самосознанию и
для другого самосознания доказать и утвердить себя в качестве некоторого
абсолютного для себя бытия, то самосознание, которое свободе предпочитает
жизнь, вступает в отношении рабства и тем самым показывает, что оно не
способно в себе самом абстрагироваться для своей независимости от своего
наличного бытия.
§ 35
Эта чисто негативная свобода, состоящая в абстрагировании от своего
природного наличного бытия, не соответствует, однако, понятию свободы, ибо
последняя есть равенство самому себе в инобытии и заключается отчасти в
созерцании своей самости в другой самости, а отчасти в свободе не от
наличного бытия вообще, но внутри наличного бытия. Истинная свобода сама
обладает наличным бытием. Услужающий лишен самости. В качестве своей
самости он имеет другую самость. Он отчужден от себя, снят в господине как
единичное Я и созерцает свою существенную самость как нечто иное. Господин
же, напротив, в услужающем созерцает другое Я как снятое, а свою
собственную единичную волю как сохраненную. (История Робинзона и Пятницы.)
§ 36
Но собственная личная и отдельная воля услужающего, если присмотреться как
следует, совершенно исчезает в страхе перед господином, во внутреннем
чувстве собственной негативности. Его труд услужения другому есть в себе
отчасти известное отчуждение своей воли, отчасти же он представляет собой
одновременное с отрицанием собственных желаний и позитивное формирование
внешних вещей посредством труда, если посредством него самость превращает
свои определения в форму вещей и в своем произведении созерцает себя как
опредмеченную. Отчуждение несущественного произвола является моментом
истинного повиновения. (Писистрат учил афинян повиноваться. Тем самым он
претворил в действительность законы Солона, а после того как афиняне
научились этому, господа для них уже были не нужны.)
§ 37
Это отчуждение отдельности как самости ясть момент, посредством которого
самосознание совершает переход к тому, чтобы быть всеобщей волей,
совершает переход к позитивной свободе.
С. Всеобщность самосознания
§ 38
Всеобщее самосознание есть взгляд на себя не как на какую-то особенную,
отличную от других, а как на существующую по себе, всеобщую самость. Такою
самостью оно признает само себя и другие самосознания в себе, и таким оно
признается ими.
§ 39
В плане этой своей существенной всеобщности самосознание для себя реально
лишь тогда, когда оно сознает в другом свое отражение (я знаю, что другие
знают меня в качестве самих себя) и, принадлежа как чистая духовная
всеобщность семье, отечеству и т. д., знает себя как существенную самость.
(Это самосознание - основа всяких добродетелей, любви, чести, дружбы,
храбрости, всякой самоотверженности, всякой славы и т. д.)
Третья ступень
РАЗУМ
§ 40
Разум - это высшее соединение сознания и самосознания, т. е. знания о
предмете и знания о себе. Он есть достоверность того, что его определения
являются столь же предметными определениями, определениями сущности вещей,
сколь и нашими собственными мыслями. Он столь же есть достоверность его
самого, субъективность, сколь и бытие, или .объективность, в одном и том
же мышлении.
§ 41
Иди же то, что мы постигаем посредством разума, представляет собой 1)
содержание, которое не только состоит из наших чистых представлений или
мыслей, созданных нами для себя, но и заключает существующую в себе и для
себя сущность предметов и обладает объективной реальностью, 2) созерцание,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19