Рефераты. Учение о праве, долге и религии






в руках одного человека и но наследству остается в одной семье. В

наследственной монархии исключены те споры и гражданские войны, которые

могут возникнуть при смене престола в выборной монархии, ибо честолюбие

могущественных особ но может питать никакой надежды на трон. Монарх,

правда, пе в состоянии непосредственно осуществлять всю правительственную

власть и частично доверяет осуществление специальных властей коллегиям или

же государственным чинам, которые именем короля под его надзором и

согласно законам осуществляют возложенную на них власть. В монархии

гражданская свобода более защищена, чем в других государственных

устройствах. Извращением монархии является деспотизм, когда правитель

осуществляет управление государством по своему произволу. Для монархии

существенно, чтобы правительство обладало по отношению к частным интересам

людей достаточной твердостью и должной властью. Но с другой стороны,

необходимо также, чтобы права граждан были защищены законами. Хотя

деспотическое правительство и обладает наивысшей властью, однако при таком

государственном устройстве в жертву приносятся права граждан. Деспот

обладает наибольшей властью и может использовать силы своего государства

произвольно. Но эта точка зрения как раз и является самой опасной.

Государствепиый строй народа не есть чисто внешнее устройство. Народ может

иметь как то, так и другое государственное устройство. Оно зависит главным

образом от характера народа, от его нравов, степени образованности, от

образа жизни и численности народа.

§ 29

Граждане как отдельные люди подчинены государственной власти и повинуются

ей. Содержанием же се и целью является осуществление естественных, т. е.

абсолютных, прав граждан, которые нс отказываются от этих прав в

государстве, а, напротив, только в нем и достигают пользования ими и

развития их.

§ 30

Конституция государства устанавливает в качестве внутреннего

государственного права отношение специальных властей как к правительству -

их высшему объединению, так и Друг к другу, а также отношение к ним

граждан, иначе говоря, участие в них граждан.

§ 31

Внешнее государственное право касается отношения самостоятельных народов

при посредстве их правительств друг к другу и основывается преимущественно

на особых договорах: международное право.

Пояснение. Государства находятся скорее в естественном, чем в правовом,

отношении друг к другу. Именно поэтому между ними существует постоянный

спор, так что они заключают между собой договоры и таким путем ставят себя

в правовое отношение друг к другу. С другой же стороны, они совершенно

самостоятельны и независимы друг от друга. Поэтому права между ними па

самом делено существует. Они могут, следовательно, произвольно нарушать

договоры и должны из-за этого всегда оставаться в известном недоверии друг

к другу. Как природные образования они относятся друг к другу

соответственно своей силе. Они должны сами сохранять свое право, сами

создавать его себе и поэтому вести между собой войну.

второй раздел

Учение о долге, или мораль

§ 32

То, что можно требовать от человека на основании права, представляет собой

некоторую обязанность. Долгом же нечто является постольку, поскольку оно

должно быть исполнено из моральных соображений.

Пояснение. Слово «долг» зачастую употребляется применительно к правовым

отношениям. Правовые обязанности можно определить как совершенные

обязанности, моральные - как несовершенные, ибо первые вообще должны

исполняться и характеризуются внешней необходимостью, моральные же

основываются на субъективной воле. Однако определение это точно так же

можно было бы и перевернуть, ибо правовой долг, как таковой, предполагает

только внешнюю необходимость, при которой надлежащий образ мыслей может

отсутствовать, иначе говоря, я могу при этом иметь даже дурные намерения.

Напротив, с точки зрения морали нужно и то и другое: и надлежащий по

своему содержанию поступок, и субъективное по форме умонастроение.

§ 33

Право оставляет умонастроению полную свободу. Моральность же

преимущественно касается умонастроения и требует, чтобы поступок

совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву

образ действий морален, если побудительной причиной последнего является

уважение к праву.

§ 34

Умонастроение является субъективной стороной морального поведения или же

его формой. В нем нет еще никакого содержания, которое было бы столь же

существенно, как действительные поступки.

Пояснение. Считают, что с правовым образом действий необходимо связан и

моральный. Может, однако, быть и такой случай, когда с правовым образом

действий не связано соответствующее праву умонастроение, более того -

когда при этом имеет место аморальность. Соответствующий праву поступок,

если он совершается из уважения к закону, является одновременно и

моральным. Поведения, соответствующего праву, и притом с моральным

умонастроением, непременно нужно добиваться в первую очередь, и только

тогда может прийти моральное поведение, как таковое, в котором нет

никакого правового предписания (никакой правовой обязанности). Люди охотно

поступают чисто морально, иначе говоря великодушно, и дарят зачастую с

большей охотой, нежели они исполняют свои правовые обязанности. Ибо,

поступая великодушно, они приобретают сознание своего собственного

совершенства, тогда как действуя в соответствии с правом, они, напротив,

совершают нечто совершенно всеобщее, тождественное у них со всеми.

Все действительное содержит две стороны, истинное понятие и реальность

этого понятия; например, понятием государства является обеспечение и

осуществление права, к реальности же этого понятия относится своеобразное

устройство государства, соотношение отдельных властей и т. д.

Действительному человеку, а именно человеку, взятому с его практической

стороны, тоже присущи понятие и реальность этого понятия. К первому

относится чистая личность или же абстрактная свобода, ко второму -

особенное предназначение наличного бытия и само это наличное бытие. Хотя в

последнем и содержится больше, чем в понятии, тем не менее оно должно

соответствовать понятию и быть им определено. Чистое понятие практического

наличного бытия, Я, есть предмет права.

§ 35

Моральный образ действий касается человека не как абстрактного лица, а в

плане всеобщих и необходимых определений его особенного наличного бытия.

Он не является поэтому только запрещающим, как по сути дела правовые

требования, приказывающие лишь не нарушать свободу другого, но требует

сделать для другого также и нечто позитивное. Предписания морали

направлены на единичную действительность.

§ 36

Человек, взятый в плане его особенного наличного бытия, как его

рассматривает мораль, стремится к согласованию внешнего со своими

внутренними определениями, к удовольствию и благоденствию.

Пояснение. Побуждения, т. е. внутренние определения, присущи человеку от

природы, иначе говоря, с той стороны, с какой он и представляет собой

вообще нечто действительное. Эти определения являются недостаточными, если

они остаются только внутренними. Побуждениями они называются, поскольку

они ведут к ликвидации этого недостатка, т. е. требуют своей реализации,

согласования внешнего с внутренним. Соответствие внешнего внутреннему есть

удовольствие. Удовольствию поэтому предшествует рефлексия, как сравнение

между внутренним и внешним, безразлично, появилось это внешнее благодаря

мне или благодаря счастливой случайности. Источники удовольствия могут

быть самыми разнообразными. Оно не зависит от содержания и касается только

формы, другими словами, оно является чувством чего-то только формального,

а именно указанного соответствия. Учение, имеющее целью удовольствие или,

лучше сказать, благоденствие, называется эвдемонизмом. В нем, однако, пе

установлено, в чем следует искать удовольствия и благоденствия. Таким

образом, возможен как совершенно грубый, примитивный эвдемонизм, так и

более высокий, ибо на этом принципе могут основываться как добрые, так и

злые поступки.

§ 37

Как удовольствие это соответствие есть некоторое субъективное -чувство и

нечто случайное, могущее возникать в связи с любым побуждением и его

предметом, и я тут являюсь своей целью только в качестве природного

существа и только в качестве отдельного человека.

Пояснение. Удовольствие есть нечто субъективное и относится только ко мне

как отдельному существу. В нем нет ничего объективного, всеобщего,

рассудочного. Именно поэтому оно и не является мерилом, с помощью которого

судят о вещи. Если я говорю, что вот так мне нравится, иначе говоря,

ссылаюсь на свое удовольствие, то я высказываю только, что это имеет такое

значение для меня, и тем уже порываю рассудочные отношения с другими

людьми. Удовольствие случайно по своему содержанию, потому что может

возникать в связи с любым предметом, а так как оно не зависит от

содержания, то представляет собой нечто формальное. По своему внешнему

существованию удовольствие тоже случайно, нуждается в соответствующих

обстоятельствах. Средства, употребляемые мной для достижения удовольствия,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.