Рефераты. Учение о праве, долге и религии






вещи; 2) отношение господства и рабства, связанное с направленностью

самосознания на другое, не равное ему самосознание; 3) всеобщее

самосознание, узнающее себя в других самосознаниях, и притом признающее

себя равным им, как и они признают себя равными ему самому.

А. Вожделение

§ 25

Итак, обе стороны самосознания, полагающая и снимающая, непосредственно

соединены друг с другом. Самосознание, полагая себя через отрицание

инобытия, является практическим сознанием. Таким образом, если внутри

подлинного сознания, которое называется также теоретическим, его

собственные определения и определения предмета изменялись сами по себе, то

теперь это происходит благодаря деятельности самого сознания, и притом для

него. Оно сознает, что эта снимающая деятельность принадлежит ему. В

понятии самосознания заключается определение еще не реализованного

различия. Поскольку в общем-то это различие делается в самосознании

заметным, самосознание ощущает внутри самого себя некоторое инобытие,

какое-то отрицание самого себя, иначе говоря, чувствует какой-то

недостаток, испытывает некоторую потребность.

§ 26

Это ощущение своего инобытия противоречит равенству самосознания с самим

собой. Ощущаемая необходимость снять это противоречие есть побуждение.

Перед самосознанием как сознанием отрицание, или инобытие, предстает в

виде внешней, отличной от него вещи, которая, однако, уже определена

самосознанием 1) как нечто соответствующее побуждению и 2) как нечто

негативное в себе, чье существование (Bestehen) должно быть снято этой

самостью и приведено в равенство с нею.

§ 27

Таким образом, деятельность вожделения снимает инобытие предмета, его

существование вообще, и соединяет предмет с субъектом, вследствие чего

вожделение удовлетворяется. Последнее, стало быть, обусловлено: 1)

внешним, безразлично по отношению к нему существующим предметом, иначе

говоря, сознанием;

2) деятельность вожделения приводит к удовлетворению только посредством

снятия предмета. Самосознание приходит, следовательно, только к своему

самоощущению.

§ 28

На ступени вожделения самосознание относится к себе как единичное

самосознание. На этой ступени оно связано с лишенным самости предметом,

который в себе и для себя является иным предметом, нежели самосознание.

Последнее поэтому достигает своего равенства с самим собой в отношении

предмета только путем снятия предмета. Вожделение, собственно говоря 1)

разрушительно; 2) удовлетворяя его, самосознание приходит поэтому только к

самоощущению того, что субъект как единичный существует для себя, т. е. к

неопределенному понятию о субъекте, связанном с объективностью.

В. Господство и рабство

§ 29

Понятие о самосознании как некотором субъекте, который в то же время

существует объективно, указывает на то обстоятельство, что для этого

самосознания существует некоторое другое самосознание.

§ 30

Самосознание, существующее для некоторого другого самосознания, существует

не как простой объект последнего, а как его другая самость. Я отнюдь не

является абстрактной всеобщностью, в которой, как таковой, нет никакого

различия, никакого определения. Поскольку Я выступает как предмет Я, оно

существует для него с этой стороны как то же самое. В другом оно созерцает

самого себя.

§ 31

Это самосознание одного [Я] в другом есть 1) абстрактный момент их

тождественности; 2) но каждое Я имеет также и то определение, что для

другого Я оно выступает как внешний объект и в этом смысле как

непосредственное, чувственное и конкретное наличное бытие; 3) каждое [Я]

существует абсолютно для себя и особняком по отношению к другому [Я] и

требует того, чтобы и для другого быть таким же и считаться тем же,

созерцать в другом свою свободу как свободу чего-то существующего для

себя, иначе говоря, быть им признанным.

§ 32

Чтобы сделать себя значимым в качестве свободного и быть признанным,

самосознание должно представить себя другому как свободное от природного

наличного бытия. Этот момент необходим как и момент свободы самосознания

внутри себя. Абсолютное равенство Я с самим собой по существу не

непосредственно, но оно создается снятием чувственной непосредственности,

вместе с чем самосознание превращается для другого в свободное и

независимое от чувственного. Так оно выказывает себя соответствующим

своему понятию, и, благодаря тому что оно придает Я реальность, оно должно

быть признано.

§ 33

Но самостоятельность является свободой не столько вне и от

непосредственного чувственного, непосредственно наличного бытия и свободой

от него, сколько скорее внутри последнего. Оба этих момента одинаково

необходимы, однако ценность их не одинакова. Когда появляется неравенство,

заключающееся в том, что для одного из двух самосознаний имеет

существенное значение свобода, а не чувственное наличное бытие, для

другого же это последнее, а не свобода, то при обязательном взаимном

признании в определенной деятельности между ними возникает отношение

господства и рабства или вообще служения и покорности. Это различие

самостоятельности дано как непосредственное отношение природы.

§ 34

Поскольку каждое из двух противостоящих друг другу самосознаний,

несомненно, стремится к тому, чтобы по отношению к другому самосознанию и

для другого самосознания доказать и утвердить себя в качестве некоторого

абсолютного для себя бытия, то самосознание, которое свободе предпочитает

жизнь, вступает в отношении рабства и тем самым показывает, что оно не

способно в себе самом абстрагироваться для своей независимости от своего

наличного бытия.

§ 35

Эта чисто негативная свобода, состоящая в абстрагировании от своего

природного наличного бытия, не соответствует, однако, понятию свободы, ибо

последняя есть равенство самому себе в инобытии и заключается отчасти в

созерцании своей самости в другой самости, а отчасти в свободе не от

наличного бытия вообще, но внутри наличного бытия. Истинная свобода сама

обладает наличным бытием. Услужающий лишен самости. В качестве своей

самости он имеет другую самость. Он отчужден от себя, снят в господине как

единичное Я и созерцает свою существенную самость как нечто иное. Господин

же, напротив, в услужающем созерцает другое Я как снятое, а свою

собственную единичную волю как сохраненную. (История Робинзона и Пятницы.)

§ 36

Но собственная личная и отдельная воля услужающего, если присмотреться как

следует, совершенно исчезает в страхе перед господином, во внутреннем

чувстве собственной негативности. Его труд услужения другому есть в себе

отчасти известное отчуждение своей воли, отчасти же он представляет собой

одновременное с отрицанием собственных желаний и позитивное формирование

внешних вещей посредством труда, если посредством него самость превращает

свои определения в форму вещей и в своем произведении созерцает себя как

опредмеченную. Отчуждение несущественного произвола является моментом

истинного повиновения. (Писистрат учил афинян повиноваться. Тем самым он

претворил в действительность законы Солона, а после того как афиняне

научились этому, господа для них уже были не нужны.)

§ 37

Это отчуждение отдельности как самости ясть момент, посредством которого

самосознание совершает переход к тому, чтобы быть всеобщей волей,

совершает переход к позитивной свободе.

С. Всеобщность самосознания

§ 38

Всеобщее самосознание есть взгляд на себя не как на какую-то особенную,

отличную от других, а как на существующую по себе, всеобщую самость. Такою

самостью оно признает само себя и другие самосознания в себе, и таким оно

признается ими.

§ 39

В плане этой своей существенной всеобщности самосознание для себя реально

лишь тогда, когда оно сознает в другом свое отражение (я знаю, что другие

знают меня в качестве самих себя) и, принадлежа как чистая духовная

всеобщность семье, отечеству и т. д., знает себя как существенную самость.

(Это самосознание - основа всяких добродетелей, любви, чести, дружбы,

храбрости, всякой самоотверженности, всякой славы и т. д.)

Третья ступень

РАЗУМ

§ 40

Разум - это высшее соединение сознания и самосознания, т. е. знания о

предмете и знания о себе. Он есть достоверность того, что его определения

являются столь же предметными определениями, определениями сущности вещей,

сколь и нашими собственными мыслями. Он столь же есть достоверность его

самого, субъективность, сколь и бытие, или .объективность, в одном и том

же мышлении.

§ 41

Иди же то, что мы постигаем посредством разума, представляет собой 1)

содержание, которое не только состоит из наших чистых представлений или

мыслей, созданных нами для себя, но и заключает существующую в себе и для

себя сущность предметов и обладает объективной реальностью, 2) созерцание,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.